ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Подготовка уроков с использованием интерактивного оборудования требует тщательной подготовки. «Режиссура урока» в данном случае важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий урок с интерактивной доской, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
На первом этапе подготовки урока с помощью интерактивной доски необходимо продумать, как провести урок для одного ученика, пользуясь компьютером и Интернетом. Когда эта задача будет выполнена, тогда можно подключать компьютер к проектору и интерактивной доске, на которую будут спроецированы все задания и упражнения, подготовленные либо учителем, либо учеником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список использованной литературы………...……………………….61
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом возрастает роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании. Они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, следовательно, их применение в школе предполагает иные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня успеваемости, склонностей [Мурзабекова 2010: 2].
Данная работа посвящена использованию интерактивной доски на уроках русского языка. Эффективность использования интерактивной доски, как и любого другого средства обучения, зависит от качества применяемых учебных материалов. Вот почему в данной работе представлена классификация ресурсов мультимедиа и система требований к ним.
Актуальность данной темы заключается в том, что требованием нашего времени является применение на уроках русского языка новейших технологий и интерактивного оборудования, а именно интерактивной доски. Ее применение позволяет сделать уроки более живыми, интересными, наглядными и красочными и способствует привлечению внимания детей к процессу обучения на разных этапах урока. Актуальность данной работы определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества, в котором компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.
Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в школе.
Предметом исследования – использование интерактивной доски на уроках русского языка в школе.
Цель данной работы заключается в изучении теоретической базы применения интерактивной доски на уроках русского языка, ознакомлении с возможными приемами данного средства обучения и разработке методических рекомендаций.
Задачиданного исследования:
1. Рассмотреть понятие «интерактивная доска», виды интерактивных досок.
2. Выявить принципы использования интерактивной доски на уроках русского языка.
3. Ознакомление с возможностями интерактивной доски на уроках русского языка и разработка методических рекомендаций по использованию данного средства обучения: тематического планирования, конспектов уроков, системы упражнений и внеклассных мероприятий.
Методологическую основу исследования составляет учение о неразрывной связи всех сторон рассматриваемого явления, учение о системном подходе к изучению объектов реальной действительности, в частности, к процессу обучения.
Теоретической основой работы стали исследования по проблемам использования интерактивной доски на уроках русского языка Г.О.Аствацатурова, Е.А.Голодова, И.В.Гроцкой, В.Е.Бельченко Г.М.Коджаспирова, Е.Д.Тенютина и других.
Методы исследования данной работы – описательный метод, метод обобщения опыта учителей и исследования методистов по проблеме применения интерактивной доски на уроках русского языка.
Новизна исследования заключается в том, что предложены некоторые методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках русского языка, разработано тематическое планирование уроков в школе с использованием интерактивной доски, разработаны внеклассные мероприятия и представлены конспекты уроков.
Теоретическая значимостьисследования – обобщение основ использования интерактивной доски в практике преподавания русского языка, чем внесен определенный вклад в теорию вопроса.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать в школьной практике преподавания русского языка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ШКОЛЕ
Понятие «интерактивная доска». Особенности использования интерактивной доски в школе
На современном этапе большой интерес представляют специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски.
Рассмотрим подробно свойство «интерактивности» средств мультимедиа.
Интерактивность средств информатизации образования – это активное взаимодействие учителей и учеников с этими средствами. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:
изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
видео, сложные видеоэффекты;
анимации и анимационное имитирование.
Программно-аппаратный комплект «Интерактивная доска» - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащегося в классе; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге.
Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора «мышь».
Используемое программное обеспечение для интерактивной доски (SMART BoardSoftware) включает следующие инструменты:
записную книжку (SMART Notebook);
средство видеозаписи (SMART Recorder);
видеоплеер (SMART VideoPlayer);
дополнительные (маркерные) инструменты (FloatingTools);
виртуальную клавиатуру (SMART Keyboard).
Все эти инструменты могут быть использованы как отдельно, так и в совокупности в зависимости от решаемых учебных задач.
Записная книжка представляет собой графический редактор, позволяющий создавать документы собственного формата и включать в себя текст, графические объекты, как созданные в других Windows программах, так и с помощью соответствующих инструментов.
Средство видеозаписи позволяет записать в видеофайл (формат AVI) все манипуляции, производимые в данный момент на доске, а затем воспроизвести его с помощью видеоплеера (SMART Player) или любого другого подобного программного средства. Например, используя записную книжку, можно нарисовать график какой-либо функции или сделать чертеж, а затем продемонстрировать повторно процесс создания рисунка, запустив видеофайл.
Дополнительные (маркерные) инструменты используются для создания разного рода пометок на всей площади экрана монитора независимо от используемого текущего приложения. Все пометки, делаемые преподавателем, например, в презентации PowerPoint, могут быть сохранены.
На современном этапе образовательного процесса деятельность учителя направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Интерактивная доска способствует решению одной из главных задач, а именно формированию у обучающихся прочных знаний, умений и навыков и позволяет сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, программное обеспечение для интерактивной доски. К компьютеру и к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать на уроке.
Интерактивная доска предоставляет новые возможности, с помощью которых решается множество возникающих проблем, таких как обобщение и систематизирование объемного материала за один урок или же привлечение и активизирование внимания и мышления на уроках повторения той или иной темы.
Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.
Интерактивная доска позволяет применить и другие различные формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, «мгновенная проверка» выполненного задания.
На уроке можно с учащимися отправиться с известными героями мультфильмов в увлекательное путешествие. Добрые помощники - герои мультфильмов будут говорить с учениками и помогать достойно пройти через все испытания. При выполнении какого-либо задания учащиеся могут услышать звуковой ответ: «Молодец», «Подумай еще».
Также могут быть применены и игры, являющиеся основным методом обучения, воспроизведенные с помощью электронного оборудования, снимают проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.
С помощью интерактивной доски можно работать с заранее подготовленными учениками упражнениями к уроку и проверить домашние задания, при этом воспользовавшись инструментом «ластик» или «умное перо», с помощью которого можно делать отметки поверх любого документа.
В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти различные наглядные материалы и обучающие ресурсы по любой теме и использовать их многократно. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
Одна из задач, которую позволяют решать интерактивные доски и сенсорные дисплеи, - уйти от привнесенной компьютерной культурой презентационной формы подачи материала [Туманов 2005: 39].
Так интерактивная доска помогает в организации групповой и индивидуальной работы, предоставляет возможность коллективного и индивидуального выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся к активным формам работы.
Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал. К неоспоримым преимуществам доски нужно отнести возможность включения любой программы, которая открыта на компьютере. Легко вставить имеющиеся в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов «флэшки», картинки, видеофрагменты, музыку [Носкова 2004: 75].
При работе с интерактивной доской учащийся не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Находящаяся перед глазами наглядная информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.
Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции [Комарова 2004: 57].
Интерактивная доска прочно вошла в нашу повседневную школьную жизнь. Спектр ее применения на уроках широк. Это великолепное дополнение к тем технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе. Она заинтересовывает учащихся, следовательно, активизируются их внимание, зрительная память, повышается эффективность обучения.
Выводы по параграфу 1.1.
Использование интерактивной доски в школе позволяет сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку.
Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, программное обеспечение для интерактивной доски.
Интерактивная доска заинтересовывает учащихся, а в результате повышается эффективность обучения.
Классификация интерактивных досок,
их характеристики и принципы работы
Интерактивная доска в настоящее время перешла из разряда редкого инструмента в разряд обычного средства. И сейчас преподаватель и директорам школ необходимо знать основные типы досок, их основные характеристики для правильного выбора при закупках данного оборудования.
По способу отражения информации интерактивные доски делятся на доски прямой проекции и доски обратной проекции и копи-доски [Голодов 2009: 6].
Интерактивные доски с прямой (фронтальной) проекцией распространены наиболее широко. Они имеют проектор, расположенный перед доской – на подставке или на потолке. Недостатком таких досок является то, человек проводящий презентацию, должен стоять перед экраном, создавая, таким образом, препятствие для проецируемого изображения. Кроме того, некий дискомфорт выступающему перед аудиторией может создавать свет проектора, бьющий прямо в глаза.
У интерактивных досок с обратной проекцией проектор располагается позади доски. Благодаря этому человек, проводящий презентацию, не стоит на пути светового потока проектора. Недостатком данных досок является большая по сравнению с досками прямой проекции цена, невозможность закрепления доски на стене, а также возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.
Однако такая конструкция имеет и преимущества: доску можно свободно передвигать по помещению, не перенастраивая проектор после каждого перемещения.
Копи-доска представляет собой стандартную доску для записей, оснащенную сканирующим устройством. Для записей на такой доске используются обычные маркеры. Изображение с такой доски можно распечатать на встроенном принтере или передать на компьютер [Голодов 2009: 7].
По способу технологии определения местоположения маркера на доске. Существуют шесть различных технологий определения местоположения маркера на доске.
Резистивная – используются две электропроводящие сетки, разделенные тонким воздушным шаром. Когда происходит прикосновение к экрану, поверхность верхней сетки прогибается и приходит в контакт с нижней сектой. По изменению проводимости в точке касания вычисляется координата касания. Эта технология позволяет использовать в качестве маркера любые предметы – стилус, обычный маркер, палец [Голодов 2009: 7-8].
Электромагнитная – массив проводов позади доски взаимодействует с с магнитной катушкой встроенный в электронный маркер. Как правило, в этом случае в маркере используются батарейки или же маркер является проводным.
Емкостная – аналогично электромагнитной технологии позади доски располагается массив проводов. Однако в данном случае он взаимодействует с пальцем, касающимся доски. Преимуществом такой технологии является отсутствие необходимости в специальном маркере и то, что вся электроника находится позади экрана и не может быть повреждена пользователем.
Лазерная – инфракрасные лазеры размещаются в верхних углах доски. Лазерные лучи сканируют доску с помощью вращающегося зеркала. Отражатели, расположенные на маркере отражают лазерный луч, обеспечивая возможность определения точки касания. В данном случае маркер является пассивным, но должен иметь отражающую поверхность.
Ультразвуковая и инфракрасная – при нажатии на поверхность маркер излучает ультразвук и инфракрасный свет. Два ультразвуковых микрофона принимают звук, а программное обеспечения, сравнивая время прибытия звука и получая дополнительные данные от инфракрасных сенсоров, вычисляет точку касания.
Оптическая и инфракрасная – при нажатии на поверхность доски палец или маркер попадают в поле зрения инфракрасных камер, установленных на доске. Программное обеспечение анализирует полученный с камер сигнал и вычисляет точку контакта с поверхностью доски. При данной технологии нет необходимости использовать специальные маркеры [Голодов 2009: 8-9].
Рассмотрев типы интерактивных досок, мы пришли к следующему выводу: каждая из технологий имеет свои положительные и отрицательные стороны. Использование активных маркеров подразумевает постоянную проверки их на работоспособность, и потеря такого маркера приведет доску в нерабочее состояние. К таким технологиям относятся: электромагнитная, лазерная, ультразвуковая и инфракрасная.
Принцип работы интерактивной доски:
1. Компьютер посылает изображение проектору
2. Проектор передает изображение на интерактивную доску
Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. На интерактивной доске можно работать так же, как с дисплеем компьютера: это устройство ввода данных, которое позволяет контролировать приложения на компьютере.
Вывод по параграфу 1.2.
Интерактивная доски классифицируются по различным признакам: 1) по способу отражения информации
по способу технологии определения местоположения маркера на доске.
Каждый тип досок имеет свои плюсы и минусы. Знать их необходимо для правильного выбора при закупках данного оборудования.
Принцип работы данного вида оборудования прост и удобен в использовании.
Выводы по главе 1:
Использование интерактивной доски в школе позволяет сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку.
Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, программное обеспечение для интерактивной доски.
Интерактивная доска заинтересовывает учащихся, а в результате повышается эффективность обучения.
Интерактивные доски классифицируются по различным признакам: 1) по способу отражения информации
по способу технологии определения местоположения маркера на доске.
Каждый тип досок имеет свои плюсы и минусы. Знать их необходимо для правильного выбора при закупках данного оборудования.
Принцип работы данного вида оборудования прост и удобен в использовании.
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Организация урока русского языка
с использованием интерактивной доски
Подготовка уроков с использованием интерактивного оборудования требует тщательной подготовки. «Режиссура урока» в данном случае важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий урок с интерактивной доской, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
На первом этапе подготовки урока с помощью интерактивной доски необходимо продумать, как провести урок для одного ученика, пользуясь компьютером и Интернетом. Когда эта задача будет выполнена, тогда можно подключать компьютер к проектору и интерактивной доске, на которую будут спроецированы все задания и упражнения, подготовленные либо учителем, либо учеником.
Слайд «Приветствие», демонстрация темы и целей уроков.
Подготовить учащихся к работе на уроке.
Доброжелательный настрой учителя и учащихся, быстрое включение и обеспечение готовности класса к работе.
2. Проверка домашнего задания
1. Домашнее задание проверяется с помощью сканера. Работа ученика сканируется и выводится на доску. Он поясняет свою работу. При наличии недочетов или ошибок учитель или другие ученики исправляют их. Если есть необходимость, то на доску с помощью сканера выводятся другие варианты выполнения задания и учащиеся имеют возможность быстро сравнить несколько работ. На сканирование работы затрачивается менее 1 минуты, остальное время используется непосредственно на разбор заданий.
Выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию
Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок, обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися, индивидуальная работа.
3. Актуализация опорных знаний
На доску выводится готовое задание. Учащиеся выполняют его самостоятельно, затем в течение нескольких минут проверка у доски. Таких заданий может быть несколько, поскольку времени на выполнение одного задания затрачивается мало. Далее модно вывести на доску вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы, краткое обобщение по пройденному материалу.
Восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания, создание проблемно-поисковой ситуации.
Закрепление ранее изученного материала. Формирование дидактической цели вместе с учащимися.
4. Изучение нового материала. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Если данная тема не очень хорошо или недостаточно полно изложена в учебнике, язык изложения слишком научен (что часто бывает), то данный материал раздается учащимся в печатном виде (создается справочник ученика, содержащий основные орфограммы и правила, а также пояснительные примеры). Учитель на доске комментирует раздаточный материал, при необходимости дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. Материал распечаток при этом выводится на доску. Возможна демонстрация основных понятий, схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового материала
Объяснение новой темы.
Применение различных способов активизации мыслительной деятельности и зрительного восприятия у учащихся, включение их в поисковую работу и в самоорганизацию обучения, систематизация новых знаний.
5. Обобщение и закрепление нового материала
1-2 упражнения из учебника, плюс можно материал разнообразить примерами из различных источников. Для этого достаточно распечатать подборку заданий и вывести на доску.
Затем с помощью сканера выполненное упражнение проецируется на доску, и учитель просит учащихся его прокомментировать. Таким образом, исключается бездумное списывание с доски, экономится время на разбор выполненных заданий.
Выполнение тренировочных заданий.
Использование различных способов закрепления знаний, возможность дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны, формирование умения учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями и правилами.
Дифференцированный подход (подбор заданий разного уровня сложности), использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний
Проецирование на доску задания для всего класса, а отдельным ученикам раздать другой материал разного уровня сложности. Или можно вывести задания, вопросы, на которые отвечает один ученик, а остальные ребята проверяют и исправляют и так модно опросить нескольких учеников.
Организация контроля и самоконтроля.
Использование различных способов контроля и самоконтроля знаний, рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях.
Учащимся может быть задано не только общее, но индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток. Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется. Это дает возможность быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.
Анализ проделанной работы, выставление и комментарий к оценкам.
Подведение итогов.
Доброжелательный настрой учителя и учащихся на самостоятельную работу дома.
Структура занятия с использованием интерактивных устройств может меняться. Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Можно, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.
Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.
Выводы.
Подготовка уроков с интерактивным оборудованием требует еще более тщательной подготовки, чем обычных занятий.
Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же: урок должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов.
Эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
3.1. Тематическое планирование по теме «Местоимение»
(По учебному комплексу Русский язык. Теория. 5-9.: учебник для общеобразоват. учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 и Русский язык. Практика. 6 кл/сост. Г.К. Лидман-Орлова. М.: Просвещение, 1993)
Название раздела
Тема урока
Введение новых терминов
Формы организации обучения
Требования к ЗУНам
Средства контроля
Домашнее задание
план
факт
Местоимение
Понятие о местоимении.
Местоимение, общее грамматическое значение местоимений.
Беседа слово учителя; работа с учебником, с интерактивной доской; выполнение упражнений
Знать определение «местоимение» и его грамматическое значение, знать группы местоимений и уметь их различать в устной и письменной речи
Опрос, работа учеников у доски, проверка тетрадей
§121-122,
упр.№ 596 с.202 (письменно), упр. № 597 с. 203(устно)
Беседа, слово учителя, работа с учебником, с интерактивной доской. Выполнение упражнений.
Знать, какие местоимения относятся к личным, почему они так называются, как изменяются и в каких случаях употребляются
Опрос, проверка тетрадей, работа у доски.
§ 123 с. 163, упражнение № 602, 604
Местоимение
Возвратное местоимение себя.
Возвратное местоимение
Беседа, слово учителя, работа с учебником, с интерактивной доской, выполнение упражнений
Знать значение группу, основные морфологические признаки и синтаксическую роль возвратных местоимения.
Опрос, взаимопроверка тетрадей учениками, работа у доски
§ 124 упражнения № 622, 624
Местоимение
Притяжательные местоимения
Притяжательное местоимение
Беседа, слово учителя, работа с учебником, с интерактивной доской, выполнение упражнений
Знать, какие местоимения относятся к притяжательным, как изменяются по падежам и чем являются в предложении.
Опрос, проверка тетрадей, работа по карточкам
§ 125 упражнение № 610, 614
Местоимение
Вопросительные местоимения
Вопросительное местоимение
Беседа, слово учителя, работа с учебником, с интерактивной доской, выполнение упражнений
Знать, какие местоимения относятся к вопросительным, какова их синтаксическая функция, на какие группы делятся.
Опрос, работа учеников у доски, проверка тетрадей
§ 126 упражнение с.216 № 627.
Местоимение
Относительные местоимения
Относительное местоимение
Беседа, слово учителя, работа с учебником, с интерактивной доской, выполнение упражнений
Знать связь относительных и вопросительных местоимений, какие местоимения и когда становятся относительными.
Опрос, проверка тетрадей, работа по карточкам
§ 127 упражнение № 636
Местоимение
Неопределенные местоимения
Неопределенное местоимение
Беседа, слово учителя, работа с учебником, с интерактивной доской, выполнение упражнений
Знать определение, образование, синтаксическая роль в предложении и особенности склонения неопределенных местоимений.
Уметь правильно писать местоимения с частицами -то, -либо, -нибудь.
Опрос, работа учеников у доски, проверка тетрадей
§ 128 упражнение № 644
Местоимение
Отрицательные местоимения.
Отрицательное местоимение
Беседа, слово учителя, работа с учебником, с интерактивной доской, выполнение упражнений
Знать, что означают эти местоимения, как образуются, как изменяются, чем служат в предложении Указательные местоимения и на какие группы делятся. Уметь определять на письме приставки не- и ни-
Опрос, работа учеников у доски, проверка тетрадей
§ 129 упражнения № 651, 654
Местоимение
Определительные местоимения
Определительное местоимение
Беседа, слово учителя, работа с учебником, с интерактивной доской, выполнение упражнений
Знать, какие местоимения относятся к определительным и на какие группы делятся.
Опрос, работа учеников у доски, проверка тетрадей
§ 130 упражнение № 661
Местоимение
Указательные местоимения
Указательное местоимение
Беседа, слово учителя, работа с учебником, с интерактивной доской
Знать, какие местоимения относятся к указательным; чем являются в предложении; на какие группы делятся.
Слитное и раздельное написание указательных местоимений.
Опрос, работа учеников у доски, проверка тетрадей
Местоимение
Повторение изученного в разделе «Местоимение»
Слово учителя, написание контрольной работы по пройденной теме.
Знать определение «местоимение», знать и уметь определять все разряды и группы местоимений, знать орфографические особенности местоимений.
3.2. Конспекты уроков
Конспект № 1
Тема урока: «Местоимение»
Цели урока:
1. Образовательная: закрепить полученные знания о местоимении как части речи; научиться находить местоимения в тексте (определять их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении), правильно употреблять их в речи;
3. Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: сравнение и сопоставления (местоимения и существительные), самостоятельная работа, сопутствующее повторение. Используемые методы и приемы воспитывают способность активно мыслить, выводят ребят из состояния пассивного участия в учебной работе, повышает творческий потенциал. В конечном итоге, все это способствует вовлечению учеников в конструктивный диалог, созданию творческого союза «учитель – ученик».
Оборудование: Учебник «Русский язык. 6 класс» Бабайцева В.В., Чеснокова Л.,Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. М., 2008;интерактивная доска, компьютер (фрагмент сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес», текст с речевыми ошибками).
Ход урока:
I. Орг. момент (30 сек.)
Здравствуйте, ребята, садитесь. В тетрадях запишите число, классная работа. Местоимение как часть речи. Сегодня мы продолжаем изучение новой большой темы. И цель наша закрепить полученные знания о местоимении как части речи, научиться находить местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи.
II. Опрос правил (4-5 мин.)
Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их).
Как изменяется местоимение? (Местоимение, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам).
Какова синтаксическая роль в предложении? (В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями).
Какие бывают местоимения по значению и грамматическим особенностям? (Личные, возвратные, вопросительные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные).
III. Закрепление(10 мин.)
А теперь поработаем с фрагментом из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Это стихотворение состоит большого количества местоимений.
Я знаю, с ней ты говорил
И с ним, конечно, тоже.
Она сказала: «Очень мил,
Но плавать он не может».
Там побывали та и тот
(Что знают все на свете).
Но, если б делу дали ход,
Вы были бы в ответе.
Я дал им три, они нам – пять,
Вы шесть им посулили.
Но все вернулись к вам опять,
Хотя моими были.
Ты с нею не был вовлечен
В такое злое дело,
Хотя сказал однажды он,
Что все им надоело.
Она, конечно, сгоряча:
«Не спорь со мной напрасно».
Да, видишь ли, рубить с плеча
Не так уж безопасно.
Но он не должен знать о том,
(Не выболтай случайно).
Все остальное ни при чем,
И это наша тайна.
Найдите все местоимения, выпишите их, определите разряд, морфологические признаки (род, число, падеж).
Синтаксический разбор предложения (частичный). Необходимо определить синтаксическую роль местоимений в предложении. Кто желает выйти к доске и выполнить данное задание? (у доски)
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.(А.А. Блок)
IV. Упражнение-разминка(5 мин.)
Кроссворд – шарада (на доске). В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы ( работа с доской)
Ответы:
1. Ямы
2. Семь.
3. Тыква.
4. Ящик.
5. Ябеда.
6. (гл.слово) Местоимение.
1. Какие два местоимения мешают движению на дорогах?
2. Сколько личных местоимений в слове семья?
3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе – мелкая клевета или клеветник.
V. Работа с заранее подготовленным текстом(4-5 мин.)
Посмотрите на доску. На ней дан текст, его необходимо исправить и записать правильный вариант в тетрадь.
В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.
Вопросы для размышления: Какие речевые недочеты вы заметили в этом тексте? Для чего нужны местоимения? (Повторы; чтобы избежать повторов; чтобы наша речь была грамотной и красивой).
VI. Комментированный диктант. (5 мин.)
Задание: Подчеркните местоимения как члены предложения, назовите их морфологические признаки (у доски).
1) Что ты ржешь, мой конь ретивый?
2) Ласточка с весною в сени к нам летит.
3) В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
VII. Домашнее задание(4 мин.) Повторить § 121 - 122, письменно упр. № 596 с.202(письменно), № 597 с. 203 (устно)
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (3 мин.)
Сегодня мы говорили о местоимении как части речи. Скажите, что вы узнали нового о личных местоимениях, а какие знания закрепили? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. Местоимение, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями. Бывают личные, возвратные, вопросительные, указательные, определительные местоимения. При склонении местоимений появляется звук Н, если перед местоимением есть предлог. Местоимения нужны, чтобы избежать повторов в речи, чтобы она была грамотной и красивой).
Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали!
Страничка ученика:
20 февраля
Классная работа
Местоимение
Я (личное, ед.число, И.п.), ней (личное, ед. число, ж.р., Т.п.), ты (личное, ед.чилсо, И.п.), ним (личное, ед.число, м.р., Т.п.), она (личное, ед.число, ж.р., И.п.), он (личное, ед.число, м.р., И.п.), там (указательное, П.п.), та (указательное, ед.число, ж.р., И.п.), тот (указательное, ед.число, м.р., И.п.), все (определительное, мн.число, И.п.), вы (личное, множественное, И.п.), им (личное, мн.число, И.п.), они (личное, мн.число, И.п.), нам (личное, мн.число, Д.п.), моими (притяжательное, мн.число, Т.п.), наша (притяжательное, ед.число, ж.р., И.п.).
В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром они пришли в лес. Была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 таких же грибов нашел и ее внук.
Упражнение № 596
В раннем возрасте он был мал, слаб. Но года через два набрался жизненных сил.
Шел в рост наш друг быстро. С некоторых пор он стал заглядывать по вечерам в мое окно. Думал, наверное, что никого нет дома.
К осени он вымахал еще на два метра с лишним. И теперь смотрит в окна нашего четвертого этажа...
1. Образовательная: познакомить с изменением по падежам личных местоимений, начать отработку раздельного написания предлогов со словами, совершенствовать орфографические навыки.
2. Развивающая: развитие интеллектуальных и практических умений детей; умений работать с текстами; умений выражать свои мысли в устной и письменной форме, развитие коммуникативных умений и навыков; обогащение словарного запаса учащихся; расширение кругозора учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки; воспитывать человека культуры, уважающего личность другого человека; воспитывать умение работать в группе, паре.
Тип урока: урок на проблемной основе, урок-практикум.
Ход урока
1. Орг. момент(30сек.) - Сегодня у нас необычный урок. Я думаю, что вы мне поможете провести его интересно, быстро, четко. Познакомьтесь с планом урока. Самостоятельная постановка целей урока.
2.Мотивация. Выход на тему(3мин.)
1) запись даты, темы урока.
2) работа с доской
На доске: Школа, он, дом. на, бег, в, из, озеро, меня, ты.
- Прочитайте слова. Разделите эти слова на три столбика. Какие орфограммы встретились в этих словах?
- Сегодня мы напишем буквы, из которых состоят личные местоимения 1-го, 2-го лица. Выберите их из написанных на доске слов и запишите в тетрадь.
3. Рефлексия
- Перед вами «волшебные» линеечки. Отметьте на них, пожалуйста, где вы находитесь на начало урока.
Знаю все
Знаю, но не все
Не знаю
4. Актуализация знаний (10-15 мин.)
-Почему часть речи получила такое название: местоимение? Вместо какой части речи употребляется местоимение?
1. Работа в группах.
Восстановите сравнительную таблицу об имени существительном и местоимении.
Существительные
Местоимения
Кто? Что?
Кто? Что?
Называют предмет.
Указывают на предмет, но не называют его.
Бывают 1,2,3-го лица
Бывают 1,2,3-го лица
Имеют постоянный род.
Изменяются по родам в 3-ем лице ед. числа
Изменяются по числам
Изменяются по числам
Изменяются по падежам
Изменяются по падежам
С предлогом пишутся раздельно
С предлогом пишутся раздельно
- Что еще нам надо выяснить сегодня на уроке?
5. Постановка учебной задачи. Объявление темы.
6. Новая тема. Выход из проблемы. Изменение по падежам. Разделимся по группам и просклоняем местоимения 1 группа – я; 2 группа – мы; 3 группа – ты; 4 группа – вы. Затем выборочно отсканируем тетради, выведем на доску и проверим.
Вывод: местоимения изменяются по падежам.
Наблюдение над правописанием местоимений с предлогами.
На доске:
1. «Девочка, ты меня узнала?»- быстро спросила Женя.
2. «Георгий, скажите, что мне с Женей делать?»- встревожилась Оля.
3.Отец сидел в кресле и не поворачивался ко мне.
- Какие местоимения встретились в загадке?
- Докажите, что меня, мне – это местоимения. Назовите начальную форму.
- Как написано местоимение с предлогом?
Вывод: местоимения с предлогами пишутся раздельно.
7. Первичное закрепление(5 мин)
- Обратите внимание на задание на доске. Давайте еще раз понаблюдаем, как изменяются местоимения 1, 2-го лица единственного и множественного числа с предлогами. Вам даны слова-действия и вопросы с предлогами. Запишите, изменяя местоимения.
1 группа. (1 уровень). Был (кто?) я. Спросил (у кого?)…Приедешь (к кому?)…Писал (за кого?)…Бегал (с кем?)…Рассказал (о ком?)...
2 группа (2 уровень). Были (кто?) мы. Расспрашивать (у кого?)…Подошел (к кому?)…Спрятался (за кого?)……Расстаться (с кем?)…Вспоминать (о ком?)...
3 группа. (3 уровень). Был (кто?) ты. Спросил (у кого?)…Подошел (к кому?)…Спрятался (за кого?)…Тренироваться (с кем?)…Говорил (о ком?)...
4 группа. (4 уровень). Были (кто?) вы. Спросил (у кого?)…Подошел (к кому?)…Спрятался (за кого?)…Ходил (с кем?)…Говорил (о ком?)...
Вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа.
8. Закрепление(5-7мин.)
1. Упражнение № 606 (устно)
2. Выборочный диктант.
- Я читаю предложения. Вы должны услышать и записать местоимения.
У нас в доме после смерти матери было мрачно и скучно. Отец был строг и суров со мной. Тяжелое горе закрывало меня от него. Я не встречал у него ни привета, ни ласки. Нянька отделяла от меня мою сестру, и я не мог играть с нею. Между тем надо мной собиралась гроза. Януш рассказал отцу обо мне. Отец сидел в кресле и не поворачивался ко мне. Я поднял на него глаза и тотчас опустил их. У него был тяжелый, подавляющий взгляд. (По В.Г. Короленко.)
- Какие местоимения вы записали? (взаимопроверка)
3. Работа в парах.
- У вас на партах лежат листочки. В каждой строчке даны по 4 слова. Спишите и найдите «лишнее», подчеркните.
Карточка: Я, ты, он, вы. Мы, вы, ты, они. Тебя, тебе, рассказ, тобой. К тебе, ко мне, к нам, к лесу.
9. Итог (5 мин.)
- Расскажите все, что вы знаете о местоимении.
10. Рефлексия.
Знаю все
Знаний о местоимении стало больше
Знаю, но не все
Не знаю
-Как вы думаете, есть ли еще местоимения, кроме тех, с которыми мы познакомились на уроке?
11. Итоговая беседа(1 мин.) Чему научились на уроке? Что запомнилось сегодня на уроке? Что вызвало затруднения?
12. Д/З на выбор(1мин.) § 123 с. 163, упражнение № 602, 604.– 1 уровень. (Базовый уровень).
Подготовить текст для контрольного списывания (5-6 предложений) – 2 уровень.(Частично-поисковый характер).
Составить тестовые задания по теме «Местоимение»– 3 уровень. (Творческий характер).
Был (кто?) я. Спросил (у кого?) у меня. Приедешь (к кому?) ко мне. Писал (за кого?) за меня. Бегал (с кем?) со мной. Рассказал (о ком?) обо мне.
У нас, со мной, меня, от него, я, у него, от меня, мою, я, с нею, надо мной, обо мне, ко мне, я, на него, их, у него.
Я, ты, он, вы. Мы, вы, они, ты. Тебя, тебе, тобой, рассказ. К тебе, ко мне, к нам, к лесу.
Знаю все
Знаний о местоимении стало больше
Знаю, но не все
Не знаю
+
Конспект № 4
Тема урока: Вопросительные местоимения.
Цели урока:
1) Образовательная: ознакомить учащихся с вопросительными местоимениями; формировать умения правильно употреблять вопросительные местоимения в речи, учитывая некоторые особенности их склонения; обратить внимание на интонацию предложений, содержащих вопросительные местоимения.
2) Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, активность на уроках. 3) Воспитывающая: воспитывать усидчивость, интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Форма урока: урок – путешествие.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, компьютер, дидактические наглядности (острова, сказочные герои, таблицы), карточки для самостоятельной работы, ребусы.
Ход урока.
I. Орг. Момент (30 сек.)
- Здравствуйте, ребята. Слышите? (Включен звук моря.) Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно в себе скрывает. Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье. А почему он так называется? (Мы изучаем тему «Местоимения»)
- А чтобы наше путешествие было результативным, за активную работу и за верные ответы вы будете получать жетоны в виде морских фигур (якорь, ракушка, рыбка). По количеству жетонов каждый получит оценку за урок.
II. Повторение пройденного м атериала о местоимении(5 мин.)
(Мы уже знакомы с личными и возвратным местоимениями, повторим эти разряды в игровой форме).
- У нас на пути остров личных местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они, к тому же, большие шалуньи – перепутали все падежные формы личных местоимений. Задание на доске: ходить со вам, смеяться над вас, шутить с его, думать о мной, ждал тобой, зашёл к вами. Поставьте местоимения в нужном числе и падеже и правильно подберите предлог.
- На Острове Попугаев два попугая спорят о том, кто из них лучше и красивее.
(Инсценировку могут разыграть два заранее подготовленных ученика).
- Я ни в чём себе не отказываю, - говорит один попугай. – Хочу – купаюсь, хочу – принимаю солнечные ванны, хочу – ем спелые бананы.
- Ха! Да ты посмотри на себя, - возмущается второй попугай. – На тебе же ни одного блестящего пёрышка. Вот то ли дело я…
- Какое возвратное местоимение употребляли попугаи в своей речи?(СЕБЯ)
- Что вы о нём знаете?
- К берегу прибило бутылки с записками. Но некоторые слова в них размыла вода. Попробуем восстановить написанное.
Самостоятельная работа.
(1 ученик работает у доски, остальные на карточках).
Вместо точек поставьте местоимение себя в нужном падеже.
Для ученика, работающего у доски:
Я беру эту книгу не для (себя), а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на (себя). Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя).
Задание для класса:
Подруга позвала меня к (себе) заниматься. Приучите (себя) к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал о (себе) много интересного.
III. Изучение нового материала (15 мин)
- Пришло время изучить морское дно.
Объяснительный диктант.
Морское дно скрывает в себе много тайн. Кто решиться проникнуть туда? Что за обитатели там живут? Какой образ жизни у морских животных? Сколько их видов? Каков их нрав? Чьи красочные спины и яркие плавники мы можем увидеть?
- Об этом и многом другом вы узнаете из энциклопедии «Моря и океаны» и книги «Как увидеть морское дно?» Александра Тамбаева.
- Какие это предложения по цели высказывания? (Вопросительные)
- Что помогает нам это определить? (Интонация, вопросительные слова)
- Подчеркните слова, помогающие создать вопросительную интонацию. Это вопросительные местоимения. Они служат для выражения вопроса. Вопросительные местоимения используются также при изучении частей речи. Вспомните, на какие вопросы отвечает существительное, прилагательное, числительное. (КТО? КАКОЙ? ЧТО? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КАКОВ?)
Физкультминутка. Игра «Море волнуется раз…»
- Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним три его задания.
- Просклоняйте устно местоимения КТО?, ЧТО? Какой вывод вы сделаете?
- Найдите местоимения, которые изменяются по родам, числам и падежам. (Какой? Чей? Каков?). Докажите, составляя словосочетания.
- Какие вопросительные местоимения не изменяются по родам и числам? (Кто? Что?)
- Дочь морского царя – прекрасная русалка с необыкновенным голосом – тоже приготовила для нас задания.
(Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях).
Что общего в правописании прилагательного птичий и местоимения чей?
- Какую орфограмму необходимо знать, склоняя местоимение чей? (Разделительный ь)
- На дне морском живёт мудрый осьминог. Он поведает нам интересную информацию. Сколько ног у осьминога?
- Местоимение сколько образовалось в результате слияния предлога с в значении «приблизительно, примерно, около» и наречия колико. В некоторых диалектах до сих пор встречаются формы кольки.
Необходимо запомнить, что при склонении слово сколько сохраняет ударение на первом слоге.
IV. Закрепление изученного материала(10 -15мин) Упражнение № 628,629 с. 216 Ребята, посмотрите, какая необыкновенная раковина. А что обычно скрывают в себе раковины такой красоты? Верно, жемчуг. А наша жемчужина – это упражнение.
Задание. Прочитайте текст, соблюдая вопросительную интонацию. Найдите вопросительные местоимения. Спишите, подчеркните главные члены предложения. Укажите качественные имена прилагательные.
Кто варе..ки пёстрые вяж..т,
Стари(н,нн)ые песни поёт?
Кто сказку такую ра(с,сс)каж..т,
Что снится всю ночь напролёт?
Ч..и волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и ж..лею? О ком соч..няю стихи? (Е. Благинина) - Много тайн скрывает в себе морское дно. Много лежит на дне утонувших кораблей с трюмами, наполненными сокровищами. Вот и нам повезло найти сундук с сокровищами. На сундуке шифр: Д/З: с. 216 № 627. Всё верно, это ваше домашнее задание, а настоящим сокровищем являются знания, полученные на уроке. А как вы сможете применить эти богатства, покажет время. - Наступает время поворачивать нашему кораблю к берегу. Но что это у нас впереди? Пиратский корабль! Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть? Первая ловушка – ребусы. С одним из слов составьте вопросительное предложение, содержащее вопросительное местоимение. Вторая ловушка – сети, расставленные пиратами. Найти в тексте все известные вам местоимения, выписать, определить разряд и, если есть, падеж, число, род, лицо. Ты скажи, барашек наш, Сколько шерсти ты нам дашь? - Не стриги меня пока. Дам я шерсти три мешка. (С. Я. Маршак)
V. Итог урока(2 мин.)
- Мы успешно справились с пиратскими ловушками. И теперь смело можем причалить к родному берегу. (Каждый ученик получает нарисованную шлюпку)
- На своей шлюпке напишите всё то, что вы увезёте домой с этого урока.
- Какие вы узнали вопросительные местоимения? - Для чего они служат? - Какие местоимения не изменяются по родам и числам? - Какие местоимения имеют категорию рода и числа? - В чём особенность местоимения сколько?
Страничка ученика:
7 марта
Классная работа
Вопросительные местоимения
Упражнение № 628
Сколько газет принес почтальон?
Скольких человек записали?
Скольким группам надо идти на улицу?
Упражнение № 629
Какого ты года рождения? В каком часу начинаются занятия в школе? Какое место занял ваш отряд в соревновании? В скольких метрах от школы находится спортплощадка? Что ты делаешь сегодня вечером?
Я родился в две тысячи первом году. Занятия в школе начинаются в восемь часов. Наш отряд занял первое место в соревновании. В трехстах метрах от школы находится спортплощадка. Я сегодня вечером еду в гости.
Кто варежки пёстрые вяжет,
Старинные песни поёт?
Кто сказку такую расскажет,
Что снится всю ночь напролёт?
Чьи волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и жалею? О ком сочиняю стихи? (Е. Благинина)
Выводы по главе 3:
Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом, что, и показано на материале тематического плана и конспектов урока.
Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.
Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.
Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.
Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.
Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь «ученик-учитель».
При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения, у учителей появляется больше свободного времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование интерактивной доски в школе позволяет сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же: урок должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Поэтому подготовка уроков с интерактивным оборудованием требует еще более тщательной подготовки, чем обычных занятий и эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски, которая позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, программное обеспечение для интерактивной доски.
На уроках русского языка интерактивная доска может быть использована:
для анонсирования темы;
как сопровождение объяснения учителя, повторение или обобщение изученного;
для контроля знаний.
При использовании интерактивной доски на уроках русского языка происходит повышения уровня подготовки учащихся, улучшение качества обучения в связи с усилением мотивации учения и совершенствованием системы управления обучения на различных этапах урока.
Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом, что, и показано на материале тематического плана и конспектов урока.
Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств. Это позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Они дают возможность создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее, принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными; позволяют выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем; позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, организуя, таким образом, грамотную обратную связь «ученик-учитель».
При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения, у учителей появляется больше свободного времени.
Мы пришли к выводу, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках русского языка, а именно применение интерактивной доски способствует:
активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках русского языка;
развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
повышению уровню комфортности обучения;
снижению дидактических затруднений у учащихся;
повышению активности и инициативности школьников на уроке;
Афонина Р.Н. Информационные коммуникационные технологии как перспективное направление школьного естественнонаучного образования // Информатизация образования. М.: Дрофа, 2007. – №12. – С. 23-30.
Бабайцева В.В., Чеснокова, Л.Д. Русский язык. Теория, 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.
Бабайцева В.В., Чеснокова, Л.Д. Русский язык. Практика. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2000. – 319 с.
Бабайцева В.В. Поурочное планирование. 5-9 классы. – М. Дрофа, 1998. – 211 с.
Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе/ Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
Баринова Е.А. Методика русского языка / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин -Соколова, канд. пед. наук // Учитель. М.: Просвещение, 2005. – № 3. – С. 63 – 66.
Васильева О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. М.: Наука, 2008. – № 5. – С. 115 – 120.
Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. СПб.: Питер, 2007. – № 4. – C. 8.
Голодов Е.А., Гроцкая, И.В., Бельченко, В.Е. Интерактивная доска в школе. – Волгоград, «Учитель», 2010. – 86 с.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – М.: Просвещение, 2008. – 512 с.
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования - новая учебная дисциплина. // В сб. Материалы ХVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк: МОО ФНТО «Байтик», 2005. – С. 102-104.
Грудинин П.А. Использование технологии мультимедиа в обучении // Успехи современного естествознания. М.: Просвещение, 2011. – № 8 – С. 165-165.
Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. – М.: Школьные технологии, 2006. – 208с.
Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. – Курск, 2006. – 187 с.
Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. – СПб.: Питер, 2002. – 212 с.
Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М.: Наука, 2000. – 311 с.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., Просвещение, 2003. – С. 12.
Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. – 320 с.
Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова, К.В.Петров. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
Комарова Н.И. Технические и аудиовизуальные средства обучения. – М.: Изд-во МГПУ, 2006. – 22 с.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 231 с.
Кудряшова Т.Г. Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути их разрешения. // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». / М.: Изд-во МГПУ, 2004. – № 1(2). – С. 94-101.
Малаховский В.А. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1925. – 123с.
Матюха Л.В. Опыт использования информационных технологий на уроках русского языка. // Интернет-журнал «Эйдос». – М.: Наука, 2009. – 24 с.
Мелешко В. «Интерактивные доски: интервью с активным пользователем» // Журнал «ИКТ в образовании». – М.: Наука, 2007. – №5. – С. 2-24.
Молокова А.В. Предположения об эффективности новых информационных технологий в образовательной сфере // Философия образования для XXI века. – СПб.: Питер, 2001.- № 1. – С. 95-96.
Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
Мурзабекова С.В., Морковина М.В. Использование возможностей интерактивной доски на уроках русского языка. – М.: Наука, 2007. – 24 с.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии// Использование интерак тивных форм и методов в процессе обучения учащихся. - Волгоград.: Учитель, 2006. – 91 с.
Новиков С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика, 2003. - № 9. – С. 32 – 38.
Новосельцева О.Н. Возможности применения современных средств мультимедиа в образовательном процессе / О.Н. Новосельцева // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом. – Таганрог: ГОУ НПО ПУ, 2006. - № 2. – С.43-49.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е Новые педагогические и информационные технологии в образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 147 с.
Половина Г.Б. Интеграция мультимедийных технологий с традиционными учебными дисциплинами в системе повышения квалификации учителей-предметников // Информатика и образование. – М.: Наука, 2009. - №5. – С.51-54.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. – 321 с.
Розенберг Н.Г. Информационная культура в содержании общего образования// Советская педагогика, 1989. – № 3. – 65 с.
Рыбченкова Л.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. – М.: Наука, 2002. – 87 с.
Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование.- М.: Наука, 1991. – №1. – С. 3-10.
Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. - СПб.: Питер, 2004. – 160 с.
Суздальцев Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. – М.: Наука, 2008. - № 9. – С. 125 – 126.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1970. – 606 с.
Тенютина Е. Д. Использование интерактивной доски на уроке // Практика административной работы в школе. – М.: Наука, 2008. - № 6. - С. 46-51.
Топор В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла / В. Топор // Преподавание истории в школе. - СПб.: Питер, 2007. - № 2. – С. 4 – 8.
Туманов Р.В. Использование компьютерных технологий и телекоммуникационных систем в учебном процессе: проблемы и перспектив. – Петрозаводск: ПГУ, 2005. – 76 с.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. -СПб: Питер, 2001. – 92 с.
Шалыгина И.В. Современный мультимедийный урок: дидактические ориентиры в море технологии. – Воронеж: «Садовое кольцо», 2006. – 632 с.
Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. – М.: Дрофа, 2007. – 32 с.
Шехтман А. Интерактивные доски: теория и практика: сенсорный экран в школьном классе / А. Шехтман, С. Кузнецов // Мир ПК. - М.: Просвещение, 2007. - № 9. – С. 124 – 128.
Шутилов Ф.В. Современные компьютерные технологии в образовании / Ф.В. Шутилов // Преподаватель 2000. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - № 3.- С.3-10.
Якушина Е.В. Новая информационная среда и интерактивное обучение // Лицейское и гимназическое образование. – М.: Наука, 2000. - № 2. – С.12-16.