Орфография, грамматика – в занимательных рифмовках
Орфография, грамматика – в занимательных рифмовках
Чтобы быстро читать и грамотно писать
Наверное, нет учителя, не знающего стихотворений О. Высотской «Веселая грамматика» С. Михалкова «Сашина каша» Граубина
« Ленительный падеж» С. Маршака «Знаки препинания». Список этих стихов noмогающих учить детей родному языку, можно продолжить.
По-настоящему осознаешь необходимость работы со стихами,начав обучать в школе детей младшего возраста. Малыши на редкость отзывчивы к произведениям стихотворного жанра, особенно к его малых формам: потешкам, поговоркам. скороговоркам, загадкам и песенкам. Хорошо, если они читают эти произведения с первых уроков обучения грамотe. Возможно, это удивит некоторых учителей, как же с первых уроков обучения грамоте можно читать поэтические тексты, если строгая последовательность изучения букв алфавита, заданная «Букварем», не позволяет на первых порах включать неадаптированные тексты для чтения? Ведь обычно первоклассники долго cндят на «голодном пайке» и читают предложения, ничего, кроме скуки не вызывающие: « У Ларыкисти и краски», «У Веры папа повар», «Папа Тимы работает на заводе».И эта обреченность детей на безэмouиональное, неинтересное для них чтение, обусловленное нашей методической беспомощностью, оборачивается в конечном счете нежеланием читать самостоятельно, нелюбовьюк книге, к урокам родноrо языка .
Что же дает возможность уже с первых уроков обучения грамоте читать неадаптированные, в том числе и стихотворные тексты?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Орфография, грамматика – в занимательных рифмовках»
ОРФОГРАФИЯ, ГРАММАТИКА – В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ РИФМОВКАХ.
Чтобы быстро читать и грамотно писать
Наверное, нет учителя, не знающего стихотворений О. Высотской «Веселая грамматика» С. Михалкова «Сашина каша» Граубина
« Ленительный падеж» С. Маршака «Знаки препинания». Список этих стихов noмогающих учить детей родному языку, можно продолжить.
По-настоящему осознаешь необходимость работы со стихами,начав обучать в школе детей младшего возраста. Малыши на редкость отзывчивы к произведениям стихотворного жанра, особенно к его малых формам: потешкам, поговоркам. скороговоркам, загадкам и песенкам. Хорошо, если они читают эти произведения с первых уроков обучения грамотe. Возможно, это удивит некоторых учителей, как же с первых уроков обучения грамоте можно читать поэтические тексты, если строгая последовательность изучения букв алфавита, заданная «Букварем», не позволяет на первых порах включать неадаптированные тексты для чтения? Ведь обычно первоклассники долго cндят на «голодном пайке» и читают предложения, ничего, кроме скуки не вызывающие: « У Лары кисти и краски», «У Веры папа повар», «Папа Тимы работает на заводе».И эта обреченность детей на безэмouиональное, неинтересное для них чтение, обусловленное нашей методической беспомощностью, оборачивается в конечном счете нежеланием читать самостоятельно, нелюбовьюк книге, к урокам родноrо языка .
Что же дает возможность уже с первых уроков обучения грамоте читать неадаптированные , в том числе и стихотворные тексты?
Первые стихотворные тексты нужно читать с доски хором. Вернее читает-то на первых порах учитель, адети глазами следят за его чтением. Каждый первоклашка в меру своей noдготовленнности к школе, находит при этом знакомые буквы ,сначала робко, а затем все смелее «читает» вместе сучителем . Обычно всем ученикам процесс коллективного чтения нравится, урок проходит живо, при хорошей активности и бодром настроении.
Например, после знакомства с первой согласной буквой Н , звуковой и слоговой работы «читаем» хором с доски стихи А. Шибаева
«Н» надела поясок.
« И» надела поясок.
Буква «Н» надела рoвно
Буква «И» наискосок
Малыши с удовольствием следят за чтением ,ищут знакомые буквы, называют их.
Стихи о буквах, скороrоворки и чистоговорки, записанные на доске не только повышают настроение детей на уроке, не только объединяют и организoвывают их своим ритмом, но при определенных условиях могут явиться прямым и действенным средством опережающего изучения букв алфавита.
Вот мы читаем хором рифмовки, я выделяю знакомые для многих детей буквы, привлекая тем самым внимание учеников к незнакомым буквам. Затем обвожу, незнакомые буквы цветными мелками и пишу их на доске крупным шрифтом. Называем буквы хором, дети непроизвольно их запоминают.
Аналогичную работу можно nровести с небольшими текстами для речевой гимнастики:
Кричал Архиn, Архип охрип
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Читаем хором, громко и шепотом, отрабатываем артикуляцию, запо- минаем знакомые и незнaкомые буквы, анализируем смысловое значение скороговорки.
Я стараюсь подбирать небольшие стишки нa каждый урок .И постепенно ощутила необходимость в специальных рифмованных текстах, имеющих определенный дидактический смысл.Ведь как легко при помощи стихов запоминаются буквы.
А как запомнить, что такое гласные,сorласные звуки? Нельзя ли придумать специальные рифмованные «запоминалки»?
И дети вместе со мной читали:
Э,Ы,У, А, О, И-
Звуки гласные мои
Их нетрудно перечесть
И запомнитьзвуков 6.
Многолетний опыт работы с младшими школьниками показал ,что начинать орфографическую подготовку следует как можно раньше, а именно в момент обостренного внимания детей к слову, когда оно впервые пишется и читается маленьким учеником. В традиционной системе обучения грамоте, особенно на начальном этапе, орфоrрафические трудности обычно методикой не рассматриваются. Конфликт между произношением написанием слова, существующий в реальной жизни языка, не раскрывается учителем, и дети в период особого внимания к слову лишаются возможности развивать орфографическую зоркость. Она, как правило, приглушается и только потом, по прошествии букварного периода, подвергается восстановлению. Однако для многих детей это восстановление происходит очень болезненно.
Я использую в своей работе методику П.С. Тоцкого, которая основана
на орфографическом проговаривании текстов, максимально насыщенных орфограммами, особенно на ранних этапах обучения русскому языку. Именно в момент самостоятельнoro чтения и письма первых слов, прежде чем осмыслить слово, ребенку необходимо несколько раз произнести его по частям, проанализировать каждый звук, вглядеться в каждую букву.
Стaновление и развитие орфографической зоркости может проходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребенка данного возраста средствами. Для нас таким главным средством стали рифмованные упражнения.
И все же почему рифмовки? Не лучше ли на первых порах обучения грамоте давать детям для чтения слова и предложения, не связанные со стихотворной формой? Конечно, обучая орфографии, да и чтению по «Букварю», вполне можно обойтись без стихов.
Практика позволяет сделать вывод, что работа с этими, казалось бы, простыми упражнениями имеет ряд преимуществ .
Прежде всего это ритм, на котором построены данные упражнения. Значения ритма в любом роде деятельности людей давно всеми признано.
Часто при декламации рифмовок мне приходuлось наблюдать за первоклассниками, сопровождающими чтение непроизвольным ритмическим движением головы, рук, плеч, легким отстукивaнием пяткой или носком ноги. Детям хотелось хлопнуть в ладоши, даже подnрыгнуть после окончания чтения. Все эти движення, естественные и разрешенные учителем, нисколько не мешали в обучении ,а прекрасно помогали и подтверждали одно из мудрых изречений о том, что движение ума ребенка начинается только тогда, когда есть движение его тела, его руки .
Чувство ритма прекрасно объединяет класс в коллективном труде. Самые смелые дети имеют возможность проявить инициативу в чтении. а слабые робкие постепенно включаются в работу ,привлеченные ее общим ритмом.
Но самое главное, ритм непроизвольно и довольно значительно интенсифицирует процесс обучения.Хорошо известно как непросто заставить первоклассника читать, не отвлекаясь, первые слова и предложения. Два три слова прочтет ученик- и нужны отдых, разрядка, потом еще два-три слова, и так за урок едва набирается 20-40 слов. Рифмовка своим волшебным ритмом как бы заколдовывает детей и заставляет без отдыха читать сразу 14-16 слов:
Лара, Лиnа, Лида, Лена,
Гера, Гоша. Галя, Гена
Соня, Саня и Семен,
Ася, Аня Антон
На уроках прочитывается 4-5 раз больше, чем при традиционной системе обучения. А после чтения рифмованных текстов, у детей как правило, не только не замечается усталости, а,напротив, возникают уудовлетворение, подъем и желание работать дальше.
Таковы преимущества работы с ритмическими стихотворными текстами.
Значение работы учителя над рифмой стихотворных упражнений тесно связано с главной задачей первоначальноrо чтения и письма -развитием фoнематическоrо слуха первоклассников. Становление чувства рифмы как раз и возможно только на основе прочных фонематических представлений младших школьников, постоянного активного состояния ученика и такой работы на уроке, которая строится на желании детей не только слушать, но и создавать свои.
. рифмы.
Рифма привлекает детей забавной игрой слов и созвучиями их формы. Мы стремились как можно чаше работать с заданиями по нахождению рифмы в простейших упражнениях. Например, читаем хором с доски запись
ПОЛЯ ТИМА ПАША ТОМА
ПЕТЯ ТОЛЯ ПАНЯ ,,,,,,,,ВАНЯ ТАНЯ !
наперебой кричат дети. Коллективно из двух предложенных вариантов выбираем один.Дети порываются снова перечитать полученную рифмовку. Заодно повторяем правописание большой буквы в именах людей .
Рассматриваем картннку с большим забавным поросенком, читаем доски текст с пропусками слов, "сочиняя свои стихи:
Как у свинки-хрюшки
маленькие (ушки)
нежный розовый бочок,
круглый, гладкий (пятачок).
Ты придумай кличку ей.
И скажи ее Скорей!-
заканчивают дети.
Учитель постепенно и незаметно переключает первоклассников на орфографическую задачу: надо не только придумать для хрюшки кличку, но объяснить правило, по которому эта кличка должна быть написана. Текст с заданиями на подбор рифмы не теряет своей привлекательности даже после решения орфографических задач. Дети еще раз читают стишок, вслушиваются в рифмованные окончания, удивляясь и радуясь точным созвучиям.
При такой организации работы совершенствование фонематического слуха у младших школьников становится средством удовлетворения растущего интереса к языку, способом развития языкового чутья.
В зависимости от роли , которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на несколько групп. Это рифмовки запоминалки, рифмовки тренажеры, рифмовки контролеры, орфографические пятиминутки.