"отличие причастий от отглагольных прилагательных"
"отличие причастий от отглагольных прилагательных"
Цели: вырабатывать умение различать причастия и отглагольные прилагательные; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков; повторить фразеологические обороты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение и анализ мини-сочинений (упражнения 124), написанных в публицистическом стиле.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Разбор предложений.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
– От прилагательного синий образуйте все возможные существительные, прилагательные, причастия, глаголы.
Просмотр содержимого документа
«"отличие причастий от отглагольных прилагательных"»
оТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЙ ОТ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Цели: вырабатывать умение различать причастия и отглагольные прилагательные; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков; повторить фразеологические обороты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение и анализ мини-сочинений (упражнения 124), написанных в публицистическом стиле.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Разбор предложений.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
– От прилагательного синий образуйте все возможные существительные, прилагательные, причастия, глаголы.
– Придумайте предложение с фразеологизмом синяя птица.
2. Анализ предложений с объяснением значений причастий и омонимичных прилагательных.
1) Люди, измученные жаждой (которых измучила жажда), не могли идти дальше. – У женщины был измученный (усталый) вид.
2) Он слыл образованным (грамотным) человеком. – Мы пошли на вал, возвышение, образованное (которое образовала) природой и укрепленное частоколом.
3) Я встретил преданного (верного) друга. – Партизан, преданный (которого предали) изменником Родины, был повешен.
3. С данными словами составьте предложения так, чтобы в одном случае эти слова выступали как причастия, в другом – как прилагательные. Объясните эти значения.
Приподнятый, организованный, рассеянный.
(Например:
– Он остановился у окна с приподнятой (которую приподняли) занавеской. – У него было приподнятое (хорошее) настроение.
– Организованный учителем биологии кружок юннатов начал свою работу. – Она была очень организованной ученицей.
– Рассеянные ветром тучи плыли на Запад. – Жил человек рассеянный на улице Бассейной.
4. Выборочный диктант.
Выпишите прилагательные с определяемыми существительными, а причастия – с определяемыми и зависимыми словами (причастные обороты).
Отец друга занимал руководящий пост. Приехал инженер, руководящий стройкой. Бригадир, хорошо знающий коллектив, похвалил молодых рабочих. В колхозе мы встретили знающего агронома. Мы любовались блестящими на солнце снежинками. Брат отличался блестящими способностями. Как красив цветущий сад! У ребенка цветущий вид. На столе стояла пишущая машинка. Ученик, пишущий диктант, был очень внимателен. Мы наблюдали за работой шагающего экскаватора. Шагающий по площади отряд вызывал восхищение у окружающих.
– Укажите, какие признаки теряет причастие, переходя в прилагательное, а какие приобретает. (Прилагательное теряет значение действия, вид, время, а приобретает качественное значение.)
5. Составление таблицы (на доске и в тетрадях).
Отличие отглагольных прилагательных от причастий
Причастие
Отглагольное прилагательное
1. Значение прямое.
2. Имеет зависимые слова.
3. Сочетается с существительным в творительном падеже
1. Значение переносное.
2. Нет зависимых слов.
3. Не сочетается с существительным в творительном падеже
Общее в отглагольных прилагательных и причастиях:
1) Есть полная и краткая формы.
2) Образованы от глаголов.
V. Закрепление темы.
1. Выпишите в два столбика словосочетания:
Пуганая ворона, напуганная лошадь, гашеная известь, непогашенный костер, вытканный ковер, копченая колбаса, линованая тетрадь, закопченные стены, тканая скатерть, скованные движения, асфальтированная улица (обратить внимание на постановку ударения), кованый меч.
VI. Найдите ошибки в словах, записанных на доске, обоснуйте свой выбор.
Посаженный отец, писаные людьми законы, названный брат, высушенное на солнце белье, рассеяные дети, подмоченый водой батон, подмоченная репутация, прянный запах, жертвенный огонь, патентованный препарат, серебрянные ложки, лакированый стол, оловяный солдатик, смышленный малыш.
– Как вы понимаете слово патентованный?
(Патент – документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение.)
– А что означает словосочетание подмоченная репутация?
– Укажите сочетания с прилагательными (надпишите), затем – с причастиями.
VII. Подведение итогов урока.
– В чем же отличие отглагольных прилагательных от причастий?
– А что у них общего?
Домашнее задание: упражнения 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие».