kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные проблемы обучения русскому языку в казахских классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык в Казахстане сохраняет свою информационную ценность и коммуникативную комфортность и в новых условиях, когда в соответствии с новейшим законом РК «О языках» казахский язык выступает в качестве государственного. Самые объективные и взвешенные прогнозы показывают, что еще довольно долго роль русского и казахского языков во всех сферах жизни будет оставаться сбалансированной. Это следует признать нормальным уже потому, что русский язык, литература и культура стали неотъемлемой частью духовной жизни всего казахстанского населения, особенно казахского народа, средством познания мира, формирования мировоззрения.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные проблемы обучения русскому языку в казахских классах»





Основные проблемы обучения русскому языку в казахских классах.


Русский язык в Казахстане сохраняет свою информационную ценность и коммуникативную комфортность и в новых условиях, когда в соответствии с новейшим законом РК «О языках» казахский язык выступает в качестве государственного. Самые объективные и взвешенные прогнозы показывают, что еще довольно долго роль русского и казахского языков во всех сферах жизни будет оставаться сбалансированной. Это следует признать нормальным уже потому, что русский язык, литература и культура стали неотъемлемой частью духовной жизни всего казахстанского населения, особенно казахского народа, средством познания мира, формирования мировоззрения. В связи сэтим перед учителями русского языка и литературы стоят задачи следующего характера:

  1. Обеспечить образовательные условия, которые дадут ребенку возможность глубоко раскрыть его потенциальные возможности.

  2. Направить педагогический поиск на достижение высокого качества и эффективности обучения через интеграцию инновационного и образовательного процесса.

  3. Продолжить мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся , углубить инновационные процессы.

  4. Продолжить дальнейшее развитие освоения новых эффективных технологий обучения и программ дифференцированного обучения.

Для реализации этих задач учитель должен помочь раскрыться каждому ученику, создать оптимальные условия для его становления личностного роста развития, так как учащиеся не всегда осознают свои возможности.

Но не все так просто. Для успешного решения вышеназванных задач нужно решить множество проблем, особенно характерных для школ , расположенных в сельской местности. Назовем основные из них:

  1. Отсутствие языковой среды, особенно в отдаленных школах, расположенных в глубинке. В нашем районе в отдаленных от райцентра селах нет русскоязычного населения, нет смешанных школ, а тем более школ с русским языком обучения. Дети вынуждены слушать русскую речь только на уроках русского языка и литературы, притом что этих уроков мало – всего 3 часа в неделю: 2 часа русского языка, 1 час литературы.

  2. Вторая проблема – это ограниченное количество часов , отведенных на изучение русского языка, в 5-9 классах на изучение русского языка отводится всего 2 часа, а на литературу – 1 час. Хотя по программе требуется усвоение учащимися огромного теоретического материала, от учащихся казахских классов требуют грамотного письма, почти как в русских классах, хотя там отводится вдвое больше часов на изучение этого предмета.

  3. Третья проблема – это плохое качество учебников, которые не выдерживают никакой критики. Учебники неинтересные, непривлекательные, без иллюстраций, некрасочные, и даже встречаются ошибки в отдельных материалах теоретического характера. Как известно в учебниках по русскому языку в казахских классах много текстового материала, чтр связано в первую очередь с введением тезаурусно-ориентированной модели обучения. Многие тексты очень объемные, темы зачастую не связаны ни с языком, ни с литературой. Конечно, учитель должен варьировать содержание урока, но это же учебник, и если основной материал связан с этим текстом, то поневоле приходится обращаться к нему. При этом основная масса заданий к этим текстам связана не столько с комплексным анализом текста, сколько с воспроизведением отдельных его фрагментов. Основная масса текстов трудна по содержанию, ориентирована на учащихся,свободно владеющих русским языком, как правило, это ребята из городов, из северных областей, где высок процент русскоязычного населения. А детям из глубинки, из сельской местности, из южных регионов приходится очень трудно, так как они не владеют даже разговорным языком, не говоря уже о научных терминах. А самое важное то, что на уроках языка мы же должны заниматься повторением и обобщением языкового материала грамматического плана, который все же является более важным в плане свободного владения языком, тем более сегодня, когда учащимся предлагается сдавать экзамен в виде тестов. Не лишними были бы на уроках русского языка фрагменты произведений И.С.Тургенева,И.А.Бунина,М.М.Пришвина,К.Г.Паустовского, казахстанских писателей, которые дают нам великолепные образцы русской речи. Это дало бы возможность работать над художественными средствами языка, развивать навыки комплексного анализа текста, при этом изучение языка носило бы воспитательный и развивающий характер. Все это не исключает присутствия в учебнике текстов информативно-познавательного характера.

  4. Следующая проблема – это отсутствие материально-технической базы , нехватка учебных кабинетов, отсутствие учебно-методического комплекса, таблиц, наглядно-иллюстрационных материалов, технических средств обучения, опять-таки особенно в школах, расположенных в сельской местности, особенно в глубинке.

  5. Пятая прблема – снижение у учащихся интереса к чтению художественной литературы, особенно русской, чтение книг вытеснили различные информационно-коммуникационные средства информации, компьютеры, сотовые телефоны и др., пттеряна связь с библиотекой.

  6. Общее понижение интереса к русскому языку в обществе, снижение приоритетных позиций русского языка, усиление интереса к изучению английского языка, что объясняется потребностью в овладении английским языком, как одним из самых востребованных в современном языковом пространстве, усиление роли английского языка в современном мире.

  7. Одной из ощутимых проблем в обучении русскому языку является проблема детей – оралманов, вернувшихся на историческую родину из КНР. Эти дети требуют особенно много внимания и усилий. Особенно трудно дается детям-оралманам призношение русских слов, отсутствие словарного запаса, постоянно дети –оралманы допускают речевые ошибки, путают звуки Б и В, шипящие звуки и др.

  8. И, наконец, проблема нехватки учителей –русоведов. Особенно в отдаленных школах. Нынешние выпускники вузов не желают ехать в сельскую местность, предпочитают остаться в городе, где намного больше условий для нормальной трудовой деятельности, где ,так сказать, «все блага цивилизации» обеспечены. Немаловажную роль играет личность учителя, уровень его профессиональной компетентности, теоретического и методического уровня. Для этого нужно обеспечить постоянное повышение уровня профессиональной компетентности педагогов школы через курсы повышения квалификации, обучающие семинары на рабочем месте, дистанционные курсы, самообразование педагогов.

Одной из самых главных проблем , во многом определяющих возникновение других спорных вопросов , является проблема трактовки целей и задач преподавания русского языка в классах с казахским языком обучения . Это выразилось даже в том, что за последние 5 лет несколько раз менялись как форма, так и содержание выпускного экзамена по русскому языку.Сначала выпускники сдавали письменный экзамен(диктант), котрый позже был заменен на устный экзамен. А в 2008 году Министерство образования РК предложило выпускникам тестовую форму сдачи экзамена, при этом оказалось , что тестовые задания очень трудные, ничем фактически не отличаются от тестов в классах с русским языком обучения. Сегодняшняя форма сдачи как части ЕНТ вызывает ряд вопросов. Набранные баллы по русскому языку никак не влияют на общее количество баллов, хотя при этом, они отнимают время у учащихся, отвлекая от основных предметов, а с другой стороны , дети просто не уделяют данному предмету много времени, сосредоточившись на других текстах.

У русского языка главная задача – способствовать межнациональному общению, взаимопониманию, расширению возможностей ученика в плане его перспективности. Это значит, что главная задача – работа по развитию коммуникативной компетенции каждого учащегося.

В заключение статьи , мне хотелось бы отметить, что это лишь небольшая часть проблем, которые достаточно актуальны и требуют серьезного анализа и изучения. Самое важное, что они вполне разрешимы , только следует более точно определить, чего конкретно мы хотим добиться от учащихся в плане изучения русского языка в классах с казахским языком обучения.








Доклад



Тема: «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КАЗАХСКИХ КЛАССАХ»




Подготовила: учительница

русского языка и литературы

Сарыоленской средней школы

им.Ш. Уалиханова Амренова А.С.










2010 год.

Просмотр содержимого документа
«Тема патриотизма и интернационализма в литературе периода Великой»





Тема патриотизма и интернационализма в литературе периода Великой

Отечественной войны.



Урок литературы в 9 классе.

Амренова А.С., Сарыоленская средняя школа имени Ш.Уалиханова

Курчумского района Вост. Каз. области.


Цели урока:


Обучающая: Познакомить с наиболее известными произведениями периода Великой Отечественной войны и их авторами, раскрыть патриотический дух и мотивы интернационализма произведений этих лет.


Развивающая: Развивать внимание к художественной речи, умения выделять главное в произведении, следить за ходом мыслей автора, закреплять навыки выразительного чтения художественного текста.


Воспитательная: Способствовать пробуждению в душах учащихся чувства истинного патриотизма, стремления быть похожими на героев произведений, следовать их примеру, помнить о героях войны, быть готовыми к защите Отечества, заниматься самовоспитанием.


Оборудование урока: интерактивная доска, видеокадры о начале Великой Отечественной войны, аудиозапись, выставка книг о войне, портреты писателей.


Ход урока: І. Прослушивание в аудиозаписи песни «Белоруссия» в исполнении ансамбля «Песняры».

ІІ. Слово учителя: - Эта песня о войне, о той страшной войне, которая унесла миллионы жизней, которая явилась страшным испытанием для всего советского народа. Белоруссия и Украина первыми приняли на себя страшный удар этой войны. Вот уже 70 лет, как окончилась Великая Отечественная война, но до сих пор ее страшные раны не зажили. Захоронены останки еще не всех погибших, не все, кто потерял близких в этой войне, знают, где и как они погибли. И сейчас еще находят невзорвавшиеся бомбы, неразорвавшиеся снаряды, склады боеприпасов. Война постоянно напоминает о себе. Мы не можем уйти от нее ни в жизни, ни в литературе.




( показ выставки книг о войне, беседа о произведениях К. Симонова, В. Быкова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Богомолова и др., о фильмах, созданных по мотивам произведений о войне).

  • Все дальше уходят от нас военные годы. Но каждый раз , возвращаясь памятью к тому грозному времени, мы думаем о тех, кто остался на полях сражений, кто попрал смерть своей героической гибелью.

ІІІ. Просмотр видеокадров о начале Великой Отечественной войны, включение радиозаписи с голосом Ю. Левитана:

-« Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас, и другие.»

Звучит аудиозапись марша В.И.Агапкина «Прощание славянки». Этот марш явился музыкальным символом прощания всех женщин: и славянок, и не славянок со своими любимыми мужчинами – отцами, братьями, мужьями, отправлявшимися на фронт. Поэты и писатели первыми откликнулись на призыв «Родина – Мать зовет!» и «Ты записался добровольцем?» и одними из первых отправились на войну с ненавистным фашизмом. Сразу же в первые дни войны была создана главная песня Великой Отечественной «Вставай, страна огромная!» Давайте споем ее вместе. ( учащиеся вместе с учителем пропевают куплет с припевом) , чтобы создать соответственно теме эмоциональный настрой урока.

ІҮ. Выступление заранее подготовленной ученицы – краткий обзор литературы периода Великой Отечественной войны – рассказ о поэтах и писателях, имена которых стали известны именно в годы войны : С.Наровчатов, М.Луконин, А.Межиров, Ю.Друнина, С.Орлов, Б.Слуцкий, Д. Самойлов, Е.Винокуров, Б.Окуджава, А.Ахматова, М.Джалиль и многие дркгие. Поззия военных лет пробуждала у людей чувства ответственности за судьбу Родины, патриотизма и интернационализма, понимание того, что именно от него , ни от кого другого, зависит судьба советского народа и огромной многонациональной страны. Стихи Симонова, Джалиля, Слуцкого, Друниной учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору , в самые тяжелые первые месяцы войны созданы почти все поэтические шедевры К. Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня», «Майор привез мальчишку на лафете...»


Ү. Чтение стихотворений о войне заранее подготовленными учениками:

1. К. Симонов. «Жди меня».

Первый ученик:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

2. М. Джалиль. «Палачу».

2 ученик:

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне ,злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья,

Колена преклонив, у родины моей.



ҮІ. Слово учителя:

  • Поэты и прозаики в солдатских шинелях проделали вместе с армией долгий и трудный путь от горького утра 1941г. до радостного майского дня 1945г. И во время этого пути еще более сроднились с рядовыми бойцами и командирами, еще острее почувствовали значение своего труда. Биография каждого погибшего поэта – волнующий рассказ о слитых воедино жизни и творчестве. Литература военного времени была горячим оборонным цехом, художественное слово стало действенным орудием. Чувство живой сопричастности народному подвигу окрыляло и сплачивало воедино писателей разных поколений, разных национальностей. Лучшие из произведений живут и поныне , воссоздавая беспримерный подвиг советского многонационального народа. Чем же дороги нам сегодня стихи павших на войне поэтов? Прежде всего, тревогой за судьбы народов, верой в правоту и мужество советского человека. Нам не забыть то, что создавалось во имя счастья Родины и грядущих поколений, тех, чей талант и чья безвременно оборвавшаяся жизнь были устремлены в будущее. Их благородные мысли и славные дела служили, служат и будут служить примером служения своему народу, своей Родине.

Чтение учителем отрывка из поэмы Р.Рождественского «Реквием»

( Звучит грустная, лирическая мелодия)

Помните!

Через века,

через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда, -

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучатся, -

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье, -

пожалуйста,

помните!

Песню свою

отправляя в полет, -

помните!

О тех,

кто уже никогда

не споет, -

помните!

Детям своим

расскажите о них

чтоб

запомнили!

Детям детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

земли

помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте

трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

никогда, -

заклинаю, -

помните!


Запомним эти имена:Всеволод Эдуардович Багрицкий.

Михаил Валентинович Кульчицкий

Владимир Михайлович Чугунов

Леонид Рафаилович Шершер

Павел Давидович Коган

Мирза Гедеонович Геловани

Муса Джалиль

Неизвестный поэт из лагеря Заксенхаузен и многие –

многие другие...

Вечная память героям!

Вечная им слава!

На этой высокой ноте закончим наш урок.


Просмотр содержимого документа
«Эссе»


Эссе.


Учитель – это творец.


Мое жизненное кредо – «Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Мое педагогическое кредо – «Учиться всю жизнь, чтобы обрести право учить».


Выбор профессии учителя – словесника мною обусловлен скорее всего следующими факторами: в школе я всегда писала диктанты на «отлично», за что меня всегда хвалили учителя русского языка, которые и прочили мне профессию учителя – словесника. Второй фактор – чисто человеческий, у нас был очень добрый отец, это был добрейшей души человек, и, наверное, нам, его детям, передалось это качество – любить людей, в особенности детей. Помню, в детстве мы все тянулись к отцу, а не к матери, потому что наша мама, к сожалению, рано заболела и болела долго,и мы, дети, материнскую ласку искали в отце. И эта любовь к детям (у казахов говорят «балажан», что значит «детолюб») тоже повлияла на выбор мною профессии педагога.

В этом году исполняется 30 лет моей педагогической деятельности, и уже не за горами пенсионный возраст, и я с уверенностью могу сказать, что выбор мой оказался правильным. Я люблю свою работу, люблю детей, радуюсь их успехам, стараюсь постоянно заглядывать в их души, прививать им высокие человеческие качества. Пусть я не имею высоких наград, званий, я знаю одно – мои ученики любят и помнят меня, и я являюсь для них примером для подражания. Это главное мое педагогическое завоевание.

В личности педагога, работающего в современной школе, хочется видеть профессионала и творца, исследователя и гуманиста. Но не менее чем педагогические и психологические качества, а может быть и более, важны личностные качества человека. Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха учащихся. В своей работе я при выборе прблемной темы главный акцент делаю на развитие мыслительной деятельности учащихся, на те моменты, когда ученик видит зерно, самое главное в том, чему его обучают. Моя проблемная тема сейчас – «Выделение главного, существенного в содержании изучаемого материала». Объяснение каждой новой темы начинаю с названия темы, нацеливаю внимание учащихся на ключевые слова, моменты, которые они должны усвоить, люблю ставить проблемные вопросы, которые побуждают учащихся к самостоятельному поиску, к размышлению. На каждом уроке не упускаю возможности реализовать воспитательный момент урока, таких моментов на уроках языка и литературы много, ведь обучение без воспитания не даст должных плодов. В настоящее время много внимания уделяется развитию творческих способностей учащихся, и я стараюсь на своих уроках уделять должное внимание и этой работе. Ведь цель современной школы – воспитание разносторонней, конкурентоспособной, творческой личности. И в этом сложном, кропотливом деле главная роль отводится учителю, учителю-творцу, учителю-созидателю человеческих душ.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основные проблемы обучения русскому языку в казахских классах.

Автор: Амренова Айгуль Смагуловна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методика преподавания русского языка в казахских классах. "
    ["seo_title"] => string(64) "mietodika-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-kazakhskikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "182174"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425474592"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Доклад на тему:"Развитие связной речи учащихся на основе газетной статьи" "
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-uchashchikhsia-na-osnovie-ghazietnoi-stat-i"
    ["file_id"] => string(6) "187584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426529201"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Мастер-класс:"Создание коллаборативной среды на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-sozdaniie-kollaborativnoi-sriedy-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "107505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403277549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства