Олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса
Олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса
Данные олимпиадные задания можно рекомендовать в качестве подготовки к олимпиаде по русскому языку на школьном уровне.Задания проверены экспертами ,одобрены и прошли апробацию на районном уровне
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса »
1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2014/2015 учебный год
( 7 класс)
Дорогой друг! Желаем успеха!
Ответы к заданиям впишите или подчеркните.
1. Расставьте ударение в словах:
Ворожея.торги, дозвонишься, древко, гравировать, облегчить, форзац, танцовщица, кремень, тигровый, диспансер. - 11 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
№2Что объединяет все эти фразеологизмы? Объясните их значения. Придумайте с ними предложения. В какой ситуации вы их употребляете в своей жизни? Заваривать кашу, расхлёбывать кашу, кашу маслом не испортишь, с (кем-то) каши не сваришь, мало каши ел, каша в голове, (сапоги) каши просят. 7 баллов
№3. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нем содержится?
Вдруг лебедей метнулась пара.
Не знаю, чья была вина,
Закат замлел над дымкой пара,
Аллея как поток вина.
Брюсов. -3 балла
№4.Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Я.Козловский. -4 балла
№5.Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите свое решение лингвистически: зеленеть, зеленеют, зелень, зеленый; б) кекс, парикмахерская, брудершафт.- 3 балла
№6.Какое слово в каждом ряду состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
№8.Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс — АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет? -3 балла
№9.Прочитайте текст и выполните задание. - 4 балла
(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (З)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.
(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь я требует крови...».
(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее — завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14)А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель...
(16)Да. непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя. которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё. что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, все остальное — неважно.
(21 )Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.(По Д. Шеварову)
Задание: Какой(-ис) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 7—17?
Все эти фразеологизмы объединяет одно и то же слово «каша». Оцениваем предложения с их использованием. Учитываем, когда дети употребляют эти выражения. Заваривать кашу – затеять хлопотливое дело; расхлёбывать кашу – распутать трудное дело; кашу маслом не испортишь – клади, всё лучше будет; с (кем-то) каши не сваришь – не договоришься, не сделаешь дела; мало каши ел – молод, неопытен, недостаточно силён; каша в голове – нечто беспорядочное, путаница; (сапоги) каши просят – износились до дыр.
. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нем содержится? (5 простых предложений).
Вдруг лебедей метнулась пара.
Не знаю, чья была вина.
Закат замлел над дымкой пара,
Аллея как поток вина.
В. Брюсов.
4.Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.
Слова умеют (6 ЗВУКОВ)плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце (5 ЗВУКОВ), кровью (6 ЗВУКОВ) обливаться,
И равнодушно холодом дышать (5 ЗВУКОВ).
Я. Козловский
5. . Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите свое решение лингвистически:
а) зеленеть (тоже можно считать лишним, т.к. неизменяемое слово), зеленеют (лишнее, т.к. это форма слова зеленеть), зелень, зеленый (остальные слова изменяемые); б) кекс, парикмахерская (другой тип склонения), брудершафт.
6.
1)раз-гад-к-а;
2)вы-руб-к-а;
3)вы-ход-н-ой
7.
2)пристроить
8. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет? ( Есть однокоренные слова: врата, пахать; а в словах секретариат, секретарский –арь входит в состав корня).