kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемные вопросы обучения изложению. Сжатие текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория и практика по подготовке к сжатому изложению (ОГЭ).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемные вопросы обучения изложению. Сжатие текста.»

Проблемные вопросы обучения изложению. Сжатие текста.

Главная дидактическая задача сжатого изложения – научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию.

При проведении сжатых изложений формируются такие коммуникативные умения, как:

1) вычленять главное (существенное) в информации;

2) при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения;

3) сокращать текст разными способами (исключения или обобщения);

4) найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Прослушивание текста

Исходный текст воспроизводится  дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 3-4 минуты на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность.

Не стремитесь записать весь текст! Помечайте только ключевые слова (которые составляют смысловую основу этого текста). Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ ТЕКСТА

Предполагается, что учащийся может использовать различные приемы компрессии исходного текста – содержательные и языковые.

Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1. Замены:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

• замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения:

• исключение повторов;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияния:

• слияние нескольких предложений в одно.

Должны научиться разделять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем ученикам: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.


Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменения в костно-мышечной системе.


Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменения в костно-мышечной системе.


Дятел

Видел дятла: короткий, – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между своей грудью и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.


Видел дятла: короткий, – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между своей грудью и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.

Перестройте сложные предложения в простые, оставив только главную информацию.

Образец: Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то таинственным образом исчезает. – Я очень скоро стал замечать исчезновение хлеба.

  1. Он быстро пошёл в угол, где были сложены все его игрушки, и взял зайца.

  2. Ребята сидели на кирпичах, которые остались после ремонта котельной, и молчали.

  3. Когда он пришёл домой, то застал Гайнана в его тёмном чулане перед бюстом Пушкина.

  4. Так как ему пришлось всё время идти в гору, то он запыхался и почувствовал усталость.

  5. Я вышел поздней ночью в зал, чтобы пройти в диванную и взять там что-нибудь почитать из книжных шкапов.

  6. Вечером, когда немного утихло, они пошли на мол, чтобы посмотреть, как придёт пароход.








Общая методика обучающего сжатого изложения связного текста (соответственно «памятке») следующая:

а) постановка задачи: определить тему, главную мысль текста, озаглавить его;


б) выразительное чтение текста;


в) работа над определением темы, главной мысли, стилистических особенностей, композиции текста (в повествовании – это начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в рассуждении – общее положение, доказательства его, вывод);


г) членение текста на микротемы и составление очень подробного плана;


д) выделение основного, необходимого в содержании с обязательным логическим обоснованием; установление смысловых связей между эпизодами (временных, пространственных и т. д.);


е) определение способов сокращения (исключение, обобщение) и составление сжатого плана;


ж) работа над каждой частью сжатого плана; языковый анализ текста, который поможет ученикам определить языковые средства, мастерски использованные автором для создания нужного ему образа (важно, чтобы учащиеся бережно относились к каждому слову);


з) выбор речевых средств обобщенной передачи каждой части, сначала под руководством учителя и по данному им образцу, затем с усилением элемента самостоятельности учащихся при работе над остальными частями; одну часть текста класс сокращает самостоятельно;


и) определение речевых средств для передачи логических связей между эпизодами.



Странная встреча в лесу

1. Странная была встреча. 2. Олень глядел на меня и не спешил убегать. 3. Любопытство! 4. Два сливовых глаза глядели на меня не моргая. 5. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара. 6. Я почти не дышал, не шевелился.7. Оленю надоела неясность. 8. Он шаркнул передней ногой и замер. 9. Не знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала.10. А это в лесу сигнал: опасность!   11. Сигнал сорвал с места оленя. 12. Он прыгнул в сторону, задел ореховый куст. 13. Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по сухим листьям. 14. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала.  15. Лес на два километра вокруг знал: что-то случилось.

(В. Песков)

Составляем сжатый план:


1. Встреча.


2. Удивительный поединок.


3. Сигнал опасности.


4. Олень скрылся.


5. Сойка.


Ниже мы показываем образец этой работы и записи ее (с – существенное, п – подробности):


Текст:


           п           с           с

1. Странная была встреча.


         с         с              с                 с             с

2. Олень глядел на меня и не спешил убегать.


              с

3. Любопытство!


      п          п            п          с           с              п

4. Два сливовых глаза глядели на меня не моргая.


        п            п          п                п           п        п                п           п

5. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.


    с     п               с                    с

6. Я почти не дышал, не шевелился.


         п           п              п

7. Оленю надоела неясность.


     п         п              п           п           п

8. Он шаркнул передней ногой и замер.


             с          с                   с                    с         п       п            п

9. Не знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных

п                п             с                 с                   с

глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала.


                      п        с              с

10. А это в лесу сигнал: опасность!


           с          с             с         с

11. Сигнал сорвал с места оленя.


       п        п                с           п          п           п

12. Он прыгнул в сторону, задел ореховый куст.


             с                 п              п     с        с             с         с          с

13. Мелькнуло между осинами тело оленя,  стихли удары копыт по

    п         п

сухим листьям.


          с             п                с               с                п              п

14. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и

       с

стрекотала.


        с          п          п             п         с         с             с

15. Лес на два километра вокруг знал: что-то случилось.


В итоге сжатое изложение выглядит так:

1. Охотник встретил в лесу оленя. 2. Олень не испугался, а с любопытством стал рассматривать человека. 3. И охотник замер: что-то будет дальше? 4. Это был удивительный поединок. 5. Но вдруг застрекотала сойка: опасность! 6. Олень сорвался с места и тут же скрылся. 7. А сойка еще кричала, предупреждала лес об опасности.

8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Проблемные вопросы обучения изложению. Сжатие текста.

Автор: Кондратова Елена Сергеевна

Дата: 22.03.2025

Номер свидетельства: 667132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по развитию речи в 8 классе. Подробное изложение с грамматическим заданием"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_razvitiiu_rechi_v_8_klasse_podrobnoe_izlozhenie_s_grammatiches"
    ["file_id"] => string(6) "519726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568528523"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ritorika-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "244957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446037268"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "А.А. Бек «Волоколамское шоссе»"
    ["seo_title"] => string(28) "a_a_bek_volokolamskoe_shosse"
    ["file_id"] => string(6) "577304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617285399"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(50) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniie5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "271111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451379001"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства