Особые образовательные потребности: что это такое и как учить?
Особые образовательные потребности: что это такое и как учить?
В современном международном сообществе сформировалась новая культурная норма – уважение к различиям между людьми и признается право человека на индивидуальность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и в образовании. Поэтому инклюзивность образования начинается с признания многообразия особенностей, возможностей и различных потребностей, обучающихся в учебном процессе. В современном международном сообществе сформировалась новая культурная норма – уважение к различиям между людьми и признается право человека на индивидуальность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и в образовании. Поэтому инклюзивность образования начинается с признания многообразия особенностей, возможностей и различных потребностей, обучающихся в учебном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особые образовательные потребности: что это такое и как учить?»
Особые образовательные потребности: что это такое и как учить?
В современном международном сообществе сформировалась новая культурная норма – уважение к различиям между людьми и признается право человека на индивидуальность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и в образовании. Поэтому инклюзивность образования начинается с признания многообразия особенностей, возможностей и различных потребностей, обучающихся в учебном процессе.
Актуальность темы: обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации обучающихся.
Особые образовательные потребности – это потребности в помощи и в услугах в учебном процессе, которые осуществляются психолого-педагогическими методами с целью обеспечения успешности в обучении каждого ученика.
Школа обязана предоставить обучающемуся с особыми образовательными потребностями все необходимые условия и услуги для успешного обучения, исходя из его индивидуальных потребностей. Типовыми правилами деятельности организаций среднего образования предусмотрены варианты включения детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс школы: в обычный или специальный класс (по видам нарушений развития). Обучение школьников в обычном классе может быть организовано по общеобразовательной или индивидуальной учебной программе.
При оценивании обучающихся с особыми образовательными потребностями учитель обязан использовать дифференцированные и/или индивидуальные задания. При обучении детей с нарушениями интеллекта любой результат считается положительным. Акцент в оценке достижений делается на прогресс ученика в рамках индивидуальной программы.
Таким образом, в инклюзивной образовательной практике наибольшее распространение получили индивидуальные учебно-дидактические материалы, которые специально готовятся учителем с учетом персональных особенностей и возможностей ученика. В этом и состоит актуальность данного сборника заданий заданий по русскому языку для учащихся ООП с диагнозом ЗПР и нарушениями интеллекта.
У детей с ограниченными возможностями здоровья учебная мотивация часто выражена слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ОВЗ, поэтому главная задача учителя на уроке – обеспечение самостоятельной деятельности обучающихся. Для этого учитель должен создать условия для активного включения обучающихся в познавательный процесс и обеспечить их необходимой эмоциональной поддержкой. Учебный процесс в таком классе должен выстраиваться через совместную деятельность учителя и ученика в атмосфере делового сотрудничества. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают.
Одним из главных рычагов активизации познавательного интереса в учебной деятельности является создание условий, обеспечивающих ребенку успех, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Дидактический материал является и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Цель сборника: создать условия для успешного овладения русским языком учащихся ООП в рамках психолого-педагогического сопровождения УВП.
Задачи:
1. Формирование функциональной грамотности обучающихся с ООП;
2.Повышение познавательной мотивации у обучающихся в процессе работы с заданиями сборника;
3.Формирование у обучающихся интереса к развитию и совершенствованию орфографических навыков;
4.Развитие речи, логического и творческого мышления на основе собственных рассуждений.
Сборник содержит разнообразный, новый и методически целесообразный дидактический материал для обучающихся 5-7 классов с ООП. Дидактический материал способствует закреплению необходимых знаний и совершенствованию умений, обучающихся по изученным темам. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет расширить кругозор школьников и каждому раскрыть свои индивидуальные способности. Чёткая и корректная постановка вопросов к заданиям не вызывают у школьников недопонимания.
К составлению дидактических упражнений для детей с ООП использованы основные подходы:
выбор заданий, мотивирующих потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности;
игровые формы заданий;
индивидуальный подход;
постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
использование многократных указаний, подсказок;
использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, памяток;
выполнение заданий с самопроверкой.
Сборник составлен согласно требованиям ГОСО к результатам деятельности обучающихся и с учетом методических рекомендаций психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в общеобразовательной школе с диагнозом ЗПР. При подготовке к уроку учителю по своему усмотрению предстоит выбирать, какие упражнения лучше взять из учебника, а какие из сборника упражнений. Совместное использование методики УМК и спроектированного сборника будет способствовать рационализации учебного процесса. Сборник составлен таким образом, что упражнения можно использовать при работе с любым учебно-методическим комплекcом. В сборнике представлены задания по русскому языку на 20 тем по разделам русского языка с упором на развитие орфографической грамотности обучающихся. Представлен наглядный материал, работа со словарем, орфограммы, иллюстрации к текстам. Задания направлены на ступенчатое изучение тем (от простого к сложному) для успешного обучения ребенка в общеобразовательной школе. Данный сборник может пополняться новым материалом для последующего использования. Для урока педагог может использовать материал выборочно в зависимости от подготовленности учащихся.
Дидактический материал разного типа позволяет также воздействовать на чувства обучающихся, формируя преданность Родине, любовь к природе, уважение к людям. Дидактический материал, возможно, применять на любом этапе урока. Карточки с заданиями дидактического материала можно использовать на уроках индивидуально, в группах, в работе «в парах», а также в качестве домашних индивидуальных заданий.
Обучение школьников с ООП осуществляется посредством обычных методов обучения, используемых учителем для всего класса в сочетании со специальными и альтернативными методами. Форма или способ применения обычных методов обучения адаптируются под индивидуальные особенности ученика. Чаще всего требуется адаптация учебных заданий, используемых учителем для всего класса, а также способов их предъявления ученику (Таблица 3). При обучении школьников с нарушениями психофизического развития часто возникает необходимость использования специальных методов обучения. Специальные методы обучения разработаны специальной педагогикой и используются в специальных школах для различных категорий, обучающихся: с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развитиями, расстройствами речи. В условиях обычного класса можно использовать такие специальные методы, приемы и стратегии обучения как метод «маленьких шагов», опора на предметную деятельность и средства наглядности, «оречевление» предметных и умственных действий, «забегание вперед», непрерывное повторение изученного, использование приемов сравнения и противопоставления изучаемых понятий и др. Эти методы могут помочь прочно усвоить учебный материал и другим учащимся класса.