kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация и конспект урока русского языка "Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель закрепление знаний о корне и однокоренных словах. Тип урока - урок закрепления и повторения знаний. Формируются познавательные, коммукативные, регулятивные, личностные УУД.Урок сопровождается слайдами. имеет 2 релаксационные паузы, логически закончен.Этапы урока чётко разграничены. Интересная каллиграфическая минутка. На урокепроводится индивидуальная, групповая, фронтальная работа. Наглядный материал яркий. На всех этапах урока идёт самооценка работы детей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Однокоренные слова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»

филиал с. Столовое















Методическая разработка урока русского языка

Тема. Однокоренные слова

4 класс

УМК «Перспектива»











АндрееваЛ.В.

учитель начальных классов

1 квалификационная категория































2015 год

Урок русского языка в 4 классе

Тема. «Однокоренные слова»

Слайд 1

Цели: - закрепление знания о корне и однокоренных словах;

- формирование навыков разбора слов по составу

Формируемые УУД:

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат

Коммуникативные: повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде; учить формулировать высказывание

Личностные: мотивация к коллективной познавательной деятельности

Результаты:

Предметные: умение находить и выделять корень слова; умение демонстрировать правильное использование правила

Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры; владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах, группах

Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

Оборудование:

карточки для индивидуальной работы;

домики, конверты, деревца, снежинки для групповой работы;

«сигнальные знаки», опора – схема «однокоренные слова»;

картинка зимнего пейзажа, текст «Сказка о корнях»;

музыка для релаксационной паузы, видео - разминка для глаз;

презентация к уроку

Слайд 2

1.Организационный момент

А) Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Мы тетрадь свою откроем 
Ручку правильно возьмём, 
И в тетради аккуратно 
Дату мы писать начнём!

(число, классная работа)

Слайд 3

Б) Каллиграфическая минутка

УУУуууу

Ум разум надоумят

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Человек грамотный и умный найдет ответ

на любой вопрос и справится с любым заданием).

- Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии. Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

Слайд 4

2. Актуализация знаний

– Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовье, зимний, январь.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже гуляет за окном. Она махнула своим рукавом и отправила в поход свою свиту. Вьюги и метели занесли сугробами города и села. Одела зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснула природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

- А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. Пишем с большой буквы через запятую. (Дети делают запись)

– Проверим, какие родственные слова вы выписали?

(один ученик читает слова).

- А можно было выписать все слова? Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова. В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу. Зимушка – так ласково называют зиму. Зимний – тот, который бывает зимой. Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а январь – зимний месяц. Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу? (да – нет).

– Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание. Что увидели?

(в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (зим- ).

- Выделим эту общую часть дугой. А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

Слайд 5

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (ответы детей)

родственные слова

близкие по смыслу общая часть

корень слова

Слайд 6



-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

- С родственными словами мы разобрались. Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова».

(Общая часть родственных слов)

Слайд 7

3. Самоопределение к деятельности

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте попробуем нарисовать свои зимние пейзажи. Центром нашего пейзажа будут домики. Мы их заселим родственными - однокоренными словами. Их вам прислала зимушка - зима.

1группа - - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 группа - - вод-

Вода, водичка, водный, водитель.

3группа - -гор-

Гора, горный, гореть, пригорок

- Обсудите в группах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домик, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.

Что объединяет оставшиеся слова? (близкие по смыслу)

В какой части заключён общий смысл родственных слов? (в корне)

Слайд 8

Сформулируйте задачи урока. (Какие слова однокоренные

или родственные,

научиться находить эти слова,

выделять корень)

4. Работа по теме урока
А) Сегодня мы будем работать с частью слова, которую вы назовёте, разгадав загадку с 102 упр. 173 (первая часть)

Слайд 9

Б) Объяснение «Цветочная поляна» (вторая часть)
- Послушайте сказку «Два корня». Встретились однажды корень дерева и корень слова. 
- Здравствуй!-говорит один,- я корень, а ты кто? 
- А я тоже корень, - говорит другой. 
- Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живёшь? 
- А я живу в словах, - ответил второй. 
- Так не бывает, наверное, ты не настоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начала ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти? 
- Конечно, от меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. 

- В каком словосочетании слово корень имеет прямое, а в каком – переносное значение?

Слайд 10

В) - Также как и у кустов, 
Корень есть у разных слов. 
Будь внимательным к словам. 
Отыщи в них корень сам. 

С 102 Упр 174 Запиши однокоренные слова по группам. Разберите по составу. Зимушка прислала вам снежинки и просит ей помочь, укутать деревья.

1 группа - лень –

Лень, ленивый, лентяй

2 группа - лет –

Перелётные, лететь, перелёт

3 группа - сад –

Садовник, садовод, посадить

-Где в слове можно допустить ошибки? (в корне слова)

Какие орфограммы в корне слова вы знаете? (безуд. глас, парные согласные)

-Как проверить написание безударной гласной в корне? …………………

-Как проверить написание согласной в корне слова? ………………..



Помните!!!!

С 102 Во всех однокоренных словах корень имеет одинаковое написание.

5. Физкульт минутка

Встали ровно, потянулись, как приставка изогнулись,

показали дружно корень, в домик сели мы у моря.

Этот домик не простой, суффикс звать его судьбой.

А потом пойдем резвиться - с окончаньем веселиться.

Изменять слова мы будем,

Научились! Не забудем!!

Слайд 11

6.Закрепление изученного материала.

А) Словарная работа

А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки (конверты с индивидуальным заданием). А теперь мы поиграем и кроссвордик разгадаем!.

1)Как одним словом заменить фразу: с далекого расстояния? Издалека

2) Нужно здесь купить билет -
И объедешь целый свет.
И повсюду - слева, справа
Пассажирские составы. Вокзал

3) У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна...  Кастрюля

4) Вот вам чертёж, где каждый размер

Новой детали дал… Инженер

5) Когда солнце в созвездии Пса,
Наступают такие деньки,
Когда можно гулять допоздна,
И не нужно стоять у доски. Каникулы

6) Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но каждый день терял он вес,
И, наконец, совсем исчез. Календарь

Ребята, а что это за слова у нас получились? Выделите в них орфограммы. Теперь посмотрим, какое слово у нас получилось в середине? Вспомним еще раз, что такое корень?

Слайд 12

Б) Гимнастика для глаз

Молодцы!!!! А вот и снеговичок пришёл к вам в гости. Смотрите

В) Работа по учебнику. Упр 175 (Фронтально)

Назовите первую группу. Жить, поживать, наживать.

Корень слова? -жи

Каким способом образовались слова

поживать и наживать? Приставки -по, -на

Суффикс неопределённой формы? -ть

Назовите вторую группу. Трубы, затрубили.

Выделите корень. - труб

Найди окончание в словах.

Что для этого надо сделать? Изменить слово

Часть слова без окончания? основа

Назовите суффикс прошедшего времени. –л

Слайд 13

Молодцы !!!Помни при разборе слова:

Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

Слайд 14

7. Рефлексия

Мы начали свой урок со сказочной картины Зимы. Посмотрите, какие замечательные картины получились у вас! Много чудесного было сегодня! А теперь игра «Верю - не верю»

1. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются?

2. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?

3. Верите ли вы, что слова страна и страница однокоренные?

4. Верите ли вы, что  у слова скворец нулевое окончание?

5. Верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова?

6. Верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание?

Слайд 15

8. Итог урока

А) Давайте оценим наш урок и нашу работу.

На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока.

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!


Б) Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились

И знания ваши

Нам всем пригодились!

10





Просмотр содержимого презентации
«урок Однокоренные»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС      Андреева Л. В.

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

4 КЛАСС

Андреева Л. В.

21января. Кла сс ная работа.

21января.

Кла сс ная работа.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовье, зимний, январь.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовье, зимний, январь.

Однокоренные родственные слова  близкие по смыслу  общая часть    корень

Однокоренные

родственные слова

близкие по смыслу

общая часть

корень

пригорок Вода Лиса лисий Гора водитель лист гореть лисонька водичка горный водный

пригорок

Вода

Лиса

лисий

Гора

водитель

лист

гореть

лисонька

водичка

горный

водный

Задачи урока:  находить однокоренные слова;  выделять корень;  одинаково писать корни в родственных словах независимо от произношения

Задачи урока:

находить однокоренные слова;

выделять корень;

одинаково писать корни в

родственных словах независимо

от произношения

Корень- часть слова 3 3

Корень-

часть слова

3

3

Родственные, однокоренные слова   корень Корни в однокоренных словах пишутся одинаково независимо от произношения

Родственные,

однокоренные слова

корень

Корни в однокоренных словах пишутся одинаково независимо от произношения

Физкультминутка  Встали ровно, потянулись, как приставка изогнулись ,   показали дружно корень , в домик сели мы у моря.   Этот домик не простой, суффикс звать его судьбой.    А потом пойдем резвиться - с окончаньем веселиться.   Изменять слова мы будем,  Научились! Не забудем!!

Физкультминутка Встали ровно, потянулись, как приставка изогнулись , показали дружно корень , в домик сели мы у моря. Этот домик не простой, суффикс звать его судьбой. А потом пойдем резвиться - с окончаньем веселиться. Изменять слова мы будем, Научились! Не забудем!!

Помни, при разборе слова Окончание и основу Первым делом находи.   После корня будет суффикс,   А приставка – впереди.

Помни, при разборе слова

Окончание и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

ПРИЗНАКИ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ общий корень близки по значению КОРЕНЬ – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.  Корни в однокоренных словах пишутся одинаково  независимо от произношения

ПРИЗНАКИ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

общий корень

близки по значению

КОРЕНЬ – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

Корни в однокоренных словах пишутся одинаково независимо от произношения

Урок наш окончен, И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам. За то, что упорно, Усердно трудились. И знания ваши Нам всем пригодились.

Урок наш окончен,

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам.

За то, что упорно,

Усердно трудились.

И знания ваши

Нам всем пригодились.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация и конспект урока русского языка "Однокоренные слова"

Автор: Андреева Людмила Васильевна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация к уроку русского языка на тему "Приставка и суффикс""
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykanatiemupristavkaisuffiks"
    ["file_id"] => string(6) "303033"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457379506"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "презентация дл урока русского языка "
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-dl-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "130264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415869730"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока русского языка" Формы слова. Окончание" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-formy-slova-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "160480"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422056844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства