Тема патриотизма и интернационализма в литературе периода Великой
Отечественной войны.
Урок литературы в 9 классе.
Амренова А.С., Сарыоленская средняя школа имени Ш.Уалиханова
Курчумского района Вост. Каз. области.
Цели урока:
Обучающая: Познакомить с наиболее известными произведениями периода Великой Отечественной войны и их авторами, раскрыть патриотический дух и мотивы интернационализма произведений этих лет.
Развивающая: Развивать внимание к художественной речи, умения выделять главное в произведении, следить за ходом мыслей автора, закреплять навыки выразительного чтения художественного текста.
Воспитательная: Способствовать пробуждению в душах учащихся чувства истинного патриотизма, стремления быть похожими на героев произведений, следовать их примеру, помнить о героях войны, быть готовыми к защите Отечества, заниматься самовоспитанием.
Оборудование урока: интерактивная доска, видеокадры о начале Великой Отечественной войны, аудиозапись, выставка книг о войне, портреты писателей.
Ход урока: І. Прослушивание в аудиозаписи песни «Белоруссия» в исполнении ансамбля «Песняры».
ІІ. Слово учителя: - Эта песня о войне, о той страшной войне, которая унесла миллионы жизней, которая явилась страшным испытанием для всего советского народа. Белоруссия и Украина первыми приняли на себя страшный удар этой войны. Вот уже 70 лет, как окончилась Великая Отечественная война, но до сих пор ее страшные раны не зажили. Захоронены останки еще не всех погибших, не все, кто потерял близких в этой войне, знают, где и как они погибли. И сейчас еще находят невзорвавшиеся бомбы, неразорвавшиеся снаряды, склады боеприпасов. Война постоянно напоминает о себе. Мы не можем уйти от нее ни в жизни, ни в литературе.
( показ выставки книг о войне, беседа о произведениях К. Симонова, В. Быкова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Богомолова и др., о фильмах, созданных по мотивам произведений о войне).
Все дальше уходят от нас военные годы. Но каждый раз , возвращаясь памятью к тому грозному времени, мы думаем о тех, кто остался на полях сражений, кто попрал смерть своей героической гибелью.
ІІІ. Просмотр видеокадров о начале Великой Отечественной войны, включение радиозаписи с голосом Ю. Левитана:
-« Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас, и другие.»
Звучит аудиозапись марша В.И.Агапкина «Прощание славянки». Этот марш явился музыкальным символом прощания всех женщин: и славянок, и не славянок со своими любимыми мужчинами – отцами, братьями, мужьями, отправлявшимися на фронт. Поэты и писатели первыми откликнулись на призыв «Родина – Мать зовет!» и «Ты записался добровольцем?» и одними из первых отправились на войну с ненавистным фашизмом. Сразу же в первые дни войны была создана главная песня Великой Отечественной «Вставай, страна огромная!» Давайте споем ее вместе. ( учащиеся вместе с учителем пропевают куплет с припевом) , чтобы создать соответственно теме эмоциональный настрой урока.
ІҮ. Выступление заранее подготовленной ученицы – краткий обзор литературы периода Великой Отечественной войны – рассказ о поэтах и писателях, имена которых стали известны именно в годы войны : С.Наровчатов, М.Луконин, А.Межиров, Ю.Друнина, С.Орлов, Б.Слуцкий, Д. Самойлов, Е.Винокуров, Б.Окуджава, А.Ахматова, М.Джалиль и многие дркгие. Поззия военных лет пробуждала у людей чувства ответственности за судьбу Родины, патриотизма и интернационализма, понимание того, что именно от него , ни от кого другого, зависит судьба советского народа и огромной многонациональной страны. Стихи Симонова, Джалиля, Слуцкого, Друниной учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору , в самые тяжелые первые месяцы войны созданы почти все поэтические шедевры К. Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня», «Майор привез мальчишку на лафете...»
Ү. Чтение стихотворений о войне заранее подготовленными учениками:
1. К. Симонов. «Жди меня».
Первый ученик:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
2. М. Джалиль. «Палачу».
2 ученик:
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне ,злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.
ҮІ. Слово учителя:
Поэты и прозаики в солдатских шинелях проделали вместе с армией долгий и трудный путь от горького утра 1941г. до радостного майского дня 1945г. И во время этого пути еще более сроднились с рядовыми бойцами и командирами, еще острее почувствовали значение своего труда. Биография каждого погибшего поэта – волнующий рассказ о слитых воедино жизни и творчестве. Литература военного времени была горячим оборонным цехом, художественное слово стало действенным орудием. Чувство живой сопричастности народному подвигу окрыляло и сплачивало воедино писателей разных поколений, разных национальностей. Лучшие из произведений живут и поныне , воссоздавая беспримерный подвиг советского многонационального народа. Чем же дороги нам сегодня стихи павших на войне поэтов? Прежде всего, тревогой за судьбы народов, верой в правоту и мужество советского человека. Нам не забыть то, что создавалось во имя счастья Родины и грядущих поколений, тех, чей талант и чья безвременно оборвавшаяся жизнь были устремлены в будущее. Их благородные мысли и славные дела служили, служат и будут служить примером служения своему народу, своей Родине.
Чтение учителем отрывка из поэмы Р.Рождественского «Реквием»
( Звучит грустная, лирическая мелодия)
Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полет, -
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет, -
помните!
Детям своим
расскажите о них
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли, -
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда, -
заклинаю, -
помните!
Запомним эти имена:Всеволод Эдуардович Багрицкий.
Михаил Валентинович Кульчицкий
Владимир Михайлович Чугунов
Леонид Рафаилович Шершер
Павел Давидович Коган
Мирза Гедеонович Геловани
Муса Джалиль
Неизвестный поэт из лагеря Заксенхаузен и многие –
многие другие...
Вечная память героям!
Вечная им слава!
На этой высокой ноте закончим наш урок.