Развитие познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных педагогических технологий.docx.
Развитие познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных педагогических технологий.docx.
Применение элементов инновационной педагогической технологии на уроках русского языка и литературы позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных педагогических технологий.docx.»
Развитие познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных педагогических технологий.
Г.Б. Жапарханова
учитель русского языка и литературы Потанинской средней общеобразовательной школы село Черное, Лебяжинский район, Павлодарская область
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Как показывает анализ педагогической практики в современной средней школе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась во внедрении новых психолого-педагогических технологий. Существуют разные определения педагогической технологии. На мой взгляд, наиболее удачно отражает сущность педагогических технологий следующее определение: «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов). Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка. Личностно-ориентированное обучение позволит: повысить мотивированность учащихся к обучению;
повысить их познавательную активность;
создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
отследить динамику развития учащихся;
учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
Технология витагенного обучения базируется на использовании жизненного опыта учащихся.Это реальный путь, совершенствующий уровень сотрудничества учителя и ученика, воспитывающий всех участников образовательного процесса. Целью использования в работе технологии проблемного обучения является развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций. Вовлечение в поисковый процесс и актуализация знаний и аналитических умений учащихся. Одновременное осознание их недостаточности и стимулирование познавательного интереса.
Одним из преимуществ использования информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности школьников по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, «извлечь» любой материал и использовать его в самостоятельных работах учеников, озвучить любой текст.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения
Цель инновационных педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности . Применение элементов инновационной педагогической технологии на уроках русского языка и литературы позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.
Литература:
1 Воителева Т.М. . Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. – 319 с.
2 Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. Воспитание школьников – М., 1995.3 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.
4 Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: сентябрь, 1996
Свидетельства о публикации на проекте «Алые паруса»