Просмотр содержимого документа
«"Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса"»
Олимпиадные задания по русскому языку
5 русский класс
1.Укажите номера «лишних» слов. Образец записи: А1 Б1
А. 1) шинель, 2) академия, 3) гантели, 4) библиотека
Б. 1) мороз, 2) хоровод, 3) варежка, 4) просьба
В. 1) кое-что, 2) что-то, 3) нечто, 4) ничто
Г. 1) да здравствует, 2) нравственный, 3) сочувствие, 4) безмолвствовать
2.Из двух слов, данных в скобках, выберите подходящее по смыслу. Образец записи: 1б 2а
1. Он поражал (а) жёсткостью, б) жестокостью) черных волос, местами до времени поседевших. 2. Я вспомнил выражение его лица, когда на него находили минуты (а) жёсткости, б) жестокости). 3. (а) костный, б) костяной) панцирь черепахи очень прочен. 4. Мы увидели красивый (а) костный, б) костяной) нож. 5. Эти (а) цветные, б) цветовые) особенности драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. 6. (а) цветные, б) цветовые) лампочки тускло поблескивали в полумраке. 7. На первое подали (а) черепаший, б) черепаховый) суп. 8. (а) черепаший, б) черепаховый) панцирь обладает особой прочностью. 9. Это был почти (а) царский, б) царственный) подарок. 10. Она шла мимо своей (а) царской, б) царственной) походкой.
г) ледяной - ледовый; г) прямой – уклончивый (ответ);
д) сгоряча – специально. д) сильный – глупый.
4. Выпишите предложения, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении.
1) Он человек с головой. 2) Он распустил язык и произвел плохое впечатление на спутников. 3) Ему удалось подобрать ключ к шифру. 4) В его рассуждениях была железная логика. 5) Им предстоял крутой подъем. 6) Шелковая рубашка приятно касалась тела. 7) Часы идут с опережением. 8) Он у нас всему делу голова. 9) Стол у него был незатейливый: любил мясо, каши. 10) Железная руда добывается с трудом.
5. Среди приведенных ниже сочетаний слов выпишите только словосочетания.
1) солнечный день, 2) леса и парки, 3) ребята трудятся, 4) подъехать к станции, 5) после уроков, 6) любимое занятие, 7) были заняты, 8) открывая дверь, 9) выбирать профессию, 10) правильно и аккуратно, 11) урок окончен, 12) стакан молока, 13) более важный, 14) доволен результатами, 15) заняты делом, 16) альбом или тетрадь, 17) книга интересна, 18) ради жизни, 19) слово в слово, 20) упорно учиться.
6. Выпишите пары слов, в которых наблюдается чередование звуков в корне.
7. Запишите под буквой А - номера существительных женского рода, под буквой Б - номера существительных мужского рода, под буквой В - номера существительных среднего рода.