kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над словами с непроверяемым написанием

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации по русскому языку  отражены способы работы над словами с непроверяемым написанием в начальной школе,показана методика предъявления новых слов, разработан алгоритм работы  со словарными сорвами.В работе есть классификация словарных диктантов,пояснение к работе с кроссвордами и ребусами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над словами с непроверяемым написанием »

Наименование учреждения образования: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. Сим Название проекта: Работа над словами с непроверяемым написанием. Автор проекта:  Учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 г.Сим Шустова Светлана Павловна первая квалификационная категория стаж работы 31 год

Наименование учреждения образования:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. Сим

Название проекта:

Работа над словами с непроверяемым написанием.

Автор проекта:

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №2 г.Сим

Шустова Светлана Павловна

первая квалификационная категория

стаж работы 31 год

Цель проекта : Разработать методическое портфолио по данной теме.   Задачи проекта:  * выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;  * разработать задания для работы со словарными словами, опробовать их на практике и обобщить в виде методических рекомендаций;  * систематизировать подобранный материал для использования на уроках в виде дидактического материала.   * п рогнозирование результатов: качественный результат изучения и правописания словарных слов.          

Цель проекта :

Разработать методическое портфолио по данной теме.

 

Задачи проекта:

* выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

* разработать задания для работы со словарными словами, опробовать их на практике и обобщить в виде методических рекомендаций;

* систематизировать подобранный материал для использования на уроках в виде дидактического материала.

 

* п рогнозирование результатов: качественный результат изучения и правописания словарных слов.

 

 

 

 

 

Что такое « Словарные слова»?  Словарные слова- это те слова, написание которых нельзя проверить с помощью орфографических правил.  Работа над словами с непроверяемым написанием - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Повысить интерес к словарной работе на уроках русского языка, качество знаний учащихся можно через применение современных образовательных технологий, т.к. интерес является одним из важных мотивов учения младших школьников. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.

Что такое « Словарные слова»?

Словарные слова- это те слова, написание которых нельзя проверить с помощью орфографических правил.

Работа над словами с непроверяемым написанием - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Повысить интерес к словарной работе на уроках русского языка, качество знаний учащихся можно через применение современных образовательных технологий, т.к. интерес является одним из важных мотивов учения младших школьников. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.

Приемы и методы работы над словами с непроверяемым написанием .  Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.  Использование разнообразных методов (частично – поискового, проблемного,  исследовательского  и др.), приемов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.  Вся эта работа способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми безударными гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Приемы и методы работы над словами с непроверяемым написанием .

Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает

у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.

Использование разнообразных методов (частично – поискового, проблемного, исследовательского и др.), приемов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

Вся эта работа способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми безударными гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Методика предъявления новых слов из словаря программы.  1. Зрительное восприятие написания слова. Предъявляется карточка с написанным словом (без выделения орфограмм красным цветом). 2. Орфоэпическое проговаривание слова. 3. Выяснение лексического значения слова. 4. Орфографическое чтение слова. 5 . Сравнение орфоэпического и орфографического произно­шений с целью нахождения «опасных мест». 6. Проверка, можно ли проверить написание? Как? Привести примеры. 7. Вывод: написание проверить нельзя. 8. Поиск вариантов ответов на вопрос, что же делать, чтобы писать слово правильно? (Спросить, посмотреть словарь, запом­нить, записать в «личный» орфографический словарь). 9 . Выбор приемов запоминания . (Сопоставить слова: город —горох, шествовать шефствовать; подумать о связях данного слова с другими: пассажир — пароход—вагон; бульдозер - борозда; багаж— корзина; запоминать группы родственных слов: беседа -беседовать; анализировать слова в «Словаре для справок» - почему в данной группе на каждую букву они расположены определенным образом?)

Методика предъявления новых слов из словаря программы.

1. Зрительное восприятие написания слова. Предъявляется карточка с написанным словом (без выделения орфограмм красным цветом).

2. Орфоэпическое проговаривание слова.

3. Выяснение лексического значения слова.

4. Орфографическое чтение слова.

5 . Сравнение орфоэпического и орфографического произно­шений с целью нахождения «опасных мест».

6. Проверка, можно ли проверить написание? Как? Привести примеры.

7. Вывод: написание проверить нельзя.

8. Поиск вариантов ответов на вопрос, что же делать, чтобы писать слово правильно? (Спросить, посмотреть словарь, запом­нить, записать в «личный» орфографический словарь).

9 . Выбор приемов запоминания . (Сопоставить слова: город —горох, шествовать шефствовать; подумать о связях данного слова с другими: пассажир — пароход—вагон; бульдозер - борозда; багаж— корзина; запоминать группы родственных слов: беседа -беседовать; анализировать слова в «Словаре для справок» -

почему в данной группе на каждую букву они расположены определенным образом?)

Алгоритм работы со словарными словами для учащихся. 1. Произнеси слово и послушай себя (орфоэпическое чтение). 2. Прочитай слово так, как оно написано (орфографическое чтение). 3. Сравни произношение и написание, найди «опасные» места (1-й класс), орфограммы (2 —4-й класс). Запиши слово, подчеркни орфограммы . 4. Запомни слово, используя разные приемы запоминания (проговори слово отчетливо вслух два-три раза; проговори слово отчетливо про себя два-три раза; запиши слово несколько раз; проверь написание). 5. Составь со словом несколько словосочетаний. Словарные слова можно изменять и подбирать родственные слова: а) образовывать другие формы слова, изменяя слова по чис­лам и падежам; б) образовывать группы родственных слов, и с каждым из них составлять словосочетания; 6. Напиши сочинение. В 1—3-м классах — текст-повествование, текст-описание; в четвертом добавляется текст-рассуждение.

Алгоритм работы со словарными словами для учащихся.

1. Произнеси слово и послушай себя (орфоэпическое чтение).

2. Прочитай слово так, как оно написано (орфографическое чтение).

3. Сравни произношение и написание, найди «опасные» места

(1-й класс), орфограммы (2 —4-й класс). Запиши слово, подчеркни орфограммы .

4. Запомни слово, используя разные приемы запоминания (проговори слово отчетливо вслух два-три раза; проговори слово отчетливо про себя два-три раза; запиши слово несколько раз; проверь написание).

5. Составь со словом несколько словосочетаний. Словарные слова можно изменять и подбирать родственные слова:

а) образовывать другие формы слова, изменяя слова по чис­лам и падежам;

б) образовывать группы родственных слов, и с каждым из них составлять словосочетания;

6. Напиши сочинение. В 1—3-м классах — текст-повествование,

текст-описание; в четвертом добавляется текст-рассуждение.

Классификация словарных диктантов . Слуховые диктанты Простые диктанты Творческие диктанты подбор слов по грамматическим признакам предупредительный подбор однокоренных слов объяснительный выборочный подбор слов с общим признаком по памяти подбор синонимов, антонимов с использованием сигнальных карточек запись цепочкой слов

Классификация словарных диктантов .

Слуховые диктанты

Простые диктанты

Творческие диктанты

подбор слов по грамматическим признакам

предупредительный

подбор однокоренных слов

объяснительный

выборочный

подбор слов с общим признаком

по памяти

подбор синонимов, антонимов

с использованием

сигнальных карточек

запись цепочкой слов

Классификация словарных диктантов . Зрительные диктанты простые диктанты творческие диктанты подбор слов по орфографическим признакам предупредительный подбор однокоренных слов объяснительный запись слов по алфавиту выборочный подбор слов с общим признаком картинный запись слов с исправлением ошибок работа с деформированными словами кратковременный составление словосочетаний использование ребусов и кроссвордов по памяти с использованием сигнальных карт составление рассказа по опорным словам работа с деформированным текстом с пропущенными буквами

Классификация словарных диктантов .

Зрительные диктанты

простые диктанты

творческие диктанты

подбор слов по орфографическим

признакам

предупредительный

подбор однокоренных слов

объяснительный

запись слов по алфавиту

выборочный

подбор слов с общим признаком

картинный

запись слов с исправлением ошибок

работа с деформированными словами

кратковременный

составление словосочетаний

использование ребусов и кроссвордов

по памяти

с использованием сигнальных карт

составление рассказа

по опорным словам

работа с деформированным текстом

с пропущенными буквами

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВКИ. Обращение к этимологии при обучении детей орфографии, считается очень эффективным приемом. Сведения о происхождении слова могут способствовать не только совершенствованию орфографических навыков, но и развитию речи учащихся. Этимологию используют прежде всего при введении трудного слова на этапе еще словарно-орфографической работы. При изучении написания трудных слов полезно проводить их этимологический анализ. Как рождаются слова, когда и кем создаются? Сравнение слов различных языков, имеющих фонематическое и грамматическое сходство, помогает устанавливать первоначальную форму слова и его исходное значение.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВКИ.

Обращение к этимологии при обучении детей орфографии, считается очень эффективным приемом. Сведения о происхождении слова могут способствовать не только совершенствованию орфографических навыков, но и развитию речи учащихся. Этимологию используют прежде всего при введении трудного слова на этапе еще словарно-орфографической работы. При изучении написания трудных слов полезно проводить их этимологический анализ. Как рождаются слова, когда и кем создаются? Сравнение слов различных языков, имеющих фонематическое и грамматическое сходство, помогает устанавливать первоначальную форму слова и его исходное значение.

Кроссворд.  Кроссворд-это переплетение слов. Чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой белой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с занумерованной клетки и до заштрихованной клетки или до края фигуры. Слово считается найденным правильно, если оно заполняет все белые клеточки, расположенные подряд в строчке или в столбце, начиная с той, в которой стоит указанная цифра, и если оно имеет общие буквы с другими словами, пересекающимися с этим словом.

Кроссворд.

Кроссворд-это переплетение слов. Чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой белой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с занумерованной клетки и до заштрихованной клетки или до края фигуры.

Слово считается найденным правильно, если оно заполняет все белые клеточки, расположенные подряд в строчке или в столбце, начиная с той, в которой стоит указанная цифра, и если оно имеет общие буквы

с другими словами,

пересекающимися с этим словом.

Ребусы.

Ребусы - это загадка, в которой слово или предложение зашифрованы с помощью рисунков, букв, цифр или знаков.

При ознакомлении с ребусами стоит рассказать о том, что когда-то люди не умели писать. Если одно племя должно сообщить другому важную новость, то вместо слов они рисовали картонки и передавали эти «письма» через гонца.

Такие письма были неудобны, т.к. в них обо всём не скажешь.

Потому придумали буквы, цифры и стали сообщать словами.

«Письма» с буквами и цифрами и сейчас есть ,но только это уже игра, и называют её «ребусами».

Чтобы разгадать ребусы, нужно знать несколько правил,

своего рода «ребусную азбуку».

  • Запятая слева или справа от картинки означает, что от названия картинки надо откинуть столько букв, сколько запятых.
  • Если рисунок перевёрнут «вверх ногами», то слово надо читать справа налево.
  • Расположение букв или слогов над чертой и под ней говорит о том, что в слове есть один из слогов:»над», «на», «под». «в», «за», «по».
  • Если над картинкой перечёркнута буква, а над ней написана другая, значит в слове, в названии картинки букву надо заменить на указанную.

Игра «Словарное домино».  Эта игра, во-первых, снимает напряжение и утомление,  во-вторых, заинтересовывает, а самое главное, помо­гает лучше и быстрее  запомнить словарные слова.   Игру можно составить из словарных слов для любого класса.  Для этого надо вы­резать 28 карточек.   В верхней части карточек пишутся слова с пропущенной буквой (можно использовать картинку,  которая обозначает название слова), а в нижней части — только буквы, которые пропускали в других словах. Задача детей — подставить к слову с пропущенной буквой карточку с изображением той буквы, которая нужна в данном слове. Первым начинает играть  ученик, на руках у которого карточка со словом Р..дина.   Домино можно составить на любую тему программы:  безударные гласные, непроизно­симые согласные,  окончания прилагательных, спряжение глаголов и т. п.

Игра «Словарное домино».

Эта игра, во-первых, снимает напряжение и утомление,

во-вторых, заинтересовывает, а самое главное, помо­гает лучше и быстрее

запомнить словарные слова.

Игру можно составить из словарных слов для любого класса.

Для этого надо вы­резать 28 карточек.

В верхней части карточек пишутся слова с пропущенной буквой

(можно использовать картинку,

которая обозначает название слова), а в нижней части — только буквы,

которые пропускали в других словах.

Задача детей — подставить к слову с пропущенной буквой карточку

с изображением той буквы, которая нужна в данном слове.

Первым начинает играть ученик, на руках у которого карточка

со словом Р..дина.

Домино можно составить на любую тему программы:

безударные гласные, непроизно­симые согласные,

окончания прилагательных, спряжение глаголов и т. п.

Все приведённые приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями способствуют, развитию познавательной активности, памяти учащихся, обогащают словарный запас детей.

Все приведённые приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями способствуют,

развитию познавательной активности, памяти учащихся, обогащают словарный запас детей.

Литература Зегерат Г.М. «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» Изд.Генезис М.-2007г Узорова О.В. «Словарные слова.» АСТ-Астрель. М—2005г Андреева Р.П.Этимологический словарь для школьников. Из.д.Литера М -2005г Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах».М.Просвещение 1991 Пасынок Ю.Ю. Начальная школа. Работа над словарными словами. М.Первое сентября. 2005г

Литература

Зегерат Г.М. «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» Изд.Генезис М.-2007г

Узорова О.В. «Словарные слова.» АСТ-Астрель. М—2005г

Андреева Р.П.Этимологический словарь для школьников. Из.д.Литера М -2005г

Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах».М.Просвещение 1991

Пасынок Ю.Ю. Начальная школа. Работа над словарными словами.

М.Первое сентября. 2005г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Работа над словами с непроверяемым написанием

Автор: Шустова Светлана Павловна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Работа над словами с непроверяемыми написаниями"
    ["seo_title"] => string(52) "rabota_nad_slovami_s_nieprovieriaiemymi_napisaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "389313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486544895"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами в 1 и 2 классе."
    ["seo_title"] => string(68) "vidy_rabot_nad_slovami_s_neproveriaemymi_orfogrammami_v_1_i_2_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "514892"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560611241"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методика изучения правописания непроверяемых гласных, учащимися начальных классов "
    ["seo_title"] => string(99) "mietodika-izuchieniia-pravopisaniia-nieprovieriaiemykh-ghlasnykh-uchashchimisia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "125237"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414938818"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Как организовать работу со словарными словами "
    ["seo_title"] => string(45) "kak-orghanizovat-rabotu-so-slovarnymi-slovami"
    ["file_id"] => string(6) "180876"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425270362"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Виды работ со словарными словами. "
    ["seo_title"] => string(32) "vidy-rabot-so-slovarnymi-slovami"
    ["file_id"] => string(6) "218493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433806345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства