Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»
филиал с. Столовое
Методическая разработка урока русского языка
Тема. Однокоренные слова
4 класс
УМК «Перспектива»
АндрееваЛ.В.
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
2015 год
Урок русского языка в 4 классе
Тема. «Однокоренные слова»
Слайд 1
Цели: - закрепление знания о корне и однокоренных словах;
- формирование навыков разбора слов по составу
Формируемые УУД:
Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; выполнение действий по алгоритму
Регулятивные: учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат
Коммуникативные: повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде; учить формулировать высказывание
Личностные: мотивация к коллективной познавательной деятельности
Результаты:
Предметные: умение находить и выделять корень слова; умение демонстрировать правильное использование правила
Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры; владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах, группах
Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач
Оборудование:
карточки для индивидуальной работы;
домики, конверты, деревца, снежинки для групповой работы;
«сигнальные знаки», опора – схема «однокоренные слова»;
картинка зимнего пейзажа, текст «Сказка о корнях»;
музыка для релаксационной паузы, видео - разминка для глаз;
презентация к уроку
Слайд 2
1.Организационный момент
А) Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Мы тетрадь свою откроем
Ручку правильно возьмём,
И в тетради аккуратно
Дату мы писать начнём!
(число, классная работа)
Слайд 3
Б) Каллиграфическая минутка
УУУуууу
Ум разум надоумят
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Человек грамотный и умный найдет ответ
на любой вопрос и справится с любым заданием).
- Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии. Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
Слайд 4
2. Актуализация знаний
– Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовье, зимний, январь.
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь красавица-зима уже гуляет за окном. Она махнула своим рукавом и отправила в поход свою свиту. Вьюги и метели занесли сугробами города и села. Одела зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснула природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
- А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. Пишем с большой буквы через запятую. (Дети делают запись)
– Проверим, какие родственные слова вы выписали?
(один ученик читает слова).
- А можно было выписать все слова? Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова. В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу. Зимушка – так ласково называют зиму. Зимний – тот, который бывает зимой. Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а январь – зимний месяц. Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу? (да – нет).
– Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание. Что увидели?
(в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (зим- ).
- Выделим эту общую часть дугой. А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
Слайд 5
- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (ответы детей)
родственные слова
близкие по смыслу общая часть
корень слова
Слайд 6
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
- С родственными словами мы разобрались. Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова».
(Общая часть родственных слов)
Слайд 7
3. Самоопределение к деятельности
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте попробуем нарисовать свои зимние пейзажи. Центром нашего пейзажа будут домики. Мы их заселим родственными - однокоренными словами. Их вам прислала зимушка - зима.
1группа - - лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 группа - - вод-
Вода, водичка, водный, водитель.
3группа - -гор-
Гора, горный, гореть, пригорок
- Обсудите в группах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домик, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.
Что объединяет оставшиеся слова? (близкие по смыслу)
В какой части заключён общий смысл родственных слов? (в корне)
Слайд 8
Сформулируйте задачи урока. (Какие слова однокоренные
или родственные,
научиться находить эти слова,
выделять корень)
4. Работа по теме урока
А) Сегодня мы будем работать с частью слова, которую вы назовёте, разгадав загадку с 102 упр. 173 (первая часть)
Слайд 9
Б) Объяснение «Цветочная поляна» (вторая часть)
- Послушайте сказку «Два корня». Встретились однажды корень дерева и корень слова.
- Здравствуй!-говорит один,- я корень, а ты кто?
- А я тоже корень, - говорит другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живёшь?
- А я живу в словах, - ответил второй.
- Так не бывает, наверное, ты не настоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начала ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
- Конечно, от меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов.
- В каком словосочетании слово корень имеет прямое, а в каком – переносное значение?
Слайд 10
В) - Также как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимательным к словам.
Отыщи в них корень сам.
С 102 Упр 174 Запиши однокоренные слова по группам. Разберите по составу. Зимушка прислала вам снежинки и просит ей помочь, укутать деревья.
1 группа - лень –
Лень, ленивый, лентяй
2 группа - лет –
Перелётные, лететь, перелёт
3 группа - сад –
Садовник, садовод, посадить
-Где в слове можно допустить ошибки? (в корне слова)
Какие орфограммы в корне слова вы знаете? (безуд. глас, парные согласные)
-Как проверить написание безударной гласной в корне? …………………
-Как проверить написание согласной в корне слова? ………………..
Помните!!!!
С 102 Во всех однокоренных словах корень имеет одинаковое написание.
5. Физкульт минутка
Встали ровно, потянулись, как приставка изогнулись,
показали дружно корень, в домик сели мы у моря.
Этот домик не простой, суффикс звать его судьбой.
А потом пойдем резвиться - с окончаньем веселиться.
Изменять слова мы будем,
Научились! Не забудем!!
Слайд 11
6.Закрепление изученного материала.
А) Словарная работа
А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки (конверты с индивидуальным заданием). А теперь мы поиграем и кроссвордик разгадаем!.
1)Как одним словом заменить фразу: с далекого расстояния? Издалека
2) Нужно здесь купить билет -
И объедешь целый свет.
И повсюду - слева, справа
Пассажирские составы. Вокзал
3) У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна... Кастрюля
4) Вот вам чертёж, где каждый размер
Новой детали дал… Инженер
5) Когда солнце в созвездии Пса,
Наступают такие деньки,
Когда можно гулять допоздна,
И не нужно стоять у доски. Каникулы
6) Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но каждый день терял он вес,
И, наконец, совсем исчез. Календарь
Ребята, а что это за слова у нас получились? Выделите в них орфограммы. Теперь посмотрим, какое слово у нас получилось в середине? Вспомним еще раз, что такое корень?
Слайд 12
Б) Гимнастика для глаз
Молодцы!!!! А вот и снеговичок пришёл к вам в гости. Смотрите
В) Работа по учебнику. Упр 175 (Фронтально)
Назовите первую группу. Жить, поживать, наживать.
Корень слова? -жи
Каким способом образовались слова
поживать и наживать? Приставки -по, -на
Суффикс неопределённой формы? -ть
Назовите вторую группу. Трубы, затрубили.
Выделите корень. - труб
Найди окончание в словах.
Что для этого надо сделать? Изменить слово
Часть слова без окончания? основа
Назовите суффикс прошедшего времени. –л
Слайд 13
Молодцы !!!Помни при разборе слова:
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Слайд 14
7. Рефлексия
Мы начали свой урок со сказочной картины Зимы. Посмотрите, какие замечательные картины получились у вас! Много чудесного было сегодня! А теперь игра «Верю - не верю»
1. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются?
2. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?
3. Верите ли вы, что слова страна и страница однокоренные?
4. Верите ли вы, что у слова скворец нулевое окончание?
5. Верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова?
6. Верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание?
Слайд 15
8. Итог урока
А) Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока.
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Б) Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились
И знания ваши
Нам всем пригодились!
10