Рабочая программа курса по русскому языку "Учись писать грамотно"
Рабочая программа курса по русскому языку "Учись писать грамотно"
Рабочая программа курса "Учись писать грамотно" составлена с использованием материалов Федерального образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому языку для основной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по русскому языку "Учись писать грамотно"»
ПРОГРАММА КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Учись писать грамотно»
5 класс
(1 ч в неделю, 5 класс – 35 ч)
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Учись писать грамотно» составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1 и Примерной программы по русскому языку для основной школы2.
Настоящая программа курса по русскому языку «Учись писать грамотно» для обучающихся 5-х классов является преемственной по отношению к программе по учебному предмету «Русский язык» 5-9 классы (ФГОС) (линия Ладыженской Т.А.),реализованной на этапе освоения уровня среднего общего образования. Она разработана в целях реализации ФГОС ООО и ориентирована на реализацию общеинтеллектуального направления.
Формы и методы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования.
Цели программы:
систематизирование знаний учащихся о составе слова и словообразовании и на основе этого совершенствование орфографических умений;
формирование умения применять полученные знания на практике;
повышение интереса учащихся к изучению русского языка в школе.
Задачи программы:
создать условия для формирования представлений обучающихся о том, что каждая морфема в слове выражает определенное значение;
- развить у учащихся умение видеть в слове морфемы и на основе этого выработать устойчивые орфографические действия.
- обеспечить овладение обучающимися системы знаний по фонетике, орфографии, морфемике, морфологии, лингвистике;
- способствовать формированию навыков вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма;
- закрепить эти знания и грамотно применять их в практике письменной речи, соблюдая грамматические и орфографические нормы русского языка;
- обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
- совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. Линия УМК переработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основной школы.
Общая характеристика курса
Программа факультативного курса ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений и метапредметных образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса на основании требований системно-деятельностного подхода.
Курс русского языка в 5 классе у школьников вызывает некоторые трудности в усвоении, несмотря на то, что они были уже пройдены в начальной школе и темы им хорошо знакомы, однако избежать типичных ошибок не удается. Поэтому необходимо постоянно возвращаться на уроках к ранее изученному материалу с целью обработки умений и навыков. Этому будет способствовать и программа факультативного курса «Учись писать грамотно». Данный курс связан с программой по русскому языку для 5-9 классов. Материал в нем подобран с учетом возрастных возможностей и уровня знаний пятиклассников. Программа предусматривает прочное усвоение материала, дополняя основную программу, способствует расширению языковой компетентности учащихся.
В данный курс включены материалы о возникновении письменности и о древних письменах, что помогает осуществлять межпредметные связи. В игровой, занимательной форме изучаются темы по фонетике, словообразованию, орфографии, морфологии.Обучающиеся будут вести исследовательскую работу, выполнять творческие задания, составлять таблицы, алгоритмы, кроссворды, выполнять тестовые задания, писать сочинения на заданную тему.
Особенностями организации образовательного процесса по данному курсу являются следующие:
- организация образовательной внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся функциональной грамотности и социальной адаптации на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития и ценностных ориентаций;
- содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся по русскому языку, сформированные в начальной школе и служит дополнением косновойпрограмме;
- в процессе урочной деятельности используются приемы организации образовательной деятельности обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых результатов курса и формирование метапредметных образовательных результатов, таких, как:
- умения находить, преобразовывать и переделывать информацию;
- выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;
- использовать современные телекоммуникационные технологии;
- выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- предпочтительными организационными формами образовательной деятельности являются проектная деятельность, интеллектуальные и творческие конкурсы, самостоятельная работа, интеллектуальные игры(викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), решение проблемных ситуаций, исследовательская работа.
- Основными формами контроля степени достижения планируемых результатов программы являются тестовые задания, устный опрос, письменные творческие работы.
- Оценивание результатов образовательной деятельности осуществляется через современные оценочные средства, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий: компьютерные тесты, проекты.
Веду тематический контроль по следующей схеме:
№
ФИО учащегося
Устные ответы
Термины
Сам.работа
Письм. работа
Творч.
Задан.
Итоговая работа
(зачет)
1.
2.
Итоговый контроль сформированности УУД осуществляю по схеме:
№
ФИО ученика
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Итоговый %
Уровень сформированности УУД
1.
2.
Уровни сформированности:
85-100 % - высокий уровень сформированности;
70-84 %– средний уровень сформированности;
Меньше 70 % - низкий уровень сформированности.
Такой контроль позволяет увидеть пробелы в знаниях обучающихся и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении и обобщении. Данная диагностика заставляет ученика стремиться к улучшению своих результатов, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.
Описание места курса в учебном плане
В МБОУ СОШ №6 для курса отводится 1 час в неделю в течение одного года. Курс рассчитан на 35 часов и предназначен для обучающихся 5 классов.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- умение осознавать и определять свои эмоции;
- умение осознавать и определять эмоции других людей, сопереживать, сочувствовать им;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- умение при восприятии текста понимать нравственные идеи, нашедшие отражение в тексте;
- проявление интереса к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- умение выбирать источники информации для решения определенных задач (электронные базы данных, средства массовой информации, Интернет и др.);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
- совместно с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты (составление плана, таблицы, схемы);
- умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
- умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить собственные рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- умение использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач: владение монологической и диалогической формами речи;
- умение формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- умение задавать вопросы, слышать и слушать других, принимать иную точку зрения и быть готовым корректировать свою точку зрения;
- умение работать в парах, в группе, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
формирование умения выделять значимые части слова, находить в них орфограммы, графически обозначать условия выбора правильных написаний;
умение пользоваться способами проверки орфограмм;
знание опознавательных признаков орфограмм;
умение применять орфографические и пунктуационные правила в нужных случаях.
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение
Ф.И.О. автора учебника
Методические пособия для учителя
Методические пособия для учащихся
ЦОРы
Русский язык: Учеб.для 5 класса общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян и др.- М: Просвещение, 2014.
Русский язык. 5 класс: карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 1,2 ч. / ав.-сост. Г.В. Цветкова – Волгоград: Учитель, 2014. – 315 [1] с., 303 [2] с.
Ахременкова Л.А. «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 класс». М: Просвещение, 2007
Русский язык. Разноуровневые задания. 5 класс/Сост. Л.Н.Фндосеева. – 2-е изд., перераб.. – М.:ВАКО, 2013. – 80 с. – (Дидактические материалы).
Тесты по русскому языку.: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. Ч.1,2: 5 класс/ Е.В.Селезнева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.- 110 [2] с.
Олимпиадные задания
Учебный курс состоит из следующих разделов:
№
п/п
Название темы
Количество часов
1.
Дорога к письменности
1
2.
Фонетика. Морфемика. Орфография. Культура речи
15
3.
Морфология. Орфография. Культура речи.
19
Итого:
35 ч.
Содержание учебного курса.
Раздел 1. Дорога к письменности - 1 ч.
Планируемые результаты: окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о курсе в целом «Учись писать грамотно»; о жизни людей до появления письма;
будут знать об истоках письменности, о древних письменах, о появлении алфавита;
научатся применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, социального и учебно-исследовательского проектирования.
Раздел 2.Фонетика. Морфемика. Орфография. Культура речи
Планируемые результаты: окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания, о морфеме как наименьшей части слова;
будет знать звуки речи, уметь выделять морфемы в словах, обнаруживать орфограммы в них, находить и исправлять ошибки; различать омонимичные и омофоничные части слова;
научатся применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления, рассуждать, доказывать свою точку зрения, использовать полученные знания при выполнении самостоятельных работ, использовать речевые средствав учебно-исследовательской деятельности.
Раздел 3. Морфология. Орфография. Культура речи.
Планируемые результаты: окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о соотношении морфологии и орфографии; будет уметь определять части речи, выделять морфемы, обнаруживать в них орфограммы, применять их на практике, находить и исправлять ошибки;
научатся объяснять языковые явления, строить рассуждение, приводить доказательства, находить аргументы к тезису и делать выводы.
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
Тема занятия
Форма занятия, вид деятельности
Количество часов
Количество часов
Примечания
Факт.
План
Дорога к письменности
1.
Древние письмена. Как возникла наша письменность
Лекция с элементами беседы.
1
Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи.
2.
Введение. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.
Практическая работа.Дидактическая игра.
1
3.
Тайна фонемы.
Практическая работа. Дидактическая игра.
1
4.
Строительная работа морфем.
Практическая работа. Анализ художественного текста.
2
6.
Добрый «волшебник» - ударение.
Практикум. Анализ языковых единиц.
1
7.
Коварные словарные слова.
Практикум. Работа со словарями. Игра.
1
8.
Чередование звуков.
Практическая работа. Решение олимпиадных заданий.
1
9.
Приставки-труженицы.
Практическая работа. Исследование языковых явлений. Работа по тексту.
1
10.
Буквы О-Ё после шипящих в корне слова.
Практическая работа. Анализ языковых явлений.
2
11.
Звонкие и глухие согласные. Опасные согласные.
Практическая работа. Дидактическая игра.
1
12.
Правописание сложных слов.
Практикум-исследование. Анализ языковых явлений.
1
13.
Такие знакомые Ъ и Ь.
Практическая работа. Выполнение олимпиадных заданий.
1
14.
Проверь себя. Тест №1.
Выполнение тестовой работы.
1
Морфология. Орфография. Культура речи.
15.
Части речи в русском языке. Имена существительные.
Представление учащимися мини-проектов.
1
16.
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Региональный компонент. Выполнение творческой работы.
«Заповедники ХМАО Югры». Планирование и выполнение мини-проектов.
Планируемые результаты: окончив изучение курса, обучающийся научится:
выделять значимые части слова;
находить в словах изученные орфограммы;
находить и исправлять орфографические ошибки;
знать опознавательные признаки орфограмм;
графически обозначать условия выбора правильных написаний;
извлекать информацию из различных источников;
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, социального и учебно-исследовательского проектирования.
Литература
Русский язык: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян и др.- М: Просвещение, 2014.
Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991.
Ахременкова Л.А. «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 класс». М: Просвещение, 2007.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
Черногрудова Е.П. Тесты по русскому языку,- М. «Экзамен», 2015
В. Волина «Веселая грамматика». - М.; Знание, 1995
Дополнительная литература
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.:ООО «А ТЕМП», 2010- 874с.
2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.
3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.
4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.
8. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 1981
Интернет-ресурсы
http://www.gramota.ru/ Грамота. Ру
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm Правила грамматики русского языка
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.slovari.ru/lang/ru/ Русские словари. Служба русского языка
1См.: http://минобрнауки.рф/документы/938.
2См.: Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5—9 классы — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.