Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы
Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы
Поэтому, главная задача моей педагогической деятельности - не только расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы»
Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.
Русский язык и литература– учебные предметы, познавательная ценность которых чрезвычайно высока. Но, как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык они часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил.
Каким же должен быть эффективный урок?
Реальная эффективность урока – это его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя.
Приходится признать тот факт, что хорошее знание школьной программы позволяет выпускнику сдать ЕГЭ по русскому языку только удовлетворительно. Таким образом, качество образования выпускника никак не совпадает с тем муниципальным заданием, которое ежегодно необходимо выполнять.
Что делать, чтобы подготовить учеников к сдаче экзамена на высоком уровне . На этот вопрос каждый учитель русского языка ищет ответ самостоятельно, используя весь передовой опыт коллег.
Чтобы сделать свой урок более эффективным, я использую в своей практике деятельностный подход и технологию развития критического мышления.
Преимущества ТРКМ
- Открытость по отношению к другим педагогическим технологиям, способность впитывать их приёмы и инновационные наработки;
- Выраженный акцент на создание мотивации к познанию как фактора успешности учебного процесса;
-Гибкость и широкая вариативность в выборе стратегий для достижения образовательных целей;
-Обеспечение интегрированного воздействия на развитие различных свойств личности;
-Обеспечение широких возможностей формирования ценностных ориентаций учащихся, что принципиально значимо для преподавания русского языка и литературы.
Базовая модель построения урока в технологии развития критического мышления состоит из 3 этапов.
Здесь представлены функции каждого из этапов урока
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
В процессе реализации стадии вызова важно:
1) давать уч-ся возможность высказать свою точку зрения по поводу темы, без боязни ошибиться;
2) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая- услышать другие мнения, изложить свою точку зрения.
Организация работы на этапе получения новой информации может быть различной : лекция, рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации.
На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала.
Многие приёмы, использованные на первых двух стадиях, логически
переходят в стадию «Рефлексия». Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, мини-сочинений –всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.
Важное условие эффективности урока - деятельностный характер обучения
Практические работы
Эксперимент
Решение орфографических задач
Обращение к научным парадоксам
Этимологические экскурсы
Использование метода проектов
Поэтому я стараюсь на уроке охватить работой всех учащихся, чтобы ни один из них на вопрос родителей : Чем ты занимался на уроке, не ответил : ничем.
На своих уроках я использую различные виды деятельности. Вот некоторые из них:
1. Различные виды диктантов.
Словарные, выборочные диктанты – использую для закрепления или повторения орфограмм.
Проверочные и контрольные диктанты –для текущего контроля знаний учащихся.
Объяснительные и предупредительные диктанты – используются при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок.
Цель свободных и творческих диктантов - развитие связной речи и расширение запаса слов.
2.Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.
3. Карточки – позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.
4. Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Это метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.
5. Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.
6. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.
7. Даю задания на развитие внимания, зрительной памяти:
1. Расшифруй слова
Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом
2. Раздели склеенные между собой слова
Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец
3. Найди ошибки, объясни их правописание.
Марос, вараби, канки,
Сарока, снишки, девачка.
6. Письмо по памяти:
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
7. Исправь допущенные ошибки, объясни.
Белый снек на ветке,
Иней на стикле.
Ель дражит от ветра
Холодно и мне.
В своей работе использую учебно-методические комплексы, состоящие из рабочей тетради к учебнику, комплексного анализа текста и тематических тестов.
Мною представлены наиболее типичные виды деятельности. Их грамотное и гармоничное использование позволяет сделать урок ярким и насыщенным.
Как средство активизации учащихся использую нестандартне задания, вызывающие интерес самими формами работы.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности учащихся, активизировать творческую деятельность, и медиакомпетентность обучающихся. Не надо забывать ещё и о том, что с учениками 5-6 классов мы должны создавать учебные проекты, так как этого требуют стандарты ФГОС.
Например, при изучении в 5 классе темы «Правописание разделительных Ъ и Ь» затруднение вызывают такие слова , как АДЪЮТАНТ и АРЬЕРГАРД. Дети не могут запомнить написание слов, потому что не знают что это такое. Поэтому я предложила подготовить проекты Тайна слова. Несмотря на то, что проект краткосрочный, он подразумевает кропотливую работу с толковым и этимологическим словарём, со словарями синонимов и антонимов.
В 6 классе ребята с удовольствием делают проекты по словообразованию, соревнуясь, кто составит самое большое словообразовательное гнездо.
При изучении раздела»Лексика» в 6 классе обращаю внимание на задание ОГЭ, в котором требуется заменить слова разных стилей общеупотребительным синонимом. Это задание вызывает затруднение из-за малого словарного запаса школьников. Так родились мини-проекты «Говорим по-русски».
Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Поэтому , прежде чем писать сочинение, я провожу урок-практикум, на котором работает каждый ученик. Составляем словарик сочинения, собираем лексический материал, обговариваем, какие средства художественной выразительности могут быть уместны в сочинении по данной теме.
Нельзя забывать и о новых информационных технологиях. В своей работе часто использую образовательный портал Интернетурок.ру, где размещены видеоуроки практически по всем темам, есть тренажёры для закрепления материала и тесты для контроля знаний..
Важно, чтобы ребенок занимался не только в школе, но и выполнял домашнюю работу. Потому что эффективность каждого последующего урока определяется ещё и тем, как ребёнок усвоил предыдущую тему. Наряду с традиционными заданиями : выучить правило и выполнить упражнение, я задаю творческие работы.
Типы домашнего задания:
творческая работа;
лингвистическое исследование текста;
подготовка словарных диктантов;
составление вопросника к зачету по теме;
составление конспекта, опорных таблиц;
письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Прежде чем планировать уроки и говорить о том, будут ли они эффективными, необходимо проанализировать тот материал по русскому языку, который не вошел в стандартную общеобразовательную программу. Таким образом, выявляется несоответствие материала школьной программы кодификатору ЕГЭ по русскому языку
1)орфоэпический (или акцентологический ) минимум.
Многие слова вызывают затруднения в постановке ударения у подавляющего большинства ребят. И связано это в первую очередь с тем, что слова эти они не употребляют в речи из-за малого словарного запаса, не знают значения этих слов. В своём классе я ещё в прошлом году раздала орфоэпический минимум для заучивания правильного ударения. 1 раз в неделю провожу орфоэпический диктант из 15 слов.
2)орфографический минимум
На последних страницах учебников 5-9 классов есть орфографические словарики. Но даже если все эти слова ребёнок выучит, он не будет знать и трети тех слов, которые употребляются в заданиях ЕГЭ. Поэтому ведётся непрерывная словарная работа на основе Открытого Банка ЕГЭ для 11 класса, начиная с 5 класса на каждом уроке провожу орфографическую разминку.
3) паронимы
Тема «Употребление в речи паронимов», как таковая, вообще отсутствует в школьной программе. Незнание паронимов – это огромная проблема современного ученика, связанная с низким уровнем словарного запаса. Паронимы я начинаю изучать с ребятами в 6 классе в разделе Лексика.
4)грамматические ошибки
В учебниках 5-9 классов помещено около десяти упражнений, связанных с редактированием неправильно с точки зрения функциональной грамматики построенных предложений. Этого недостаточно. Поэтому в этом году пробую вводить такие задания во время парной или групповой работы, так как самостоятельно грамматические ошибки видят и находят только единицы.
5) средства связи предложений в тексте.
Только в учебниках 5-6 класса есть упражнения, где требутеся найти средства связи предложений в тексте. Но таких заданий ничтожно мало, и сложность их невысока.
6)средства выразительности
Самые распространённые средства художественной выразительности изучаются сейчас, начиная с самого первого урока литературы в 5 классе. А вот в курсе русского языка этой теме не уделяется особого внимания, несмотря на то что это задание повышенной сложности. Работать со средствами художественной выразительности позволяет Комплексный анализ текста. Также даю такую работу в парах.
Говоря об эффективности уроков как условии повышения качества образования, я убеждена, что надо рассматривать не эффективность урока вообще, а эффективность урока для каждого ученика в частности, основываясь на мониторинге овладения учебным материалом .
Я отслеживаю выполнение домашних заданий, качество написания словарных диктантов, тестов, работ по развитию речи. Также я веду мониторинг результатов работы каждого ученика на уроке.
Например, на уроке обобщение и повторение по теме «Имя числительное» был организован взаимоопрос , ответив правильно на 3 вопроса ученик получил 3 балла. За словарный диктант, тест и самостоятельную работу каждый мог получить ещё по пять баллов. В результате за выполнение обязательных заданий ученик мог получить суммарно 18 баллов.
Тестовая технология помогает мне при контроле знаний учащихся. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.
Эти технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку ОГЭ.
Технология проблемного обучения На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Ученик становится активным участником собственного обучения.. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода.
Наиболее сложным этапом проблемного урока, на мой взгляд, является создание проблемной ситуации. Применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. Например:
Урок по рассказу И.С Тургенева «Муму» в 5 классе начинаю так.
При чтении первых строк рассказа голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.
«Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…» «Славный он был мужик…»
-А что замечательного было в Герасиме?
Далее организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы. Эффективность такой беседы целиком зависит от удачно поставленных вопросов.
Таким образом, проблемная ситуация формирует мотивационную сферу личности школьника, становится стимулирующим звеном, повышает эффективность усвоения учебного материала. Школьники в последние годы, к сожалению, не всегда с интересом относятся к урокам литературы, не видя в них практической значимости. В создавшейся ситуации проблемное обучение позволяет значительно повысить интерес к предмету, открывает перед обучающимися духовно-нравственные возможности литературы, что особенно актуально сегодня. Так, большим интересом пользуется тема по роману А.С. Пушкина «Дубровский» «Виновен ли Кирилла Петрович Троекуров в смерти Дубровского?» . Класс делится на две группы, и готовится дискуссия. Ребята всегда с удовольствием берутся за это задание, с интересом объясняют свою точку зрения. Здесь, я считаю, особенно важно, что проблемная ситуация учит ребят работать в группе, презентовать точку зрения команды и развивает коммуникативные компетенции.
В своей практике, чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы использую такие информационные технологии, как создание презентации , фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений, фрагментов экранизации литературных произведений Если у ученика осталось время, то можно было взять карточку и получить дополнительную оценку.
Мониторинг наглядно показывает, кто и по каким темам имеет явные пробелы в знаниях, с кем необходимо выстроить систему индивидуальной работы.
Результатом моей работы становится активное участие ребят в различных конкурсах и олимпиадах, где они занимают призовые места.