Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс Образовательная система "Школа 2100"»
1.1 Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, Примерной программы основного (полного_ общего образования (базовый уровень) с учётом программы по русскому языку для 9 класса Образовательной системы «Школа 2100», 2006 г.
Программа нацелена на развитие функциональной грамотности учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости, формирование навыков устной и письменной речи. Она продолжает непрерывный курс русского языка. В 9 классе учащиеся продолжают изучение синтаксиса и пунктуации; закрепляются знания о стилях и типах речи. В течение всего года работают с разными видами сложных предложений, а также систематизируются все изученные сведения, полученные в 5-8 сведения.
На старшем этапе изучения русского языка обеспечивается развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; развивается абстрактное мышление, память, воображение, формируются навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Русский язык неразрывно связан со многими школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Так, русский язык неразрывно связан с литературой и историей, так как на уроках часто используются тексты из художественной литературы и исторических источников.
Русский язык связан с ИЗО, так как используются репродукции известных художников при написании сочинений и составлении предложений по картине.
На уроках развития речи учащиеся совершенствуют общеучебные навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
1.2 Цели и задачи учебного курса.
Цель:
Развитие и совершенствование функциональной грамотности учащихся, что предполагает углубленное представление о системе языка развитие коммуникативных и информационных умений.
Задачи:
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной, знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития;
- овладение умениями анализировать, классифицировать языковые факты, различать разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
- подготовка учащихся к ОГЭ.
1.3. Место предмета в учебном плане.
3 часа в неделю. (102 часа)
1.4. Общие учебные умения, навыки.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуется и развивается следующие общие учебные умения и навыки:
- умение понимать и анализировать художественный текст;
- умение пользоваться различными видами чтения;
- овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил;
- развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил;
- умение формулировать цель деятельности, планировать ее.
1.5. Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен знать:
- нормы речевого поведения, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферы общения;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка;
- основные единицы русского языка, их признаки, взаимосвязь;
- основные понятия синтаксиса;
- связь истории языка, культуры русского и других народов;
- стили и типы.
Учащиеся должны знать/уметь:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический и пунктуационный;
По синтаксису:
- различать виды простых и сложных предложений;
- составлять различные виды предложений.
По связной речи:
- заменять сложные предложения простыми осложненными, использовать обоснованно сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- использовать различный способы цитирования, способы передачи чужой речи;
- составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования, рассуждения в разном стиле;
-писать изложение с дополнительным заданием с использованием разных типов речи;
- составлять тезисы, конспекты, писать рефераты и рецензии.
По орфографии:
- находить изученные орфограммы в словах и между ними, правильно писать слова с изученными орфограммами, производить орфографический разбор слов.
По пунктуации:
- находить смысловые образы в предложении, пунктуационно правильно оформлять
предложения изученных типов;
- обосновывать место и выбор знаков препинания;
- находить и исправлять пунктуационные ошибки, классифицировать знаки препинания по их функции;
- производить пунктуационный разбор.
Учебно-тематический план.
№
Тема
часы
Контрольные работы
1
Введение
1
2
Повторение изученного в 8 классе. Синтаксис и пунктуация.
4
Д – 1 (входной)
3
Повторение изученного в 8 классе. Способы передачи чужой речи.
14
Д – 1, И - 2
4
Сложное предложение. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
56
Д – 2,И -2, С - 1
5
Бессоюзное сложное предложение.
11
И - 1, С – 1
6
Сложноподчинённые предложения с разными видами связи.
10
Д – 1, С - 1
7
Повторение и систематизация изученного.
4
Резерв
2
ИТОГО:
102
Д – 5, И – 5, С - 3
Содержание. 9-й класс (102 ч)
Русский язык как отражение духовно-нравственного опыта народа.(1 час)
Современная лингвистика о проблемах изучения текста
Повторение изученного о простом предложении (18 часов).
Синтаксис сложного предложения
Систематизация изученного: сложное предложение; сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложения; средства связи частей сложного предложения.
Способы передачи чужой речи.
Сложные предложения.(56 часов)
Союзы и значения сложносочиненного предложения.
Стилистические функции сложносочиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения.
Строение сложноподчиненных предложений.
Подчинительные союзы и союзные слова.
Роль указательных слов в подчинении предложений.
Виды придаточных предложений: изъяснительные, определительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия, присоединительные).
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными.
Синонимика простых осложненных и сложносочиненных/сложноподчиненных предложений.
• Пунктуация.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
• Бессоюзное предложение (11 часов)
• Синтаксис.
Сложное бессоюзное предложение.
Средства связи частей бессоюзного предложения.
Синонимика бессоюзных и сложносочиненных предложений.
Стилистические функции сложных бессоюзных предложений.
Сложные предложения с разными видами связи ( 10 часов)
Пунктуация.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Сложное предложение с разными видами связи (5 часов)
• Синтаксис.
Способы передачи чужой речи.
Повторение изученного (4часа)
Развитие речи.
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.
• Научный стиль.
Изложение с элементами сочинения.
• Публицистический стиль.
Повествование с элементами описания и рассуждения. Изложение с элементами сочинения. Сочинение в форме газетной статьи с рассуждением-объяснением, рассуждением-доказательством. Рецензия на книгу, театральный спектакль или фильм.
• Художественный стиль и стиль художественной литературы.
Повествование, описание, рассуждение в художественном стиле.
Изложение с дополнительным заданием. Изложение с элементами сочинения.
• Систематизация изученного в 5–9-м классах.
УМК:
Бунеев Р.Н. Русский язык: учебник для 9 класса основной школы /под ред. А.А. Леонтьева.-М.: Баласс, 2010
Бунеева Е.В. Русский язык. 9 класс : методические рекомендации для учителя / М.: Баласс, 2006
Барова Е.С. Дидактический материал к учебнику «Русский язык «. 9 класс. М.: Баласс, 2008
Барова Е.С. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 7 класс. М.: Баласс, 2008
Особенности класса.
9» А» класс с начального блока обучается по Образовательной системе «Школа 2100».
Психологический климат в классе позитивный, дружный, преобладают доброжелательные настроения и эмоции. Учащиеся владеют арсеналом необходимых исходных понятий и действий, постоянно стремятся к овладению нового.
Умеют самостоятельно работать, контролировать и оценивать свои действия.
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе.
( 3 часа в неделю)
№№
Дата
Тема урока.
Кол-во часов по плану
Фктически
Примечание
1 четверть
1
Русский литературный язык – основа национального русского языка. Русский язык как отражение духовно-нравственного опыта народа.
1
Повторение изученного в 8 классе (4 ч). Синтаксис и пунктуация.
2
Словосочетание Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.
1
3
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения.
1
4
Диктант (входной) №1. Работа над ошибками.
2
-
Повторение изученного. Способы передачи чужой речи (14 ч)
5
Предложения с прямой речью.
1
6
Оформление прямой речи на письме.
1
7
Предложения с косвенной речью.
1
Сжатое изложение.
2
8
Способы передачи чужой речи.
1
9
Цитаты и знаки препинания при них
1
10
Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
1
11
Контрольный диктант № 2 по теме «Повторение изученного. Способы передачи чужой речи»
1
-
12
Р/Р Научный стиль.
1
13
Р/Р. Подробное изложение с элементами сочинения.
2
14
Повторение и систематизация изученного о сложном предложении.
2
Сложное предложение (56 ч, из них
сложносочинённые предложения 8ч., сложноподчинённые 48 ч.)
15
Сложносочинённое предложение. Средства связи частей сложносочинённого предложения.
2
16
Группы сочинительных союзов.
1
17
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Проверочный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе».
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
«Мой отец».
Мой отец.
Для большинства людей очень важны суждения отца и матери, деда и бабушки. Не являясь в этом отношении исключением, я обо всех серьёзных событиях моей жизни рассказывал родителям.
Когда я устроился на работу, мама, волнуясь, подробно расспросила меня о первых впечатлениях. «Люди бывают разные, сынок, - сказала она. – Будь терпелив, сдержан и вежлив. Избегай резких оценок».
Я знал, что она, конечно, права. Будучи педагогом с большим опытом, мама привыкла находить подход к каждому человеку. По её словам, в людях всегда следовало искать что-то хорошее.
Отец во время нашего разговора больше молчал. Человек суховатый и замкнутый, он жил в мире чисел и строгих математических законов. На работе он был очень уважаем за трудолюбие и знания, но близко не сходился ни с учениками, ни с коллегами. При этом я знал, что семья и работа составляли смысл его жизни. В настоящий момент он переживал не меньше мамы, только не выражал своих чувств вслух, а в конце моего бурного рассказа неожиданно заявил: «Хочу посмотреть на твой кабинет. Я завтра свободен».
Утром отец молча достал из своего рабочего ящика инструменты: дрель, молоток, клещи – и прихватил гвозди и шурупы разных размеров. Придя в класс, он обследовал все парты и стулья, а также мой письменный стол, принёс лестницу и поправил портреты учёных, висевшие на стенах, снял шторы и велел их выстирать.
Я изумлённо следовал его указаниям. Мы починили полки в шкафах, вытерли пыль, расставили книги и наглядные пособия. Несмотря на усталость, нам было легко и весело вместе.
Закончив работу, отец внезапно хлопнул меня по плечу: «Так-то, брат, - сказал он дружелюбно. – Рабочее место надо держать в порядке».
(257 слов)
Грамматическое задание.
Вариант 1.
Найдите в тексте диктанта предложение с прямой речью, которую разрывают слова автора. Выпишите (или подчеркните) его. Составьте схему.
Произведите синтаксическиё разбор предложение, составьте его схему:
На работе он был очень уважаем за трудолюбие и знания, но близко не сходился ни с учениками, ни с коллегами.
3) Произведите словообразовательный и морфемный разбор слова неожиданно.
Вариант 2.
Найдите в тексте диктанта предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Выпишите (или подчеркните) его. Составьте схему.
Произведите синтаксический разбор предложения, составьте его схему:
Несмотря на усталость, нам было легко и весело вместе.
Произведите словообразовательный и морфемный разбор словаизумлённо.
Контрольный диктант с грамматическим заданием. №2 по теме «Повторение изученного. Способы передачи чужой речи»
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
«Педагогическая деятельность Николая Ивановича Новикова».
Контрольный диктант с грамматическим заданием. №3 по теме «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения».
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
«Мой директор».
Контрольный диктант с грамматическим заданием. №4 по теме «Сложноподчинённое предложение».
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
«Школа в Ясной Поляне».
Контрольный диктант с грамматическим заданием. №5 по теме «Сложное предложение» (итоговый).
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
«Сердце отдаю детям»
Сердце отдаю детям.
После десяти лет педагогической работы я был назначен директором Павлышевской средней школы, и здесь завершилось формирование моих педагогических убеждений.
Воспитание – это прежде всего настоящее духовное общение учителя и ребёнка. Я считал, что если директор, то есть главный воспитатель, только учит, как воспитывать, но непосредственно не общается с детьми, он перестаёт быть воспитателем.
Уже с первых недель директорской работы факты убеждали в том, что передо мной останется навсегда закрытым путь к сердцу ребёнка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений. Я завидовал классным руководителям: они всегда с детьми. Вот воспитатель проводит задушевную беседу, вот он собирается с воспитанниками в лес, на речку, на работу в поле. Ребята с нетерпением ожидают тех дней, когда они пойдут на экскурсию и когда отправятся в поход, будут варить кашу и ловить рыбу, ночевать под открытым небом, всматриваться в мерцание звёзд. А директор, вынужденный только организовывать, советовать, замечать недостатки и исправлять их, остаётся как бы в стороне. Без того, что он делает, конечно, нельзя обойтись, но я чувствовал неудовлетворённость своей работой.
Время от времени я пытался включиться в жизнь того или иного детского коллектива: я шёл вместе с ребятами на работу или в поход по родному краю, ездил на экскурсии. Но и я, и дети чувствовали какую-то искусственность этих отношений: ребята не забывали, что с ними я буду только на некоторое время.
После шести лет работы директором школы, я не оставлял своих обязанностей, стал воспитателем классного коллектива и оставался им на протяжении десяти лет.
Детство – важнейший период человеческой жизни, и от того, как прошло детство и что вошло в разум и сердце ребёнка из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
(В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»)
Литература для учителя.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: «Баласс», 2007 год.
Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю. Комиссарова, И.В Текучёва..Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений -М.: «Баласс», 2010 год.
Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Н.И. Исаева. Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 9 класс.- М.:«Баласс», 2007 год
Русский язык. Диктанты. Изложения. Контрольные и проверочные работы. Тесты. - М.:. «Экзамен», 2003 год.
Печатные пособия:
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
Мультимедийные пособия:
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
.
Литература для учащихся.
Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю. Комиссарова, И.В Текучёва..Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений -М.: «Баласс», 2010 год.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва. Русский язык. Краткий справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5-9 классы. ИПК и ПРО.- Курган,
2010
Мультимедийные пособия:
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов