Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. Проблема определения красоты.»
1)Я видел это на пригородной танцплощадке. (2)Весёлый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом чёрных глаз, он пригласил её танцевать с таким зверским, жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания. (3)— Что вы, что вы! (4)— Разрешите? — повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. (5)— Мне будет очень приятно. (6)Она оглянулась по сторонам, будто в поиске помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой: (7)— Наверно, у нас ничего не получится. (8)Я плохо... (9)—Ничего. (10)Прошу. (11)Как-нибудь. (12)Красавец танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на неё, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряжённые глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову — вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивали её движения, трясясь и корчась от смеха. (13)Её партнёр каменно изображал городского кавалера, а она всё поняла, всю непростительную низость, но не оттолкнула, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, постучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. (14)Он, удивлённый, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела ему в зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. (15)Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил её и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повёл к колонне, где стояли её подруги. (16)У неё были толстые губы, серые и очень большие, словно погружённые в тень диковатые глаза. (17)Она была бы некрасивой, если бы не тёмные длинные ресницы, почти жёлтые ржаные волосы и тот взгляд снизу вверх, преобразивший её в красавицу и навсегда врезавшийся в мою память.
(По Ю.В. Бондареву*) * Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.
Некрасива?.. Как часто, наверное, девушки разных поколений задаются этим вопросом, глядя в зеркало и мучаясь от сознания собственного несовершенства. Они придирчиво сравнивают себя с теми, чья внешность считается эталонной, и порой замыкаются в себе, раз и навсегда определив свое незавидное место в рейтинге знакомых и подруг. Но насколько они правы? Что делает женщину привлекательной? Именно этими вопросами задается Ю. В. Бондарев в предложенном тексте, затрагивая проблему определения красоты.
Чтобы привлечь внимание читателей, известный русский писатель рассказывает историю, свидетелем которой он был. Молодой человек с яркой внешностью, стремясь произвести впечатление на друзей, устраивает перед ними мини-спектакль: приглашает на танец некрасивую, по их мнению, девочку, чтобы дать приятелям возможность развлечься.
Автор сравнивает жертву этой «непростительной низости» в начале их танца и в конце, делая акцент на первом впечатлении, которое производит девушка. У нее внешность тех, что не ждут к себе внимания, потому она так и растерялась, услышав приглашение. Она сразу «быстро вытерла платочком пальцы» - руки моментально вспотели от волнения, ее речь прерывиста и невнятна. И в этих деталях все: и ее самооценка, и ее шансы на успех у мужчин.
Но далее Ю. Бондарев обращает внимание на то, как неуловимо что-то изменилось в ней, когда она поняла, что это не танец (возможно, первый в ее жизни!), а изощрённая форма издевательства. Она «посмотрела ему в зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости». И этот взгляд смутил юношу, а смутить красавца может далеко не каждая. Конечно же, в замешательство его ввел не сам факт его поступка, не стыд за недостойное поведение, а именно реакция девушки на него, ее взгляд. В тот миг он ощутил, что рядом с ним – не робкое существо, с большой натяжкой соотносимое не только с категорией роковых обольстительниц, но и вообще с женским полом, а настоящая женщина. Она посмела почувствовать себя выше него, а он – безошибочным мужским чутьем – это понял. Что же сделало ее такой?..
Писатель уверен, что красота определяется в первую очередь не внешними данными, а чем-то еще, способным человека одухотворить. Вне всякого сомнения, это внутренняя сила и чувство собственного достоинства.
Не могу не согласиться с автором. Броская внешность может нас привлечь, но по-настоящему очаровывает не она… Красота – это всего лишь формула, которой мы определяем степень привлекательности друг друга, и часто она условна. Вспомним, к примеру, двух героинь Толстого – Элен и Наташу. Говоря о первой, писатель постоянно подчеркивает ее красоту, а вот упоминая о второй, неоднократно отмечает неправильность черт лица и даже в отдельные моменты некрасивость. Зачем Толстому эти акценты? Чтобы выявить сущность красоты, которая выявляется в обаянии, естественности и простоте. Женским шармом, милым кокетством, сиянием глаз он награждает вторую, и, заметим, это мужской взгляд. Чудеснейшей сценой «Войны и мира» является описание бала, где юность, трогательная наивность, смех и слезы Наташи каждому присутствующему кажутся совершеннее безупречно-роскошных плеч Элен.
«Мерцающий в сосуде огонь» - так сказал о красоте русский поэт Н. Заболоцкий, и он, пожалуй, прав.