С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки к ОГЭ и ЕГЭ стала одной из самых актуальных.
Основной государственный экзамен и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку »
Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Р.М. Семенов , учитель русского языка и литературы первой категории
МБОУ «Дюсьметьевская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ
С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки к ОГЭ и ЕГЭ стала одной из самых актуальных.
Основной государственный экзамен и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Важным условием формирования психологической устойчивости обучающихся является организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
В течение учебного года с девятиклассниками, одиннадцатиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации.
В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ необходима тесная связь с родителями. Подготавливая своих девятиклассников к ОГЭ, я неоднократно проводил родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-предметников. На этих собраниях мы информировали родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.
В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляется стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, адреса сайтов.
Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ОГЭ и ЕГЭ (прежде всего, части С). Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.
В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.
Ключевым моментом по подготовке к ОГЭи ЕГЭ считаю ведение «Справочника». Это общая тетрадь, в которую в виде схем, таблиц, опорных конспектов учащимися с 5 класса записывается изучаемый материал. Таким образом, к 9 классу у ребят имеется полный комплект материалов по основным темам школьной программы.
Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим активно ввожу тестовые технологии в систему обучения уже с 5 класса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля.
Такая форма позволяет учителюбыстро провести проверку усвоения изученного материала, а ученику – привыкнуть к распределению времени.
Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности.
Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
В своей работе активно использую ИКТ технологии, которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.