Олимпиада по русскому языку 9 класс Фамилия, имя, класс ________________________________________________ 1. Составь меню обеда при условии, что в названиях блюд все согласные звукиТВЁРДЫЕ. Нужные названия блюд выпиши. салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, рагу, булочка, компот, блины _________________________________________________________________ 2. Подчеркни слова, в которых третий слог УДАРНЫЙ: каталог, сливовый, нефтепровод, алфавит, позвонит, балованный, договор, закупорить 3. Составь слово из частей других слов. Возьми в слове «газовый» корень, в слове «проспал» приставку, в слове «отводит» корень, в слове «прочитал» окончание. Используй также соединительную гласную О. Какое СЛОЖНОЕ СЛОВО получилось? Запиши. __________ 4. Для каждого устаревшего слова выбери и подчеркни ОДНО правильное современное название или значение: Чело – лоб, пчела, чѐлка. Выя – вой, шея, ветер. Ланиты – губы, уши, щѐки. Тать – отец, вор, друг. Зело – очень, мало, тихо. Камзол – полудрагоценный камень, мужская одежда, сердитый человек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку 9 класс»
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей п.г.т. Новобурейский»
Составила учитель русского языка и чтения: Т.А. Машанова, учитель высшей категории.
Олимпиада по русскому языку 9 класс Фамилия, имя, класс ________________________________________________ 1. Составь меню обеда при условии, что в названиях блюд все согласные звукиТВЁРДЫЕ. Нужные названия блюд выпиши. салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, рагу, булочка, компот, блины _________________________________________________________________ 2. Подчеркни слова, в которых третий слог УДАРНЫЙ: каталог, сливовый, нефтепровод, алфавит, позвонит, балованный, договор, закупорить 3. Составь слово из частей других слов. Возьми в слове «газовый» корень, в слове «проспал» приставку, в слове «отводит» корень, в слове «прочитал» окончание. Используй также соединительную гласную О. Какое СЛОЖНОЕ СЛОВО получилось? Запиши. __________ 4. Для каждого устаревшего слова выбери и подчеркни ОДНО правильное современное название или значение: Чело – лоб, пчела, чѐлка. Выя – вой, шея, ветер. Ланиты – губы, уши, щѐки. Тать – отец, вор, друг. Зело – очень, мало, тихо. Камзол – полудрагоценный камень, мужская одежда, сердитый человек. 5. Понимаешь ли ты значение слов, пришедших в русскую речь из других языков? 1) Выбери значение слова АКТУАЛЬНЫЙ («актуальная задача»): 1. Не очень важная задача, решение которой можно отложить. 2. Трудная, неразрешимая. 3. Важная, значимая для настоящего момента. 2) Выбери значение слова АВАНГАРД («идти в авангарде»): 1. Идти в конце колонны. 2. Часть войск впереди главных сил. 3. Рискованное, сомнительное дело. 3) Выбери значение словаЭНТУЗИАЗМ(«работать с энтузиазмом»): 1. Сильное увлечение, душевный подъѐм. 2. Работа кое-как, спустя рукава. 3. Что-то начальное, основа чего-то. 6. Подчеркни в ряду существительных те слова, которые НЕВОЗМОЖНОИЗМЕНИТЬ – нельзя поставить в форму множественного числа. Цыплѐнок, пони, мука, перчатка, сирота, сахар, пианино, портфель, радио, фильм. 7. Запиши как можно больше прилагательных, которые начинаются на букву Л (до10 слов). __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
8. Подчеркни в каждом предложении подлежащие и сказуемые. Над ними напиши, какими частями речи они выражены. 1) В жизни доброе всегда притягивает, а злое отталкивает. 2) Над решением этой задачи я размышлял неделю. 3) Мне сегодня исполнилось 25 лет. 4) Не стоять на месте! 9. В этом тексте спрятались 9 птиц. Первая уже подчеркнута. Подчеркни еще 8прямо в тексте. Ох, уж эти звонки! Недавно поставил мой дядя телефон. И забыл обо всем. Уж очень он любит поговорить. И теперь у него в стакане стынет чай, каша пригорает на плите. Главное – телефонный разговор. Он аккуратно звонит мне по утрам, даже забывает, что его ждут в университете. Ревниво следит за стрелкой часов – не слишком ли быстро бежит она. И вообще голос его так и звучит у меня в ушах. Может быть, это для него игра, чтобы посмеяться надо мной. Сегодня я мыл пол. Зазвонил телефон. Я кинулся к нему, споткнулся о ведро, здорово расшибся. Конечно, я разозлился, упав. Линейка, тетрадь и карандаши оказались в луже. Вот беда! И не стал я снимать по утрам трубку: от дядиных звонков берегусь. 10. В предложениях допущены речевые ошибки. Исправь их и запиши предложенияв исправленном виде. 1) Я зашел к учительнице, а их не было дома. __________________________________________________________________ 2) Мальчишки без пальто выскочил на мороз. __________________________________________________________________ 3) Я с отцом ездили на рыбалку. __________________________________________________________________ 4) На ихнем огороде много сорняков. __________________________________________________________________
Ответы. Русский язык. 9 класс 1. 4 балла. Салат, уха, рагу, компот. 2. 4 балла. Каталог, алфавит, позвонит, договор. 3. 5 баллов. Газопровод. 4. 6 баллов. Лоб, шея, щѐки, вор, очень, мужская одежда. 5. 3 балла. 1) 3. 2) 2. 3) 1. 6. 5 баллов. Пони, мука, сахар, пианино, радио. 7. 10 баллов. Левый, ленивый, ласковый, любимый, любезный, лишний, людный, лукавый, ладный, лютый, лекарственный, лечебный, лобовой, лоскутный, лабораторный, литровый, лесной, лисий, липкий, лучший, луковый и др. 8. 4 балла. 1) подлежащие «доброе», «злое» (прил.), сказуемые «притягивает», «отталкивает» (глаголы); 2) подлежащее «я» (мест.), сказуемые «размышлял» (глагол); 3) подлежащее «25 лет» (число и сущ.), сказуемое «исполнилось» (глагол); 4) сказуемое «не стоять» (глагол / неопр.форма глагола). 9. 8 баллов. Ох, уж эти звонки! Недавно поставил мой дядя телефон. И забыл обо всем. Уж очень он любит поговорить. И теперь у него в стакане стынет чай, каша пригорает на плите. Главное – телефонный разговор. Он аккуратно звонит мне по утрам, даже забывает, что его ждут в университете. Ревниво следит за стрелкой часов – не слишком ли быстро бежит она. И вообще голос его так и звучит у меня в ушах. Может быть, это для него игра, чтобы посмеяться надо мной. Сегодня я мыл пол. Зазвонил телефон. Я кинулся к нему, споткнулся о ведро, здорово расшибся. Конечно я разозлился, упав. Линейка, тетрадь и карандаши оказались в луже. Вот беда! И не стал я снимать по утрам трубку: от дядиных звонков берегусь. (дятел, чайка, ворон / ворона, тетерев, щегол, грач, дрозд, павлин, гусь) 10. 4 балла. 1) Я зашел к учительнице, а еѐ не было дома. 2) Мальчишки без пальто выскочили на мороз. 3) Я с отцом ездил на рыбалку. / Мы с отцом ездили на рыбалку. 4) На их огороде много сорняков.