Просмотр содержимого документа
«"Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"»
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Подготовку к ЕГЭ начинаю в 10 классе.
Во-первых, в обязательном порядке провожу диагностическую контрольную тестовую работу, составленных по принципу ЕГЭ. Данная контрольная работа позволяет учащимся увидеть пробелы в своих знаниях, уровень своих возможностей, спланировать самостоятельную работу; мне же, как учителю, выявить не только уровень базовых знаний, но и то, какие вопросы и задания вызывают затруднения, требуют более глубокого повторения. К тому же данное тестирование помогает мне при планировании индивидуальной, групповой и коллективной работы на дополнительных занятиях и при планировании непосредственно уроков русского языка.
При этом особое внимание, начиная с 5 класса, уделяю формированию
- умения работать с заданиями тестового характера с выбором ответа, частичным ответом; - умения выполнять комплексный анализ текста, включая все виды разборов; - умения преобразовывать теоретический материал в схемы, таблицы, тезисные планы, алгоритмы, памятки.
Считаю, что подготовка к экзамену ни в коем случае не должна сводиться к натаскиванию, методу «игры в крестики-нолики»! Никогда не заменяю, к примеру, диктанты тестами. Использую различные виды упражнений и контрольных работ, чтобы помочь детям постичь законы языка.
Во-вторых, знакомлю учащихся со структурой ЕГЭ, требованиями, критериями оценивания, а также с интернет источниками и дополнительной литературой. Основной формой организации учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему. Программа по предмету спланирована так, что за 2 года мы повторяем, обобщаем и систематизируем весь материал, необходимый для выполнения тестовых заданий и грамотного оформления сочинения.
Повторение теоретического материала (сборник Драбкиной здесь очень помогает).
Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы.
Теоретическая база - фундамент знаний для выполнения тестовых заданий. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, опорных конспектов, тезисных планов и т.п. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку, используя различные источники информации, как печатные, так и электронные. От теории к практике.
В соответствии с темой или блоком, разделом подбираю задания в соответствии с заданиями ЕГЭ для самостоятельной, индивидуальной или групповой работы в классе и дома для закрепления. Особую тревогу у учащихся вызывает выполнение задания – написание сочинения на прочитанный текст.
Предварительную подготовку к данному виду работы провожу, начиная с 5 класса, как на уроках русского языка, так и литературы во время работы с различными текстами, их анализом. В 10 – 11 классах провожу дополнительные занятия по подготовке к написанию рецензии.
На занятиях объясняю ребятам законы жанра, примерный план сочинения, требования и критерии оценки. Затем мы рассматриваем образцы текстов разных по типу и стилю речи, учимся видеть и формулировать проблему, понимать отношение к ней автора, его позицию, составлять комментарий по тексту в соответствии с требованиями. Рассматривая каждый текст, подбираем примеры–аргументы в доказательство своей точки зрения из жизненного и литературного опыта. Используем при этом технологию сотрудничества, обмениваясь мнениями, примерами, составляя коллективные комментарии и целые сочинения.
Также ребята пишут рецензии самостоятельно. Готовые работы мы пытаемся корректировать, исправлять ошибки и недочеты. Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и не допускать подобных самим.
У нас имеется свой банк примеров из литературного опыта, который мы создаём, изучая программные литературные произведения. Все наработки и материалы хранятся в специальных папках и тетрадях, которые мы заводим ещё в 9 классе при подготовке к ОГЭ и продолжаем в 10 и 11.
Итак, основные этапы моей работы по подготовке к ЕГЭ: - обобщение, систематизация учебного материала; углубление полученных ранее знаний; - отработка практического материала при помощи тестовой методики (диагностирующие, обучающие, контролирующие тесты); - формирование умения выполнять часть С, как наиболее сложную для большинства учащихся; - постоянный мониторинг обученности русскому языку. Подготовка к ЕГЭ проходит на: - уроках русского языка и литературы; - индивидуальных и групповых консультациях, помогающих ликвидировать пробелы в знаниях каждого ученика - самостоятельная работа учащихся.
Системный подход при подготовке обязательно принесёт свои результаты. Но при этомнужно помнить, что результатов можно добиться только в тесном сотрудничестве учитель– ученик при поддержке и содействии родителей. Бесспорно, подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, но результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.