Просмотр содержимого документа
«Профессиональное использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»
Профессиональное использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
В последнее десятилетие компьютер вошел в нашу жизнь, стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения школьников.
В 21 веке невозможно представить мир без информационных ресурсов, которые не менее важны, чем материальные, энергетические и трудовые.
Конечно, информационные технологии представляют родителям, педагогам больше возможностей, которые позволяют более полно реализовать развитие всех способностей ребенка.
Разумеется, не стоит превращать все это в самоцель и неуемное увлечение, но с целью активизации познавательного интереса обучающихся целесообразно использовать ИКТ в учебном процессе.
Не будет правильным, если полностью компьютеризируете учебный процесс, потому что не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов, т.к. несмотря на то, что компьютер развивает логическое мышление, дает новые знания, он не дает возможности развиваться диалогической и монологической речи обучающихся. Поэтому-то ИКТ и являются лишь одним из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Если чрезмерно использовать ИКТ в качестве средства познавательной деятельности, то сама познавательная деятельность с применением данных технологий станет менее эффективной.
С помощью ИКТ школьники могут работать в обучающем режиме и в тренировочном режиме
(действует принцип индивидуального обучения)
Компьютерные программы, осуществляющие диагностику уровня компетенций обучающихся, позволяют вести контроль дифференцированно (учащиеся могут выполнить задания повторно, если получили плохую оценку).
Еще одним преимуществом использования ИКТ является алгоритмизация самостоятельной деятельности школьников.
На уроках русского языка и литературы использование ИКТ существенно решает проблему наглядности (Например, на уроках литературы прослушивание аудиозаписей и просмотр отрывков фильмов, презентаций активизирует деятельность обучающихся. Все это вызывает интерес к изучению. Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы совершенствует все виды познавательных мотивов, интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. ИКТ повышает интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении.
На уроках закрепления изученного материала путем выполнения тренировочных заданий совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки. На уроках обобщающего повторения используются таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации.
На уроках – контрольных, зачетах разные виды тестовых форм контроля обеспечивают подготовку к ЕГЭ, начиная с 5 класса.
На уроках использую самые различные обучающие программы. Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и обобщением с детьми, стараюсь оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса. На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ- создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тексты, электронные конспекты уроков, снабженные анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами. На уроках литературы обучающиеся выполняют задания творческого характера(сочинения, рисунки).Создают проекты, составляют обобщающие таблицы, схемы, выступают в роли художника, на уроках русского языка готовят слайды по разделам фразеология, орфоэпия, словообразование, а по литературе- обзор творчества поэта, писателя.
На таких уроках ребята в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У обучающихся формируются учебно-информационные умения и навыки.
Таким образом, используя ИКТ на своих уроках ,решаю как задачи развивающего обучения, подготовки ученика, так и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.