Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Современный мир предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. При переходе на обучение по новым стандартам изменяются идеи, цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Одной из популярных технологий, позволяющих нам реализовать инновационное обучение, является проектная технология. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, по своей сути творческих»[2,67]. Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектно-исследовательской деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения.Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Проекты различают как по тематике, так и по продолжительности. На мой взгляд, самый эффективный тип проекта, особенно на начальном этапе обучения, - краткосрочный проект.
Попробуем теперь на конкретных примерах отдельных проектов лучше осмыслить дидактическую сущность этой педагогической технологии. При изучении темы «Фразеологизмы» в 5 классе даю по несколько фразеологизмов каждому, они готовят материал из словарей, интернета, учебников, собирая информацию о происхождении, значении, особенностях фразеологизмов, выполняют иллюстрации к фразеологизмам. Работу над проектом, начатую на уроке, дети продолжают дома, подключая родителей, а презентация осуществляется на уроке.
Приведем пример двухнедельного проекта по литературе в 7 классе по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Назвали проект «Жестокое время, жестокие нравы, жестокие судьбы». На уроке был составлен план работы, обозначены сроки, распределены задания по желанию: «историк» собирает сведения об истории казачества; «географ» готовит сообщение огеографии мест, где происходили события; «исследователь» выполняет словарную работу, опираясь на текст, раскрывает идею произведения, составляет сравнительную характеристику героев; «живописец» собирает иллюстрации к повести и к ним подбирает подходящее музыкальное сопровождение. На последующих уроках выделяла на уроке время для промежуточных обсуждений хода работы. Завершили проект коллективным обсуждением нрава и судьбы трех героев, каждый представил презентацию своей работы, заполнили анкеты участников, вместе сформулировали выводы, подвели итог.
Таким образом, метод проектов позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку 21 века: умение находить нужные знания в безбрежном информационном океане, применять их в жизни, занять достойное место в современном мире высоких технологий и, конечно, совершать новые открытия, двигая мир вперед.
Список используемых источников
НовиковаТ. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.//Народное образование. 2000. № 7.С151-157
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования//Подред.Е.С.Полат.М.,2000.268с.
ПанфиловаА.А.Инновационные педагогические технологии. М., 2009.192с.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}