Просмотр содержимого документа
«Применение инновационной технологии на уроках русского языка и литературы»
Жанбекеева А.Б.
Преподаватель русского языка и литературы в казахской школе,
учитель 2 категории,
Общеобразовательная средняя школа№28 (г.Атырау)
Применение инновационной технологии на уроках русского языка и
литературы
В детях все величайшие возможности.
Л.Н.Толстой
«В настоящее время в педагогическом мире, ни в каком кружке нет такого разногласия, как между преподавателями русской словесности. Они не могут согласиться ни в материале, ни в цели, ни в способах преподавания. Само собой разумеется, начальственные предписания строго держаться определенной программы не могут повести к соглашению. Они в состоянии привести все к внешнему единству, но будет ли какая-либо польза от такого преподавания?»
Это написал В.Я.Стоюнин 150 лет назад.
Как пробудить творческий потенциал учащихся, вызвать живой огонек интереса к учебному предмету – вот чем озабочены современные педагоги.
Нетрадиционные уроки – веяние нового времени. Мы, педагоги, понимаем это и стараемся использовать передовой опыт педагогов-новаторов. Меня волнует проблема: как вызвать у ребят интерес к русской литературе, приобщить их к высокому искусству ХIХ, начала ХХ века, как помочь полюбить классическую литературу.
На своих уроках я стараюсь применять элементы нетрадиционных типов уроков.
С учениками я провела урок-суд по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Ребята были предупреждены, что должны внимательно прочитать пьесу и выступать от имени своих героев, т.е. так, как бы говорили Дикой, Кабанова, Борис. Были назначены защита и обвинение. Как ни странно, ребята оправдали представителей «темного царства».
Уроки литературы стараюсь проводить в виде диспутов. На них обсуждаются дискуссионные вопросы: различные мнения критиков и литературоведов, проблемы истинной любви к человеку и жалости, как соотносятся такие понятия, как мужество и жестокость и т.д. Также был проведен урок «Возвращенные имена», посвященный к 25- летию Дню независимости. Ребята рассказывали о писателях и поэтах, репрессированных в сталинские времена, читали их стихи.
По произведению «Кладовая солнца» М.Пришвина был проведен интегрированный. На нем ребята получили разноуровневые задания: подготовить доклад-сообщение о растениях, животных, о которых рассказывается в произведении; найти изобразительные средства: метафоры, эпитеты, сравнения в описаниях природы; найти отрывки с описанием природы и климатических особенностей; подготовить иллюстрации к понравившимся эпизодам.
На уроках литературы мною применяется метод сопоставительного анализа. Ребята по данному алгоритму сравнивают героев произведений, литературные направления и т.д.
На уроках казахской литературы наряду со знакомством с литературными произведениями и не менее важно изучение казахского языка, приобщение к национальной культуре, традициям и обычаям. Я стараюсь познакомить учащихся с обычаями казахского народа. При изучении произведений приходится разъяснять некоторые выражения и слова, давать их истолкование, обращаю внимание учащихся на правильное произношение казахских слов. Часто приходится обращаться к истории народа.
На уроках русского языка я стараюсь давать учащимся задания творческого характера. Например, лингвистический творческий диктант, который проверяет и знания по изученной теме и одновременно грамотность.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "203813"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1429547237"
}
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}