«Пути повышения качества образования на уроках русского языка и литературы»
«Пути повышения качества образования на уроках русского языка и литературы»
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Оба предмета считаются одними из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку и литературе уделяется большое внимание. Передо мной, как и перед многими учителями, встал вопрос: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ. Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Ведь оно испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Пути повышения качества образования на уроках русского языка и литературы»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа» филиал в с.Новокленское
Доклад
«Пути повышения качества образования на уроках русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы
Халяпина Надежда Петровна
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Оба предмета считаются одними из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку и литературе уделяется большое внимание. Передо мной, как и перед многими учителями, встал вопрос: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ. Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Ведь оно испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.
Я думаю, что современный учитель должен стремиться вперед, должен быть готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Поэтому необходимо овладевать новыми педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Поэтому, главная задача моей педагогической деятельности - не только расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры, но и показать практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни, чтобы, покидая школу, дети могли уметь грамотно говорить, уметь мыслить.
С 2016 года я стала работать над темой по самообразованию « Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования» В своей работе активно использую следующие основные технологии личностно-ориентированного обучения:
– групповые технологии (работа в парах, в группах);
- проблемно-поисковое обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
- тестовая технология;
- технология использования игровых методов;
Средствами литературы, русского языка стараюсь создать условия для развития интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализации социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях.
Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время мне в этом помогает.
Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
В устной работе я использую такие виды заданий:
1. взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
2. Это же задание несколько измененное: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. Учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу.
3. С домашним заданием тоже использую устную форму работы: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
4. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как словарный диктант для соседа. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
Я с пятого класса начинаю работу в группах, тем более, что это одно из требований нового ФГОС. Учащимся нравятся соревнования, основанные на групповой деятельности: кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, существительных женского (мужского или среднего) рода.
После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
Тестовая технология помогает мне при контроле знаний учащихся. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.
Эти технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку ОГЭ.
Технология проблемного обучения На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Ученик становится активным участником собственного обучения.. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода.
Наиболее сложным этапом проблемного урока, на мой взгляд, является создание проблемной ситуации. Применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. Например:
Урок по рассказу И.С Тургенева «Муму» в 5 классе начинаю так.
При чтении первых строк рассказа голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.
«Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…» «Славный он был мужик…»
-А что замечательного было в Герасиме?
Далее организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы. Эффективность такой беседы целиком зависит от удачно поставленных вопросов.
Таким образом, проблемная ситуация формирует мотивационную сферу личности школьника, становится стимулирующим звеном, повышает эффективность усвоения учебного материала. Школьники в последние годы, к сожалению, не всегда с интересом относятся к урокам литературы, не видя в них практической значимости. В создавшейся ситуации проблемное обучение позволяет значительно повысить интерес к предмету, открывает перед обучающимися духовно-нравственные возможности литературы, что особенно актуально сегодня. Так, большим интересом пользуется тема по роману А.С. Пушкина «Дубровский» «Виновен ли Кирилла Петрович Троекуров в смерти Дубровского?» . Класс делится на две группы, и готовится дискуссия. Ребята всегда с удовольствием берутся за это задание, с интересом объясняют свою точку зрения. Здесь, я считаю, особенно важно, что проблемная ситуация учит ребят работать в группе, презентовать точку зрения команды и развивает коммуникативные компетенции.
В своей практике, чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы использую такие информационные технологии, как создание презентации , фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений, фрагментов экранизации литературных произведений
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Без процесса информации образования уже невозможно представить современную школу. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
В современном обществе в век компьютеров, планшетов, гаджетов без информационно-коммуникативных технологий не обойтись. ИКТ применяются не только в образовании, но и во многих областях нашей жизни. Считаю очень важным применение таких технологий в обучении, так как это наглядно, интересно, ярко, доступно. К сожалению, вшколе всего одна интерактивная доска – в кабинете информатики, что не всегда позволяет планировать урок с использованием ИКТ. Сейчас практически у каждого ученика доме есть компьютер, ноутбук, планшет с подключением интернета. Поэтому часть задний, например, по самоподготовке к ОГЭ даю через интернет. Для этого использую различные сайты.
Опыт использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке ОГЭ показал, что обучающиеся охотно работают такими образовательным сайтом, как http://www.fipi.ru/. Эффективна работа учащихся при самостоятельном выполнении различных тестов в режиме on-lain. Этот сайт рекомендую не только учащимся 9 класса, но и учащимся 5-8 классов и их родителям. Применение на уроках презентаций Microsoft Power Poin способствует эффективному освоению учебного материала.
На групповых занятиях по русскому языку в 5,6,9 классах использую интерактивные дидактические материалы Русский язык 5 класс; электронное приложение Повторение и контроль знаний, русский язык 9 класс. Диск содержит тесты, логические задания. Диск Уроки русского языка 5-6 классы, содержащий интерактивные игры.
Игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Применение игровых технологий на уроках русского языка способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.
Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Дело в том, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача педагогов в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к обучению. Мне, как учителю русского языка, приходится решать такую задачу на каждом уроке. Для меня важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными.
Игры можно классифицировать по-разному.
В своей работе я использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.
Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.
Так, при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».
На классной доске вывешиваются карточки с изображением цветов.
Задание
Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик). Дети выписывают слова с мягкими звуками в тетрадь. По окончании работы на доске формируется букет.
Игра «Салат»
В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок.
Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),
в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),
в слове 1слог, все согласные звуки твердые, (лук)
в слове 4 слога (помидоры)
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки.
Право, я прическа - чудо.
Заплести меня не худо.
И на лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом. (коса)
И приправа я хорошая к столу,
И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)
Таким образом, у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.
При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й - Я читаю интересную книгу.
3-й - - Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
Здоровьесберегающие технологии обучения
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
1.Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
2.Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей.
3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
3.Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
4.На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
5.Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Результативность опыта.
Так, применяя на своих уроках элементы различных технологий, прихожу к выводу, что дети лучше осознают и осмысливают всё происходящее на уроке. Они учатся объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Таким образом, изменение форм работы при неизменной форме урока в классно-урочной системе, нетрадиционные задания, побуждающие учеников не быть пассивными слушателями, а быть активно мыслящими, решают главную задачу: учить доступно, а значит, интересно, результативно.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
Современный учитель - это учитель, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.
Однако не следует забывать, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Ведь живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина
Подводя итог, хочу отметить, что внедрение современных педагогических технологий – работа сложная, но вместе с тем интересная. Она дает положительные результаты, т.к. ученики мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству. Найти своё место в жизни сможет только мыслящий человек, умеющий найти альтернативу в сложной жизненной ситуации.
Библиографический список
1. Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьной
методики? Русский язык в школе. 2007. №6.
2. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении
методов проектного обучения. Школьные технологии. 2010. №2.
3. Григорьев Д.В. Технология социальной проблемно-ценностной
дискуссии. Классный руководитель. 2010. №5.
4. Ильин Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной
парадигмы. Образовательная технология. 2008. №3..
5. Коротаева Е.В. О личностно развивающих технологиях в
образовательном процессе. Русский язык в школе. 2008. №5.
6. Рачевский Е.Л. Информационные технологии в образовании:
Школа будущего. Директор школы. 2010. №1.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.
Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.
8.Рево В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей