Проект по русскому языку "В мире фразеологизмов". Пердназначен доя учащихся 5 класса. Класс делится на группы, каждая группа получае своё задание.Для учащихся важно ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку "В мире фразеологизмов"»
Учебный проект по русскому языку. Тема «В мире фразеологизмов» Учитель: дедова Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы
Для учащихся важно ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему.
Организация работы над учебным проектом по теме:«В мире фразеологизмов».
Аннотация Проект «В мире фразеологизмов» разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. Использован при изучении темы «Фразеология». Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования, развитие коммуникативных качеств. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня и т.д. В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи.
Визитная карточка проекта
Автор проекта
Фамилия, имя, отчество автора
Дедова Оксана Петровна
Регион, в котором находится школа
г. Волгоград
Название учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №4 Красноармейского района г. Волгограда»
Тема учебного проекта
В мире фразеологизмов
Пункт тематического учебного плана школьного предмета
Фразеология
Предметные области
Русский язык, информационные технологии
Класс
5 «а»
Дидактические цели проекта
Формирование у учащихся высокой речевой культуры общения
Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде.
Методические задачи проекта
Сформировать представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего.
Развить навыки сбора и обработки информации.
Развить навыки исследовательской деятельности.
Основополагающий вопрос
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Вопросы учебной темы (проблемные)
Заварить кашу?
Откуда и как появились фразеологизмы?
Одинакова ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах?
Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному?
Отражают ли пословицы и поговорки жизненный опыт русского народа?
Самостоятельные исследования учащихся в учебном проекте?
Раскройте понятия «свободные и несвободные словосочетания».
Выявите, в какой степени люди знакомы с фразеологизмами, проведите социологический опрос.
Узнайте, какими путями появились в русском языке фразеологизмы.
Выясните, влияет ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах на их значение.
Проверьте, как можно с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному.
Подберите пословицы и поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.
Группа 1 - сбор материала о свободных и несвободных словосочетаниях), социологический опрос учащихся 5, 9-го классов, учителей о значении фразеологизмов, создание буклета Группа 2 – сбор материала о путях появления в русском языке фразеологизмов, создание опорного конспекта).
Группа 3 – сбор материала о фразеологических единствах, сращениях, сочетаниях, создание бюллетеня.
Группа 4 – сбор материала о фразеологической многозначности, синонимии, антонимии – работа со словарями и оформление презентации.
Группа 5 – подбирают крылатые слова, пословицы, поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа, оформление словаря.
Педагогическая поддержка
Консультирование учащихся.
Оформление результатов проекта
Презентация, информационный бюллетень, буклет.
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта.
Компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ в интернет.
Техническое оснащение
Компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ в интернет.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., Медиа, 2007.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., Просвещение. 1990.
Другие принадлежности.
Интернет, ресурсы. www.elhovka.narod.ru
www. school-sector.relarn.ru
www.traktat.com. ru
www.uroki.net. ru
Оценивание деятельности учащихся.
Деятельность учащихся оценивается по предварительно разработанным критериям (презентации, буклета, бюллетеня, текстовых документов), критерии предъявляются учащимся перед началом работы и тем самым являются ориентиром на положительный результат. По критериям работают и сами дети, и жюри, которое подводит окончательные итоги.
Итоговый контроль проводится по творческим заданиям.
Проект «В мире фразеологизмов» разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. УМП может быть использован при изучении темы «Фразеология».
Главным в этом проекте является совершенствование у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них высокой культуры речевого общения и развитие коммуникативных качеств.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи
Цель проекта: сформировать у учащихся представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего.
Задачи проекта:
Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся, коммуникативности, умений работать в команде.
Приобщение к культуре исследования.
Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение, умеющей адекватно оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.
Основополагающий вопрос: Что такое фразеологизмы и как они влияют на речевую культуру говорящего?
Этапы работы над проектом.
Введение в тему. Цель: поставить учебную задачу, определить цель и задачи работы. Слово является основной лексической единицей. Но, как вы уже знаете, не единственной. Кроме слов, в роли лексических единиц могут выступать словосочетания и даже предложения. Задание: прослушайте 2 текста и определите, чем они похожи, а чем отличаются.
Текст 1
Нашли сороки в лесу кусок сыра. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нашли сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья! Сейчас незаметно украдут!
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки догадались обо всем, лиса уже была далеко. Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить!
Текст 2
Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны – известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья! Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись - лиса. Съела сыр, под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам! Не надо было ворон считать!
Вопросы:
Какой текст вам понравился больше? Почему?
Чем похожи тексты, а чем отличаются?
Второй текст насыщен особыми выражениями, которые называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ (от греческого «фразис» - «выражение»). Использование фразеологизмов очень обогащает речь любого человека, так как позволяет ярко и образно выразить свои мысли. Нельзя по-настоящему овладеть языком как средством общения, не зная его фразеологии. Но для того чтобы использовать фразеологизмы в своей речи в качестве особого выразительного средства правильно и уместно, важно уметь разбираться в их особенностях точно так же, как необходимо знать лексические особенности русских слов.
1. Какие вопросы можно сформулировать по параграфу?
2. Что представляют собой фразеологизмы как лексические единицы?
3.Чем они похожи на другие лексические единицы — лексемы — и чем они отличаются от них?
4.Есть ли у них многозначность, как и у слов?
5. Бывают ли синонимические фразеологизмы?
6.Есть ли в языке фразеологические антонимы?
7.Отличаются ли фразеологизмы, как и лексемы, по сфере употребления?
8.Каково происхождение фразеологизмов, т. е. откуда и как они появляются в языке?
На все эти вопросы нам и предстоит ответить, изучая фразеологию — раздел лексики о фразеологических лексических единицах.
1. План работы по проекту в школе.
Подготовительный этап
Ответственные
Сроки выполнения
Составить список необходимого оборудования
Дедова О. П.
19 апреля
Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать итоговый урок для презентации работ учащихся), библиотеки/медиатеки.
Дедова О. П.
23 апреля
Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.
Дедова О. П.
23 апреля
Пригласить на презентацию проекта представителей школьной редколлегии и районной прессы, поместить статью об учебном проекте в школьной газете.
Дедова О. П.
23 апреля
Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним.
Дедова О. П.
23 апреля
Процесс обучения
Дедова О. П.
Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.
Дедова О. П.
23 апреля
Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.
Дедова О. П.
23 апреля
Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.
Дедова О. П.
23 апреля
Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.
Дедова О. П.
23 апреля
Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).
Дедова О. П.
23 апреля
Выставить отметки по результатам учебной работы.
Дедова О. П.
24апреля
Заключительный этап
Дедова О. П.
Вернуть оборудование, книги.
Дедова О. П.
25 апреля
Организовать презентацию итогов проекта
Дедова О. П. Выступление групп
24апреля
Наградить отличившихся учеников грамотами
Дедова О. П.
24 апреля
Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.
Дедова О. П.
Организация групп, распределение обязанностей в группе, определение способов деятельности. (Листы планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту).
Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту
Группа 1
Тема проекта: В мире фразеологизмов.
Основополагающий вопрос:
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Заварить кашу
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
1. Составьте вопросы для опросника и выявите, в какой степени люди знакомы с фразеологизмами и понимают их значения
2. Проведите социологический опрос.
3. Проанализируйте полученные данные.
4. Подведите итоги.
5. Оформите результаты и сделайте отчет в виде буклета.
Источники информации:
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
"1С: Репетитор. Русский язык"
www. elhovka.narod.ru
www. school-sector.relarn.ru
www.traktat.com. ru
www.uroki.net. Ru
Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту
Группа 2
Тема проекта: В мире фразеологизмов
Основополагающий вопрос:
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Пути появления фразеологизмов в русском языке?
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
1.Раскройте понятия «свободные и несвободные словосочетания».
2.Выявите, какими путями образовались в русском языке фразеологизмы.
3.Оформите результаты в виде опорного конспекта
Источники информации:
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
"1С: Репетитор. Русский язык"
www. elhovka.narod.ru
www. school-sector.relarn.ru
www.traktat.com. ru
www.uroki.net. ru
Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту
Группа 3
Тема проекта: В мире фразеологизмов.
Основополагающий вопрос:
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Одинакова ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах?
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
1.Проведите опыт: разделите каждый фразеологизм на части и определите, возможно ли такое разделение и как меняется его значение
2.Оформите бюллетень
Источники информации:
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова « Русский язык. Теория.Практика» 6 класс. 2005 год. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
"1С: Репетитор. Русский язык"
www. elhovka.narod.ru
www. school-sector.relarn.ru
www.traktat.com. ru
www.uroki.net. ru
Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту
Группа 4
Тема проекта: В мире фразеологизмов.
Основополагающий вопрос
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному?
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
1.Используя словари, подобрать фразеологизмы
2.Проанализировать фразеологизмы и выявить, могут ли быть фразеологизмы многозначными
3.Подобрать к фразеологизмам синонимы, антонимы
4.Сделать выводы
5.Оформите работу в виде презентации
Источники информации:
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
"1С: Репетитор. Русский язык"
www. elhovka.narod.ru
www. school-sector.relarn.ru
www.traktat.com. ru
www.uroki.net. Ru
Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту
Группа 5
Тема проекта: В мире фразеологизмов.
Основополагающий вопрос:
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Как крылатые слова, пословицы и поговорки отражают жизненный опыт русского народа?
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
1.Подберите крылатые слова, пословицы, поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа
2.Составьте словарь
Источники информации:
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., Медиа, 2007.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., Просвещение. 1990.
"1С: Репетитор. Русский язык" www. school-sector.relarn.ru www.traktat.com. ru