Данная статья поможет учителям начальной школы помочь детям избегать ненужных ошибок. Используя приведённые примеры заданий, учитель сможет самостоятельн проявить творчество и приучить детей ассоциативно мыслить, проявлять своё творчество.А самое главное -это очень хорошая методика лёгкого запоминания словарных слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пишем без ошибок. Работа со словарными словами.»
Как преодолеть безграмотность.
(Из опыта работы учителя начальных классов
Фетисовой Валентины Александровны
г. Москва)
Я думаю, что нет такого педагога, который бы не боролся с безграмотностью.
Но результаты работ учащихся не всегда приносят удовлетворение. И тогда, как правило,
учитель очень часто задаёт себе вопрос: « Почему?» Ведь все дети усвоили теоретический материал, прекрасно рассказывают правила правописания ,но от этого ошибок не становится меньше.
Так давайте вместе подумаем: « От чего зависит грамотность?»
К сожалению, грамотность зависит не только от прекрасного знания правил. Многие считают, что грамотность закладывается с детства. Ребёнок воспринимает речь родителей, она служит для него примером. И от того, насколько правильно будут выражаться взрослые, также зависит будущая грамотность детей.
Казалось бы всё очень просто-грамотные родители - значит грамотные дети.
Но, к сожалению, грамотность зависит не только от грамотности родителей и не только от знания правил. Ведь мы знаем, что в русском языке есть слова, которые не подчиняются никаким правилам. И тогда правописание таких слов нужно просто запомнить. Это словарные слова- слова, к которым не подходит ни одно правило, слова, правописание которых нужно проверять по словарю. И вот на этом этапе и появляются трудности.
Во-первых, не каждый ребёнок может запомнить определённое количество слов, которые предусмотрены программой. А в первом и во втором классах общий перечень словарных слов составляет- сорок слов; в третьем и четвертом классах общее количество слов удваивается. И тогда возникает вопрос: « Как помочь ребёнку освоить азы грамотности, научить писать без ошибок.
Как правило все словарные диктанты в начальной школе практически полностью состоят из словарных слов; в обычных диктантах, тоже обязательно бывают по два-три, а то и более словарных слов. И тогда получается, три неправильно написанных слова- тройка, а иногда и двойка, но это оценивание вовсе не показатель того, как ребёнок понял изученный
материал, а это результат элементарного незнания запоминания словарных слов.
Вот почему учитель в начальных классах должен всегда помнить о развитии ассоциативного мышления у детей, которое поможет им учиться с удовольствием и без напряжения.
Что такое ассоциация?
Ассоциация (от лат. соединение)- связь двух или нескольких психических явлений, при которой актуализация одного из них влечёт за собой появление другого.
Оказывается, наш мозг способен устанавливать весьма замысловатые связи между предметами и событиями, которые надолго сохраняются в памяти. Поэтому к любому словарному слову можно подобрать такое слово, в котором нужная буква слышится отчётливо. Конечно, эти слова никак не могут быть связаны между собой грамматически, но нам на помощь приходит ассоциация, которая помогает детям связать в один образ два слова или придумать небольшую историю, или нарисовать картинку, и тогда эти слова прочно останутся у них в памяти.
Например: при знакомстве со словом БЕРЁЗА -ассоциация БЕЛАЯ, БЕЛКА
пишем -Е
Д Е РЕВНЯ- ассоциация ДЕРЕВО, ДЕДУШКА- пишем Е
Если дети испытывают затруднения, учитель помогает придумывать свои ассоциации для запоминания слов.
Главное - чем больше творчества - тем лучше!
Таким образом, в процессе этой работы, дети не только запоминают нужную букву, но и развивают свой интеллект. После того, как ребёнок начнёт справляться с большей частью предлагаемых слов, тогда учитель может приступать к выполнению практических упражнений для закрепления и проверки. Ведь всем известно, чтобы знания как следует отложились в памяти ученика, ему необходимо многократно повторять правописание новых слов. А для того, чтобы задания не вызывали усталость и скуку, предлагаю необычные упражнения и задания, которые имеют свои особенности.
Каждый учитель может изменять, дополнять эти задания по-своему усмотрению.
Составь из перемешанных букв словарное слово.
г о д я а _________________________
щ а в р т о и __________________________
ч о в а к е д ___________________________
ь н о к и к _____________________________
р с о о а к _______________________________
Обведи выделенную букву в слове.
Корова, воробей, весело, сорока, ягода
Дежурный, учитель, ученик, петух, берёза
3) Вставь пропущенные буквы. Соедини линией слова из двух столбиков, которые сочетаются по смыслу
длинная ос__нь
в будущем б__жать
ранняя к__са
быстр_ п__суда
ру__кий гор__д
разбитая __зык
заброшенный мес__це
В каждом предложении одно слово пропущено. Вспомни словарные слова и найди нужное слово.
Центр_______________- Красная площадь.
Девочке купили новый ___________.
Мальчик катался на _______________.
Без резиновых ____________________в осеннем лесу промочишь ноги.
5) Вставь пропущенные буквы. В каждой строчке одно слово из четырёх лишнее. Найди-какое. Объясни почему.
Вдру__, б__рёза, т__традь, м__дведь
К__ньки, м__роз, т__варищ, ___зык
Мес__ц, м___шина, р_бота, к___пуста
6)Соедини слово с нужной буквой.
П_тух
Л__сточек И
П_нал
Д_ревня
М_дведь
В_сенний
Л__сица Е
Д__журный
7) Вставь пропущенные буквы. Словарные слова подчеркни синим карандашом, те слова, орфограмму в которых можно проверить- зелёным.
В каждой строчке спрятались два словарных слова. Найди их и подчеркни цветным карандашом.
САСТОЯЗЫКОТГОРОДИНЕКИТ
ТРИМЕСЯЦЯЦАПЯГОДАТАК
МИРОТЕКХОРОШОКРИСУНОК
В каждом предложении одно слово пропущено. Вспомни словарные слова и найди нужное слово.
Скоро придёт зима, и мы будем кататься на лыжах и __________.
Холодный ___________дует с утра.
Летом мы ездили в __________.
Такие задания не только повышают уровень грамотности, а обогащают словарный запас ребёнка, развивают интеллект, подводят к пониманию состава слова и словообразования.