Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках русского языка»
7 класс
Грамматический кроссворд по теме «Деепричастие»
Цель: проверка навыков отличать деепричастия от других частей речи.
- Ребята, умеете ли вы отличать деепричастия от других частей речи? Проверить это поможет грамматический кроссворд. Нужно из ряда слов выбрать деепричастие и вставить его в клеточки.
1.
2.
3.
2.
3.
Впишите в клетки деепричастия
По горизонтали:
Орхидея, холодея.
Прощая, провал.
Пряча, удача.
По вертикали:
Хлопая, хлорка.
Локоть, лопоча.
Диван, думая.
5 класс. Лингвистические игры при изучении темы «Имя существительное»
Тур 1. Гимнастика для ума.
А) Определите части речи у одинаковых по написанию слов.
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
Б) О чём идёт речь?
Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. (язык)
Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими. (вода)
Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. (каша)
- Какое из этих слов лишнее и почему?
Тур 2. Шевели мозгами!
А) Отгадайте загадку:
Эта троица – родня,
И лицо одно и одно число,
Только что-то не понять,
Как их надо различать? (род имён существительных)
- Придумайте такие загадки, у которых отгадка – имя существительного женского рода (мужского, среднего).
Б) Превратите слова в одушевлённые имена существительные .
Гора, Кавказ, защита, разведка, аптека, баян.
Умный, богатый, грубый, хитрый, крепкий.
Убежал, танцует, строит, испытывает, Россия.
В) Превратите нарицательные имена существительные в собственные.
В) Вспомните героев любимой сказки, которые жили в необычном городе. Назовите их имена - слова общего рода. (Торопыжка, Незнайка, Знайка…)
Тур 4. Не сломай головы!
А) Разгадайте шарады.
В «списке» вы мой обнаружите корень.
Суффикс в «собрании» встретите вскоре.
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.(расписание)
Начало – нота,
Потом оленя украшение.
А вместе – место
Оживлённого движения. (дорога)
Начало – голос птицы,
Конец - на дне пруда.
А целое в музее Найдёте без труда. (картина)
Слог первый – восклицание,
Второй –достоин порицания,
А целое – на севере бывает
И жителей тех мест и греет, и питает. (олень)
Б) Разгадайте логогрифы.
Его как память давних ран
На теле носит ветеран.
Наоборот его прочти –
И грянет музыка в пути. (шрам – марш)
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю. (топор – ропот)
Тур 5. Всяк молодец на свой образец.
Проверьте свои знания (выполните короткий тест) и узнаете, подружились ли вы с именем существительным.
Турнир знатоков русского языка «Подружись с существительным!»
Проверь свои знания! 1вариант
1. Распредели слова (соедини стрелкой): сила одушевлённые окунь вера Вера неодушевлённые пень
2.Преврати неодушевлённые существительные в одушевлённые.
труба-________________ пианино - __________________________ учение - ___________________________ Москва - ________________________
3.Добавь в предложения имена собственные:
Столица нашей Родины - __________________________. Дядя Фёдор жил в деревне ____________________________________. Незнайка и его друзья жили в ___________________________ городе.
4.Определи род существительных(соедини стрелкой):
гвоздь _____________________________ м.р.
кофе ______________________________
варенье _____________________________
ж.р.
мебель ______________________________
сирень ______________________________ с.р.
5. Оставь только существительные общего рода, остальные зачеркни.