Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе:
1. ООП ООО ФГОС
2. «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2014 год,
3.ООП ООО ФГОС МБОУ СОШ с.Имянликулево.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.):
использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутри школьной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для при обретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Общая характеристика учебного предмета
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Количество часов в 6 классе по учебному плану на 2018-2019 учебный год 102 часа из расчета 3 часа в неделю для обязательного изучения учебного предмета литература на этапе основного образования. Сокращение часов до 101 за счет уплотнения учебного материала с учетом вычета праздничных дней.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 4 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из русской литературы ХVIII века | 3 |
Из русской литературы XIX века. | 51 |
Из русской литературы XX века. | 28 |
Зарубежная литература. | 11 |
Повторение пройденного. | 1 |
Всего часов | 101 |
Содержание программы учебного курса. Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет»- «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
Из русской литературы XVIII века.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Из русской литературы XIX века.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.«Выстрел». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
Из русской литературы XX века
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор»
Теория литературы.
В.П.Катаев. «Сын полка»(фрагменты)
Произведения о Великой Отечественной войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «Девушка пела в церковном хоре», «Родина». С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Литература народов России. Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».
Зарубежная литература
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Учебно-методическое обеспечение
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2013.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2009
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).
ЦОРы Сети Интернет
Мультимедийные презентации.
Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001
Альбомы иллюстраций к произведениям.
10. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.
11. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003
12 Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
13. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012
14. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002
15. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | часы | Дата проведения | примечание |
По расписанию | фактические |
1 | В дорогу зовущие | 1 | 03.09 | | |
2 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 1 | 05.09 | | |
3 | Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | 1 | 06.09 | | |
4 | Загадки | 1 | 10.09 | | |
5 | Р/р по теме УНТ | 1 | 12.09 | | |
6 | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | 1 | 13.09 | | |
7 | Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов | 1 | 17.09 | | |
8 | И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. | 1 | 19.09 | | |
9 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | 1 | 20.09 | | |
10 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». | 1 | 24.09 | | |
11 | Р/р «Басни» | 1 | 26.09 | | |
12 | А. С. Пушкин. «Узник» | 1 | 27.09 | | |
13 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимняя дорога» | 1 | 01.10 | | |
14 | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | 1 | 03.10 | | |
15 | Лирика Пушкина.Двусложные размеры стиха(ямб,хорей) | 1 | 04.10 | | |
16 | А.С.Пушкин. «Выстрел». | 1 | 08.10 | | |
17 | Образ автора- повествователя в повести «Выстрел» | 1 | 10.10 | | |
18 | Читательская конференцию по теме «Повести Белкина». | 1 | 15.10 | | |
19 | А.С.Пушкин «Дубровский» | 1 | 17.10 | | |
20 | Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | 18.10 | | |
21 | Дубровский старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | 22.10 | | |
22 | Протест Владимира против произвола в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | 24.10 | | |
23 | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский | 1 | 25.10 | | |
24 | Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | 07.11 | | |
25 | Защита независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | 08.11 | | |
26 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | 12.11 | | |
27 | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | 1 | 14.11 | | |
28 | Обобщение по теме «Дубровский». | 1 | 15.11 | | |
29 | Контрольная работа по произведению А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 | 19.11 | | |
30 | М.Ю.Лермонтов «Тучи». | 1 | 21.11 | | |
31 | М.Ю.Лермонтов «Листок», «На севере диком…» | 1 | 22.11 | | |
32 | М.Ю.Лермонтов «Утес», «Три пальмы» | 1 | 26.11 | | |
33 | Р/р по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | 1 | 28.11 | | |
34 | И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | 1 | 29.11 | | |
35 | Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | 03.12 | | |
36 | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | 05.12 | | |
37 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 | 06.12 | | |
38 | Р/р Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла «Записки охотника»). | 1 | 10.12 | | |
39 | Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. | 1 | 12.12 | | |
40 | Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело...», «Листья». | 1 | 13.12 | | |
41 | Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан» | 1 | 17.12 | | |
42 | А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 1 | 19.12 | | |
43 | А.А.Фет. «Я пришел к тебе с приветом». «Еще майская ночь», | 1 | 20.12 | | |
44 | Н. А. Некрасов. «Железная дорога». | 1 | 24.12 | | |
45 | Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | 26.12 | | |
46 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни в стихотворении Н.А.Некрасов «Железная дорога» | 1 | 27.12 | | |
47 | Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | 31.12 | | |
48 | Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | 14.01 | | |
49 | Р/р Произведения поэтов XIX века. | 1 | 16.01 | | |
50 | Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. | 1 | 17.01 | | |
51 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | 21.01 | | |
52 | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | 1 | 23.01 | | |
53 | `Комический эффект, создаваемый народной этимологией, в сказе Н.С.Лескова «Левша»` | 1 | 24.01 | | |
54 | Сказовая форма повествования. | 1 | 28.01 | | |
55 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению по произведению Н.С.Лескова «Левша» | 1 | 30.01 | | |
56 | А.П. Чехов. Литературный портер писателя. | 1 | 31.01 | | |
57 | Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». | 1 | 04.02 | | |
58 | Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». | 1 | 06.02 | | |
59 | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | 1 | 07.02 | | |
60 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. | 1 | 11.02 | | |
61 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | 1 | 13.02 | | |
62 | А.И.Куприн «Чудесный доктор». | 1 | 14.02 | | |
63 | Человечность в произведении А.И.Куприна «Чудесный доктор» | 1 | 18.02 | | |
64 | В.П.Катаев. Повесть «Сын полка»(фрагменты) | 1 | 20.02 | | |
65 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 | 21.02 | | |
66 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | 1 | 25.02 | | |
67 | Романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | 27.02 | | |
68 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | 28.02 | | |
69 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Грина «Алые паруса» | 1 | 04.03 | | |
70 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | 1 | 06.03 | | |
71 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | 1 | 07.03 | | |
72 | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». | 1 | 11.03 | | |
73 | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | 1 | 13.03 | | |
74 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | 14.03 | | |
75 | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | 1 | 18.03 | | |
76 | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 | 20.03 | | |
77 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | 21.03 | | |
78 | Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | 01.04 | | |
79 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению по теме «Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина | 1 | 03.04 | | |
80 | А. Блок. «Девушка пела в церковном хоре», «Родина» | 1 | 04.04 | | |
81 | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | 1 | 08.04 | | |
82 | Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | 1 | 10.04 | | |
83 | А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие» | 1 | 11.04 | | |
84 | Особенности героев- «чудиков» в рассказе В. М. Шукшина «Чудик». | 1 | 15.04 | | |
85 | В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». | 1 | 17.04 | | |
86 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | 18.04 | | |
87 | Юмор в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | 22/04 | | |
88 | Повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | 24.04 | | |
89 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». | 1 | 25.04 | | |
90 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | 1 | 29.04 | | |
91 | Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 | 06.05 | | |
92 | Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | 1 | 08.05 | | |
93 | Геродот. «Легенда об Арионе». | 1 | 13.05 | | |
94 | «Арион». Отличие от мифа. | 1 | 15.05 | | |
95 | Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 1 | 16.05 | | |
96 | М. Сервантес. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | 20.05 | | |
97 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | 1 | 22.05 | | |
98 | П. Мериме. Новелла «Видение Карла XI». | 1 | 23.05 | | |
99 | Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | 27.05 | | |
100 | Вн.чт.А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 1 | 29.05 | | |
101 | Обобщающий урок | 1 | 30.05 | | |
Приложение ( контрольно-измерительные материалы)
Контрольная работа №1
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения.
Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических
способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал
навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина
и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на
его сильное покровительство.
В 1. Подберите синонимы к словам:
Прихоть –
Трепетали—
Подобострастие-
Праздность –
Порок –
Тешить -
В 2. Назовите использованное в данной фразе художественное средство выразительности: «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
В3. Какие пороки Кирилы Петровича Троекурова перечисляются в данном отрывке?
В4. Что значит выражение «иметь большой вес»? Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?
В5. К какому типу речи относится этот отрывок?
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», так уважает А. Г. Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?
С2. Что рассердило Троекурова в письме Дубровского, вызвало гнев? Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал?
№2. Итоговый тест
1.Пословица – это :
1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;
2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
3.выражение насмешки.
Какой из этих размеров стиха является двусложным:
1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест?
Назовите имя русского баснописца:
М.В.Ломоносов
В.А.Жуковский
И.И.Дмитриев
А.П.Платонов
Произведение А.С.Пушкина«Дубровский»:
Это повесть
Это рассказ
Это роман
Это новелла
Тема рассказа А.П.Чехова«Толстый и тонкий»:
1.встреча одноклассников
2.неравноправие людей
3.приспособленчество
Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:
«Зимнее утро»
«Узник»
«И.И.Пущину»
«Три пальмы.»
От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:
От лица самого Тургенева
От лица охотника
От лица крестьян
От лица помещиков.
Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
Автор, который повествует о событиях
Крестьянские дети
Взрослые крепостные крестьяне
Помещики
Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:
А.А.Фет
Ф.И.Тютчев
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов.
Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:
Дубровский и Маша
Сильвио и графиня Б..
Грей и Ассоль
Ромео и Джульетта
11. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1)П. Мериме а) « Железная дорога»
2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского»
3) А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»
4) Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»
12.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».
2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»
3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»
13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1) Марья Кириловнаа) «Дубровский»
2) Грэй б) «Кладовая солнца»
3) Настя и Митрашав) «Алые паруса»
4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского»
14. Какой художественный приём использует автор:
Неохотно и несмело
Солнце СМОТРИТна поля…..(Ф.И.Тютчев)
15. Какой художественный приём использует автор:
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)
16. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
1- «Уроки французского»
2- «Кладовая солнца»
3- «Тринадцатый подвиг Геракла»
4- «Срезал.»
17 Кто автор «Илиады»:
1- Гомер
2- Софокл
3- Еврипид
4- Аристофан
18. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:
1) построение художественного произведения;
2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты
19