Просмотр содержимого документа
«Проблемные вопросы обучения изложению. Сжатие текста.»
Проблемные вопросы обучения изложению. Сжатие текста.
Главная дидактическая задача сжатого изложения – научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию.
При проведении сжатых изложений формируются такие коммуникативные умения, как:
1) вычленять главное (существенное) в информации;
2) при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения;
3) сокращать текст разными способами (исключения или обобщения);
4) найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Прослушивание текста
Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 3-4 минуты на осмысление текста.
При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность.
Не стремитесь записать весь текст! Помечайте только ключевые слова (которые составляют смысловую основу этого текста). Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.
При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ ТЕКСТА
Предполагается, что учащийся может использовать различные приемы компрессии исходного текста – содержательные и языковые.
Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приемам компрессииисходного текста относятся:
1. Замены:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения простым.
2. Исключения:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синонимов.
3. Слияния:
• слияние нескольких предложений в одно.
Должны научиться разделять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем ученикам: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.
Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.
В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.
Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменения в костно-мышечной системе.
Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.
В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.
Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменения в костно-мышечной системе.
Дятел
Видел дятла: короткий, – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв-то занят.
Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между своей грудью и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.
Видел дятла: короткий, – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв-то занят.
Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между своей грудью и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.
Перестройте сложные предложения в простые, оставив только главную информацию.
Образец: Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то таинственным образом исчезает. – Я очень скоро стал замечать исчезновение хлеба.
Он быстро пошёл в угол, где были сложены все его игрушки, и взял зайца.
Ребята сидели на кирпичах, которые остались после ремонта котельной, и молчали.
Когда он пришёл домой, то застал Гайнана в его тёмном чулане перед бюстом Пушкина.
Так как ему пришлось всё время идти в гору, то он запыхался и почувствовал усталость.
Я вышел поздней ночью в зал, чтобы пройти в диванную и взять там что-нибудь почитать из книжных шкапов.
Вечером, когда немного утихло, они пошли на мол, чтобы посмотреть, как придёт пароход.
Общая методика обучающего сжатого изложения связного текста (соответственно «памятке») следующая:
а) постановка задачи: определить тему, главную мысль текста, озаглавить его;
б) выразительное чтение текста;
в) работа над определением темы, главной мысли, стилистических особенностей, композиции текста (в повествовании – это начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в рассуждении – общее положение, доказательства его, вывод);
г) членение текста на микротемы и составление очень подробного плана;
д) выделение основного, необходимого в содержании с обязательным логическим обоснованием; установление смысловых связей между эпизодами (временных, пространственных и т. д.);
е) определение способов сокращения (исключение, обобщение) и составление сжатого плана;
ж) работа над каждой частью сжатого плана; языковый анализ текста, который поможет ученикам определить языковые средства, мастерски использованные автором для создания нужного ему образа (важно, чтобы учащиеся бережно относились к каждому слову);
з) выбор речевых средств обобщенной передачи каждой части, сначала под руководством учителя и по данному им образцу, затем с усилением элемента самостоятельности учащихся при работе над остальными частями; одну часть текста класс сокращает самостоятельно;
и) определение речевых средств для передачи логических связей между эпизодами.
Странная встреча в лесу
1. Странная была встреча. 2. Олень глядел на меня и не спешил убегать. 3. Любопытство! 4. Два сливовых глаза глядели на меня не моргая. 5. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара. 6. Я почти не дышал, не шевелился.7. Оленю надоела неясность. 8. Он шаркнул передней ногой и замер. 9. Не знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала.10. А это в лесу сигнал: опасность! 11. Сигнал сорвал с места оленя. 12. Он прыгнул в сторону, задел ореховый куст. 13. Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по сухим листьям. 14. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. 15. Лес на два километра вокруг знал: что-то случилось.
(В. Песков)
Составляем сжатый план:
1. Встреча.
2. Удивительный поединок.
3. Сигнал опасности.
4. Олень скрылся.
5. Сойка.
Ниже мы показываем образец этой работы и записи ее (с – существенное, п – подробности):
Текст:
п с с
1. Странная была встреча.
с с с с с
2. Олень глядел на меня и не спешил убегать.
с
3. Любопытство!
п п п с с п
4. Два сливовых глаза глядели на меня не моргая.
п п п п п п п п
5. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.
с п с с
6. Я почти не дышал, не шевелился.
п п п
7. Оленю надоела неясность.
п п п п п
8. Он шаркнул передней ногой и замер.
с с с с п п п
9. Не знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных
п п с с с
глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала.
п с с
10. А это в лесу сигнал: опасность!
с с с с
11. Сигнал сорвал с места оленя.
п п с п п п
12. Он прыгнул в сторону, задел ореховый куст.
с п п с с с с с
13. Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по
п п
сухим листьям.
с п с с п п
14. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и
с
стрекотала.
с п п п с с с
15. Лес на два километра вокруг знал: что-то случилось.
В итоге сжатое изложение выглядит так:
1. Охотник встретил в лесу оленя. 2. Олень не испугался, а с любопытством стал рассматривать человека. 3. И охотник замер: что-то будет дальше? 4. Это был удивительный поединок. 5. Но вдруг застрекотала сойка: опасность! 6. Олень сорвался с места и тут же скрылся. 7. А сойка еще кричала, предупреждала лес об опасности.