Просмотр содержимого документа
«Презентация "Мы знатоки русского языка"»
ПУТЕШЕСТВИЕВ ЛИНГВИНИЮ
ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ДОРОГУ!
ОРФОГРАФИЯ
ФОНЕТИКА
МОРФЕМИКА
Сколько одинаковых звуков в словах СВОЙ и ОВСЯНЫЙ?
Между какими одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства.
Вспомните слова, в которых достаточно заменить одну букву на другую, чтобы
а) домашняя птица превратилась в небольшого хищного зверька;
б) животное с иглами на теле – в змею;
в) животное с длинными ушами – в хищную птицу.
Один звук [ J ] (йот)
Я-пони-я
а) курица – куница,
б) ёж – уж,
в) осёл – орёл
По картинкам вспомните фразеологизмы
Докажите, что указанные слова «дуть – надменный» являются близкими «родственниками»
Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.
Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень.
Определите это слово и поясните ваши аргументы.
Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово "тень" ранее относилось к мужскому роду. Все слова: "постель", "кровать", "дверь" имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же "тень" в уменьшительной форме будет мужского рода: "тенёк". Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова "тень" к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась "тень" под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает...
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.
Какую картину вы увидели, прочитав стихотворение В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" (1913г.)? Как создал эту картину автор, какими средствами?
Листочки.
После строчек лис-
Точки.
В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки/ лис/ точки.
Строчки лис - мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны. Точка - темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Поэт использует только существительные, которые стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны.
"Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков"С.И. Ожегов
Друзья, для того, чтобы не заблудиться на этой станции, необходимо знать особый язык, уметь «читать» ребусы, т.е. их разгадывать.
Итак, всё начинается с правил…
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ
Запятая слева от слова означает количество букв, которые нужно удалить с начала слова.
Было "ШПРИЦ" стало "ПРИЦ"
?
Перевернутая запятая справа означает количество букв, которые нужно удалить с конца слова
Было "ПАЛЬМА" стало "ПАЛЬ"
Для удаления букв внутри слова их записывают над изображением и перечеркивают, а для замены используют знак равенства
Получается “мотор” (убрали “ни” у слова “монитор”).
?
?
Было "ПАЛАЧ" стало "ПЛАЧ"
Иногда из слова берется лишь несколько букв. В этом случае их номера перечисляются над словом.
Из слова “ КАПИТАН ” мы берем буквы П,А,Н , а в слове " СЛОН " меняем букву Л на букву И ( сион ) и получаем слово “ ПАНСИОН ”
Слово “ ГРОЗА ”, берем буквы этого слова в указанном порядке и получаем слово “ РОЗГА ”
Если картинка в перевернутом виде, то буквы слова нужно перевернуть (читать справа-налево) и затем уже выполнять все предписанные со словом действия (запятые, замена букв и т.п.).
Слово “ ВОЛК ” переворачиваем ( клов ) и убираем букву с начала, получаем слово “ ЛОВ ”
Слово “ КОТ ” переворачиваем и получаем слово “ ТОК ”
Буквы могут быть изображены внутри других букв, над, под и за ними. В таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы.
В-О-ДА НЕ –В – А В- О –СЕМЬ ЗА – Я - Ц
Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а»
Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е»,
«по-я-с»:
В ребусах используют числительные.
Холодной морозной зимой надевают…
В
А
Л
Е
Н
К
И
Дорогие ребята, используя эти правила, помогите разгадать ребусы!
Помогает при добыче еды, служит одеялом, рулем, необходим при защите и нападении. Что же это?
Х
В
О
С
Т
Самый дружелюбный сказочный герой
Л
Е
О
П
О
Л
Ь
Д
Узнайте геометрическую фигуру:
К
В
А
Д
Р
А
Т
Вспомните, какая птицаприлетает к нам весной?
С
К
В
О
Р
Е
Ц
В этом ребусе зашифровано имя одной очень неприятной, сварливой героини всеми любимого российского мультика.
Ш
А
П
О
К
Л
Я
К
Назовите красивое старинное имя девочки. А еще так звали одну из героинь русской народной сказки
В
А
Р
В
А
Р
А
В каждом государстве есть…
С
Т
О
Л
И
Ц
А
Без этого не обходится ни один праздник
Ф
Е
Й
Е
Р
В
Е
Р
К
Молодцы!Всё правильно угадали!
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Кушнера.
Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.
Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой ...
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву .
Какую проблему ставит автор? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру