Просмотр содержимого документа
«Организация работы со слабоуспевающими учащимися»
Освоение любой деятельности сопряжено с определёнными трудностями, их преодоление – естественный процесс достижения целей решения поставленных задач. В то же время известно : если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до её прекращения.
Учебная деятельность в силу своей специфики обладает объективной сложностью, так как обучающийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел.
Под трудностями учебной деятельности школьника по русскому языку можно считать:
– орфографические ошибки при хорошем знании правил;
– невнимательность и рассеянность;
– трудности в пересказе текста;
– неусидчивость;
– трудности в усвоении новых знаний;
– постоянная «грязь» в тетради;
– трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащегося и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию к учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению
Как повысить работоспособность :
– разнообразить виды деятельности ;
– проводить физкультминутки ;
– всегда помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работы со слабоуспевающими учащимися :
– карточки с индивидуальными заданиями;
– задания с выбором ответа;
– карточки – тренажёры;
– творческие задания;
– карточки – конспекты.
В своей практике стараюсь применять опе обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос; конспекты - блоки .
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.
Поэтому нужно создать на уроке ситуацию успеха.
Этому может помочь идея обучения в сотрудничестве. Класс разбивается на 3-4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведёт подсчёт баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. «Награду» команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии в набранным количеством баллов. Индивидуальная ответственность каждог7о ученика означает ,что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Команды получают задания разного уровня. Это даёт сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Отстающие ученики чувствуют себя полноправными членами команды.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик – учитель. Им трудно задать вопрос, попросить объяснить. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию, значит, нужно организовать работу так, чтобы в нужный момент одноклассник мог прийти на помощь, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не страшно было получить неудовлетворительную оценку. И этому также помогает групповая форма работы . Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. В группе назначается старший. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад, сильный объясняет слабому. Затем группа должна защитить перед классом своё решение. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.
Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии. Вне школьной обстановки , когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении, рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всём сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на различные темы. Предмет разговора детям хорошо известен , поэтому и общение друг с другом проходит свободно, без принуждений и напряжения.
Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. Особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы.
В свои уроки я включаю различные игры на превращения слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики.
Например: Что за слово загадано:
Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целым птица называется.
(сор-ока)
Поиграем:
Название каких 2 букв составляют эпоху? (эр, а)
В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)
Какая змея бывает наречием? (уж)
Из названий каких 2 букв можно приготовить еду? (у,ха)
Волею судьбы я 4-ый год веду предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предмет очень интересный. Здесь каждый ученик может проявить себя, заработать хорошую оценку.
ОДНК включает в себя всё: этику и этикет, охрану природы, историю, литературу, православие. И даже слабым ученикам что-то из этого интересно , тем более многие темы основываются на личных знаниях, личном опыте учеников. Дети рассказывают о своих прадедушках, воевавших на Великой Отечественной войне, о известных местах, которые они посетили, о том, как правильно себя вести. И если на первых уроках возникают проблемы с поведением, с подготовкой домашнего задания, то потом это всё исчезает. Здесь ведь не надо решать задачи, писать упражнение. М слабые становятся сильными.
И последнее направление моей работы – функции классного руководителя. Классным руководителем 9 «Е» класса я являюсь 5 год. Когда брала класс, обошла всех учителей начальных классов, у которых раньше учились мои нынешние ученики. И волосы встали дыбом: тот кусается, этот плюется, третий на родителей писал заявление в милицию. Честно: отказывалась несколько раз, но в итоге осталась.
И закипела работа. Когда написали первый диктант, стало не так страшно, однако несколько человек уже тогда надо было направлять в коррекционный класс. Они и сейчас слабые.
Когда подводятся итоги четверти, всегда хвалят лицейские классы. Оно и понятно. Но и мы, учителя, и ученики общеобразовательных классов, не сидим на месте. Поэтому эта позиция завучей не совсем правильная.
Я обратила внимание на лица своих учеников, когда учащихся «А», «Б», «В» классов награждали грамотами. И решила, нужно менять ситуацию.
В общеобразовательных классах есть творческие люди, есть люди, которые стремятся вперед. На этом я и стала играть. Вначале творческие конкурсы, затем конкурсы-онлайн. Сколько было радости, когда мои ученики получили первые сертификаты участников, кое-кто и грамоты победителей. Звонили родители и спрашивали: правда ли это. Дальше больше, я стала уговаривать их принять участие в школьных олимпиадах. Боялись очень. Но появились первые призовые места, стали верить в свои силы. В итоге у нас сейчас есть и призёры на городском уровне, 1 участник областной олимпиады, призёры школьных олимпиад по русскому языку, православию, ОБЖ, физкультуре. Призер городской олимпиады в этом году. В прошлом году команда нашего класса защищала честь школы по ОБЖ и выиграли этот конкурс. Есть призёры городского конкурса проектов. Мы теперь уже не самый слабый класс, какой был вначале.
К сожалению, у нас есть неуспевающие, в основном, по математике. Как классный руководитель, я делаю то же, что и другие: провожу беседы с детьми, выясняю пробелы в знаниях, организую встречи родителей с учителями-предметниками, контролирую посещение дополнительных занятий учащихся. Надеюсь, что 9 класс мы окончим в полном составе и успешно.
Хотелось бы сказать спасибо всем учителям, работающим в моём классе, за терпение, постоянную кропотливую работу, внимание к учащимся и понимание с классным руководителем.