Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят присущи внеурочной деятельности. В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная Неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчет о неделе русского языка и литературы»
Отчет
о неделе русского языка и литературы
в МБОУ «СШ № 11»
Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят присущи внеурочной деятельности. В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная Неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.
Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной Недели по русскому языку и литературе, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Задачи проекта:
определить содержание предметной Недели школе;
выявить условия, определяющие педагогически эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку при проведении предметной Декады.
Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка и литературы, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.
Практическая значимость. Результаты Недели могут быть внедрены и уже находят отражение в практике учителей школы при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Содержание предметной Недели определялось школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.
Мероприятия предметной Недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя русского языка и литературы – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету русский язык и литература. Это Неделя творчества детей, своеобразный праздник.
При организации предметной Недели учитывались следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку и литературе, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников.
Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.
Предметная Неделя проводится методическим объединением учителей социально-гуманитарного цикла.
Задачи предметной Недели:
совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.
Механизм реализации
Предметная Неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на школьном методическом объединении школы и утверждается директором.
План подготовки и проведения предметной Недели утверждается директором школы не позднее, чем за две Недели до начала ее проведения.
Организатором предметной Недели является методическое объединение во главе с руководителем.
Участниками предметной Недели являются все учителя, преподающие русский язык, ученики школы, изучающие предмет.
В рамках предметной Недели проводятся следующие мероприятия:
конкурсы на знание основной тематики Недели и предмета в целом по двум возрастным категориям: 5–6-е классы, 7–9-е классы, 10-11-е классы.
нетрадиционные уроки по предмету;
выставка, посвящённая основной тематике предметной Недели;
внеклассные мероприятия по основной тематике Недели.
Проведение предметной Недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.
По итогам предметной Недели может быть определен состав команды школы для участия в районных и городских предметных олимпиадах на следующий учебный год.
По окончании предметной Недели на заседании методического объединения совете проводится анализ мероприятий, организованных в ходе проведения.
Подготовка мероприятий и конкурсных заданий
Содержание заданий соответствовало изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходило за его пределы.
Количество подобранных заданий, их содержание и характер были такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.
Задания требовали от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.
В связи с тем, что предметная Неделя нацелена не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий были включены и задачи творческого характера.
Мы стремились к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.
Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому иногда делали его домашним, четко определив сроки сдачи.
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПОНЕДЕЛЬНИК, 15 НОЯБРЯ
« Язык – к знанию ключ». Открытие Недели (стихотворения, высказывания о русском языке).
Оформление информационного стенда.
Разгадывание кроссвордов (5 – 11 классы).
Игра-соревнование «Сильное звено»
Ответственный: Репная Н. А.
ВТОРНИК, 16 НОЯБРЯ
Конкурс скороговорок, пословиц и высказываний о языке
Конкурс презентаций «О великий, могучий, прекрасный русский язык» (7 – 9 классы).
Увлекательные тесты «Проверь себя»
Выставка рисунков
«Жемчужины народной мудрости» (конкурс, 5-9 классы)
Ответственный: Сернецкая В. В.
СРЕДА, 17 НОЯБРЯ
Выставка «Выдающиеся лингвисты ХХ века»
«Путешествие в страну Русского Языка»
Мероприятие, посвящённое юбилею Ф. М. Достоевского
К юбилею Ф.М. Достоевского «Многоликий Достоевский»
Ответственный: Палеха Е. Н.
ЧЕТВЕРГ, 18 НОЯБРЯ
Интеллектуальная игра «Поле чудес»
Конкурс ребусов, кроссвордов (5 -11 классы).
Конкурс ораторского искусства «Мы рождены для вдохновенья»
Литературная викторина по творчеству А.С. Пушкина (5-6 классы).
Ответственный: Боева Г. Т.
ПЯТНИЦА, 20 НОЯБРЯ
Литературное кафе по поэзии Серебряного века. «Трагическая судьба поэтов».
Анкетирование «Нужна ли буква Ё в русском языке».
Лингвистический турник «Знатоки русского языка» (8-е классы)
Закрытие Недели русского языка и литературы. Награждение победителей.
Ответственный: Белоусова Е.А., Заворотнева Н. К.
Подготовительный этап
Подготовка Недели дались на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели русского языка и литературы является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, обучающиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку.
Задачи проекта:
определить содержание предметной Недели в школе;
выявить условия, определяющие педагогически эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку и литературе при проведении предметной Недели.
Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка и литературы, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.
Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены и уже находят отражение в практике учителей общеобразовательных школ при проведении уроков, внеклассных мероприятий.
Основное содержание проекта
Содержание предметной Недели определяется школьной программой по русскому языку и литературе с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.
Мероприятия предметной Недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя русского языка и литературы – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету русский язык и литература. Это Неделя творчества детей, своеобразный праздник.
При организации предметной Недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, литературе, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников.
Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка и литературы, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.
Предметная Неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.
Задачи предметной Недели:
совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.
Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий
Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.
Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.
Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.
В связи с тем, что предметная Неделя нацелена не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.
Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.
Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта).
Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование кадров по реализации проекта).
Обеспечение кадровых условий (подбор и расстановка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта).
Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).
Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).
Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций).
Обеспечение рефлексивного пространства для учителей, принимающих участие в проекте.
Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов русского языка и литературы, актового зала, интерактивного оборудования).
Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей обучающихся).
Целевая аудитория
Проект рассчитан на обучающихся 5–9-х, 10-11-х классов общеобразовательной школы. Отбор участников проекта осуществляется на основе следующих принципов:
принцип добровольности. Школьники участвуют в предметной Неделе не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности. Каждый обучающийся может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать идеи, реализовывать их, фантазировать, рисовать, участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить сообщения и выступать с докладами на уроках.
принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.
Ключевые участники проекта, их интересы в проекте
Ученики:
продемонстрируют свои творческие достижения по предмету всей школе;
блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка и литературы;
откроют для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные задания;
найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов.
Учителя:
создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;
помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
познакомятся с творческими подходами к преподаванию своего предмета.
Классные коллективы:
проведут незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;
сформируют и подготовят творческую команду для участия в олимпиадах по русскому языку и литературе;
получат эффективную образовательную среду;
заявят о себе в образовательном пространстве школы.
Администрация:
проведет мониторинг уровня профессионализма учителя;
получит материалы об опыте учителя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы;
пополнит информационно-методический банк, предназначенный для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.
Партнеры проекта
Учителя-предметники: в ходе проведения Недели необходимо организовать взаимосвязь с другими методическими объединениями.
Родительская общественность: родители могут быть как активными участниками внеклассных мероприятий (непосредственно участвовать в конкурсах, играх, быть в составе жюри и т.п., являться членами оргкомитета), так и пассивными (читать информационные стенды, знакомиться с итогами каждого дня, представленными на карте путешествия, с материалами, размещенными на сайте школы). К сожалению, в этом году Неделя русского языка и литературы проходит в онлайн режиме.
Результативность деятельности по проекту определяется индивидуальными критериями педагогической деятельности, а именно:
результативные показателями эффективности работы учителя (профессиональное мастерство и творчество учителя при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий, победы и призовые места учеников в конкурсах в рамках Недели, разнообразие задач профессиональной деятельности, использование разнообразных технологий);
показателями развитости профессионального общения считаются: владение приемами работы в “команде”; создание новых форм делового и творческого общения, бесконфликтное сотрудничество;
показателями зрелости личности педагога могут выступать: способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта, способность поддерживать удовлетворенность трудом.
показателем активности обучающихся являются познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития.
Кроме того, критерии эффективности проекта выражаются:
в востребованности проекта;
в охвате подростков;
в привлечении других специалистов, общественности;
в состоянии эмоционально-деловых отношений участников проекта;
Программа предметной Недели выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении русского языка. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации проекта являются педагоги, обучающиеся, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.
* Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.
К. Г. Паустовский
* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.
И. С. Тургенев
* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Пословица
* Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
А. М. Горький
* Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
А. П. Сумароков
* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский
* Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.
А. П. Сумароков
* Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Пословица
* Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём…
А. И. Герцен
* Русский язык чрезвычайно богат,гибок и живописен для выраженияпростых естественных понятий.
В. Г. Белинский
* По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
К. Г. Паустовский
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам доброго!
Приветствие русскому языку
Люблю тебя, русский язык!
В нём столько добра и силы.
В нём слышится русский народ,
В нём слышится голос России.
Люблю тебя, русский язык!
Великое русское слово!
В нём вижу я Пушкина лик,
В нём вижу я лик Толстого.
Люблю тебя, русский язык!
Язык пониманья и мира:
На нём говорят и якут, и калмык,
И те, кто живёт на Памире.
За то, что красив и могуч,
За то, что как солнце велик,
За слово, как солнечный луч,
Люблю тебя, русский язык!
Приветствие литературе
О, великая, могучая, русская Литература! Гордость нашего народа, языка, культуры! Торжественно восхваляем Вас в этот чудесный день!
Благодаря Вам, о Литература, свет увидел таких замечательных классиков – реалистов, романтиков, символистов! Любимейшие всеми А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Булгаков, В. Астафьев, А. Фет, Ф. Тютчев, М. Цветаева и многие другие, все они дети твои, о Литература!
Навсегда мы сохраним в своём сердце и памяти Евгения Онегина, Печорина, Мастера и Маргариту, Анну Каренину, Чацкого и Софью, о, Литература! Мы свято верим, что в наше время и после нас ты останешься такой же великой, известной, прекрасной!
Игра “Путешествие в страну Фразеологию”
1. Разминка (хоровые ответы).
Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят Водой … . Мы исходили городок Буквально вдоль и …….
И так устали мы в дороге, Что еле … .
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ….
Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут: От этой песни уши … .
2. Что означает …
Кожа да кости
Дырявая память
На всех парусах
Перемывать косточки
Хоть кровь из носу
Сбить с толку
Кот наплакал
Комар носа не подточит
Клевать носом
Пускать пыль в глаза
Как снег на голову
Человек с головой
Набить оскомину
Задать стрекача
3. Восстановите фразеологизмы.
Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.
Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
4. Найдите русский аналог иностранной пословице.
Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец.
Тот не заблудится, кто спрашивает.
В каждом стаде есть своя черная овца.
Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра.
Жена и муж - словно палочки для еды: всегда парой.
Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает.
Нечего ругать кошку, когда сыр съеден.
5. Шуточные вопросы.
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?
Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели?
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
6. Перевертыши.
Каждое слово замените антонимом и получите известную фразу.
Во дворе мух ловили
Искусство проигрывать
С грохочущего мелководья ангелы убегают
7. Фразеологизмы-синонимы.
Кот наплакал.
Во всю прыть.
Видимо-невидимо.
Час занимательного русского языка
1. А.И. Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:
“Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами…. Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… И его мысли станут моими…”
Какая наука изучает язык?
Из каких разделов она состоит?
2. Ответьте на вопросы:
В каком слове сорок “а”?
В каких словах по сто согласных?
Что надо делать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
Как можно превратить слово семя в слово семья?
В названии какого дня надели есть удвоенная согласная?
В каком глаголе “нет” слышится 100 раз?
3. Загадки-складки.
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток, Пока начнётся новый акт, Мы называем всё… .
На время что-то прекратив, Мы объявляем … .
В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим … .
После уроков непременно Нужна ребятам… .
Я антоним к слову зной
Я в реке, в тени густой, Я в бутылке лимонада А зовут меня… .
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я … .
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна Называюсь… .
4. Слово сообразительным.
1. Задача–шутка.
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова.
2. Почему по-разному пишутся слова, близкие по звучанию.
Деревенский старожил.
Сад колхозный сторожил.
3. Как большой дом превратить в маленький?
4. Игорь написал на доске прописью:
“Сто сорок и сто сорок будет двести”. Допустил ли он ошибку в вычислении?
5. Игровые вопросы.
Когда мы употребляем выражение “ чучело гороховое” и почему? Что оно обозначает?
Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
У каких башмаков не бывает каблуков?
Каким ключом нельзя открыть замок?
Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
О каком слове идет речь:
Союз – мой первый слог,
Второй мой слог – предлог, А целое – у молодца Посреди лица.
Блиц-турнир
Объясните лексическое значение слова. Отвечайте быстро, чётко, кратко.
Абонемент - право пользования телефоном, книгами и т.д.
Абонент - лицо, пользующееся абонементом.
Блицтурнир (или блиц) - очень быстрое соревнование.
Брокер - посредник при заключении сделок на бирже.
Вальвация - определение стоимости иностранной валюты.
Дебитор - должник.
Дефект - изъян.
Импорт - ввоз товара из-за границы
Инаугурация -– торжественное вступление в должность.
Ипподром - место для соревнований по конному спорту.
Кулуары - помещение вне зала заседаний.
Квота - доля, норма чего-нибудь допускаемого
Лавировать - действовать хитро, искусно.
Маклер – посредник при заключении торговых сделок.
Номинал - обозначенная стоимость.
Паритет - равенство, равноправие сторон.
Префектура - орган управления.
Приватизация - передача в частную собственность.
Продюсер - лицо, которое организует производство кинофильма, осуществляя финансовый и идейно-художественный контроль.
Рейтинг - степень популярности.
Тариф - система ставок.
Фитнес-клуб - спортклуб.
Экспорт -вывоз товара за границу.
Электорат - избиратели.
«Юные грамотеи»-занимательные тесты по грамматике(7-11 класс)
Сернецкая В.В. (для 7-х классов)
Цель: повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка и закрепление полученных знаний.
сохранение подлинной языковой культуры; развитие у детей образного лингвистического и исторического мышления; развитие познавательной, коммуникационной, творческой компетенции; активизация самостоятельной деятельности учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала; воспитание любознательности, чуткости к красоте и выразительности родной речи; расширение лингвистический знаний учащихся.
Задачи: создание условий для развития познавательной и творческой активности обучающихся; выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями; вовлечение обучающихся в творческую деятельность.
Палеха Е.Н. (для 5,8 классов)
С целью повышения интереса к изучению русского языка для учащихся 8-А класса был проведен лингвистический турнир «Знатоки русского языка» (учитель – Палеха Е.Н.).
Цельмероприятия - обратить внимание учеников на русское слово, его историю, семантику, в которой скрыта народная мудрость. Турнир позволил ввести игроков в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствовала развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Проведенное мероприятие способствовало решению лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепило интерес детей к познавательной деятельности.
Для интеллектуальной викторины по литературе, проведенной для 5-6 классов, «В мире сказок А.С.Пушкина», были отобраны наиболее интересные вопросы. Задания составлялись на основе изученного материала, присутствовали задания творческого характера. Мероприятие целей достигло, воспитательные, развивающие задачи реализованы.
Целью викторины являлось расширение кругозора не только в области литературы, но и в других областях: естествознании, географии . Проведенное мероприятие помогло творческому развитию личности школьника и активизировало его познавательную самостоятельность.
Учитель Боева Г.Т. для учащихся 10-11 классов подготовила мероприятие к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Вопросы, которые волновали писателя, стары как мир и новый как завтрашний день. Вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни…
В поисках правды о человеке писатель сосредоточен все внимание на несчастьях и страданиях, на болезнях мысли и создания, на трудностях, стоящих на пути человека. Ребятам был предложен видеофильм и вопросы викторины, в которых победили Гудилина А., Гурин. Д., Заболотный К., Компаниец И. и Краснов М.
В понедельник, 17 ноября, для 5-7 классов были предложены загадки, шарады, рифмованные-шуточные стихотворения.
Среди победителей такие учащиеся: Иваненко Р., Бриг А., Солодова Н., Федоровский М. (все учащиеся были награждены грамотами и дипломами)
В рамках предметной недели в 8 – Б классе проведено внеклассное мероприятие по русскому языку «Сильное звено».
Репная Н.А. (для учащихся 7-9 классов)
Цель:
повышение уровня языкового развития учащихся.
Задачи:
- способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;
- развивать коммуникативные умения учащихся;
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, расширять кругозор учащихся.
В начале мероприятия ребята поделились на 2 команды методом жеребьевки. Участники выбрали себе капитана, придумали названия.
В конкурсе участвовали 2 команды:«Болтуны» и «Апельсины». Игра состояла из 8 конкурсов:
1 конкурс. Разминка.
2. конкурс. Конкурс скороговорок. (Необходимо быстро и правильно произнести скороговорки).
3. конкурс. Конкурс ассоциаций. (Каждая команда получает карточку со словом. Задача команды: назвать как можно больше ассоциаций к этому слову, а другие команды должны отгадать это слово)
4 конкурс. «Рассказ по заданному началу или кто больше наговорит» (задание требует умения фантазировать и сочинять. Командам предстоит по заданному началу придумать продолжение рассказа. Рассказ должен получиться весёлым и смешным.)
5 конкурс.«Кто вперед!» («Теперьяподнимитетоже»-эта фраза, если ее разбить на части, может обозначать несколько речевых ситуаций, которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением)
6 конкурс.«Конкурс капитанов (кто быстро и правильно ответит на вопрос, тот и получает призовой балл.
7 конкурс.«Престижная работа» (должны показать себя в должности, которая выпадет по жребию. Должна получиться небольшая сценка. Участвуют два человека.
Задания были подобраны в соответствии с возрастными особенностями школьников. В ходе нашего мероприятия ребята принимали активное участие, проявляли интерес к игре, с каждым конкурсом игра накалялась.В ходе мероприятия с целью снятия напряжения, снижения утомления были проведены и конкурсы болельщиков.
Мероприятие носило познавательное, воспитывающее и развивающее значение. Надеемся, что знания, полученные в ходе мероприятия, не раз пригодятся им в будущем и запомнятся надолго. Учащиеся будут с большим уважением относиться к русскому литературному языку, будут стараться следить за своей речью, грамотно и правильно употреблять слова.
В конце игры жюри были подведены итоги, вручены грамоты. Победила команда «Болтуны».
Конкурс еще раз убедил учащихся в том, что заниматься русским языком совсем не скучно, а увлекательно и интересно. Ребята решили, что надо учиться каждый день правильно обращаться со словом.
Белоусова Е.А. (для 10-х классов)
Мероприятие «Многоликий Достоевский»
Учащиеся ознакомились с интересными фактами из биографии Ф. М. Достоевского, обзорно с творчеством писателя, чему способствовала организованная вставка книг. Также была проведена викторина по творчеству писателя и изученным произведениям.
Мероприятие способствовало расширению кругозора учащихся о великом писателе – Ф.М. Достоевском.
Заворотнева Н.К. (для 6-х классов)
В рамках проведения «Недели русского языка» для уч-ся 6-х классов было проведено мероприятие «Лингвистическое путешествие» Дети виртуально посетили станции «Фонетическая», «Фразеологическая», «Словообразовательная» и др.
Целью игры было развитие языковой догадки, получение дополнительных сведений о правильной речи.
Активное участие в игре приняли уч-ся 6-Б кл. Водопьянов Илья, Горичнев Вадим, Горючко Дарья.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В этом году – это дистанционная предметная Неделя, которая предоставит возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности обучающихся, реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов. Это повлечет изменение содержания мероприятий (например, путешествие по разделам русского языка или тематическая Неделя, посвященная какому-то значимому событию); формы их проведения (например, викторины, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.), изменение контингента участников, организаторов, расширение территории.
Литература
Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 “Русский язык и литература”/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990.
Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.
Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.– М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
Педагогическое проектирование / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. – М.,2007.
Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Программой начальной школы предусмотрено изучение огромного количества понятий и терминов. В связи с этим деятельность учителя и учащихся на уроках направлена в основном на приобретение знаний, умений и навыков.
Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная Неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.
Кроме того, предметная Неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.
Предметная Неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры. Ну и, наконец, предметная Неделя является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Мы представляем вам материалы по проведению “Неделя русского языка и литературы”в ОШ №11.