kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научный проект по теме Мастер художественного слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект посвящен исследованию жизни и творчества писателя-земляка  Ивана Шухова. Посетив музей писателя, исследуя биографию, изучив его произведения, учащиеся откроют для себя удивительно талантливого человека, который оставил огромное духовное наследие для будущих поколений. Проект дает возможность не только получить углубленные знания о жизни и творчестве писателя, но и развивать свои творческие способности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научный проект по теме Мастер художественного слова»

Северо-Казахстанская область

Жамбылский район

КГУ «Жамбылская общеобразовательная школа»







Тема «Мастер художественногослова»





Авторы научной работы

Ученица 8 класса

ТемирбайТахмина



Руководитель

Жакина Татигуль Берликовна







Содержание

I.Введение

II.Основная часть

1.Жизненный и творческий путь писателя

2.О романе «Горькая линия»

3.Переводческая деятельность Шухова

4.Награды и премии Шухова

5. Дом-музей И.П.Шухова в селе Пресновка Жамбылского района СКО

6.Высказывания о писателе и еготворчестве

III.Заключение

IV.Список использованной литературы



























Аннотация

Проект посвящен исследованию жизни и творчества писателя-земляка  Ивана Шухова. Посетив музей писателя, исследуя биографию, изучив его произведения, учащиеся откроют для себя удивительно талантливого человека, который оставил огромное духовное наследие для будущих поколений. Проект дает возможность не только получить углубленные знания о жизни и творчестве писателя, но и развивать свои творческие способности.



Введение

В 2017-2018 учебном году нам посчастливилось посетить музей Ивана Петровича Шухова в селе Пресновка.Этопосещениевызвало в нас неподдельный интерес к творчеству писателя, поэтому мы с готовностью принялись за данную творческую работу.


Актуальность темы

На удивительной земле Жамбылского района Северо-Казахстанской области родились известные своим творчеством далеко за пределами страны писатели-земляки Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Иван Шухов, Сафуан Шаймерденов. Именно любовь к родному краю, к ее людям была главным источником силы и вдохновения для творчества знаменитых земляков.

Цель:расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве Ивана Петровича Шухова.

Задачи:изучить биографию писателя, найтипроизведения, посвященные родному краю.

Гипотеза

Нужно ли знать имена знаменитых писателей-земляков?

Мы считаем, что современному поколению нужны знания о своем родном крае, о людях, которые жили и созидали на этой земле, о культурном наследии своего края, об обычаях прошлого.

Реализация гипотезы.

Литературное краеведение позволяет учащимся увидеть связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, явления, взаимоотношения,факты, которые послужили материалом для творчества.









Жизненный и творческий путь писателя

Иван Петрович Шухов родился 6 августа 1906 года в станице Пресновской, что расположена на Горькой Линии, Петропавловского уезда Акмолинской губернии (ныне Пресновский район Северо-Казахстанской области) в семье гуртоправа Петра Семеновича и Ульяны Ивановны Шуховых. С 1914 г. по 1917 г. И. Шухов учится в Пресновской начальной школе I отдела Сибирского казачьего войска. С 1918 г. по 1924 г. Шухов учится в Петропавловском педагогическом техникуме. В это время публикуются первые стихотворения в газете «Юный степняк». С 1925 г. по 1927 г. Шухов – студент Омского рабфака. В «Журнале крестьянской молодежи», «Крестьянском журнале» (Москва) печатаются его первые рассказы («За Альховской», «Ломь», «Перекрестки дорог»). В 1927 году молодой Шухов поступает в Высший литературно-художественный институт им. В.Я. Брюсова, который не закончил, поскольку в этом же году этот институт был закрыт. Участвует в московском журнале «Студенческая молодежь».

С 1928 года сотрудничает в газете «Рабочий путь» (Омск), работает в газетах «Красная Башкирия» (Уфа) и «Волжская коммуна» (Самара). Приезжает в Новосибирск, где в газете «Советская Сибирь» публикует свои стихи и очерки. Этот год отмечен встречей и началом дружбы с Павлом Васильевым. В 1928-1929 гг. И.Шухов работает разъездным корреспондентом «Уральской областной крестьянской газеты» (Свердловск), сотрудничает с П.П.Бажовым. В этих годах в журнале «Рост» публикуется «Песня о джуте, красной звезде и большом джигите». В 1930 году Шухов переезжает в Москву, работает в редакции «Сельскохозяйственный рабочий». В 1931 году в московском издательстве «Федерация» выходит его первый роман «Горькая линия». В 1932 году в журнале «Земля советская» печатаются новеллы: «Выбор прицела», «Последняя песня Котур-Тага», «Черный круг». В этом же году в Москве выходит роман «Ненависть». В 1933 году в библиотеке «Огонька» (Москва, № 29) выходит сборник новелл «На казахстанском ветру». В журнале «Рост» (№ 21) напечатали главы из романа «Поединок» («Родина»).В журнале «Молодая гвардия» выходит пьеса «Последний поединок». В этом же году Шухов встречается с А.М. Горьким. В 1934 году Шухов становится членом СП СССР. В 1935 году журнал «Октябрь» публикует роман «Родина». 1936 год отмечен выходом на экраны кинофильм «Вражьи тропы» (по роману «Ненависть»). В этот же год роман «Родина» публикуется в Алма-Ате. В письме, адресованном Есениной А.А., Иван Петрович писал: «Работаю нервно, нервно. Виною этому, безусловно, проклятый 36-й год, причинивший мне столько катастроф и потрясений…». В 36-м году умирает сын Сережа, жена Белла уезжает жить в Москву, поскольку не может вынести сельской жизни (все это сопровождается постоянными ссорами с ней, за которыми последовал развод) и умирает Горький. Девятого мая 37 года в «Комсомольской правде» выходит статья, подписанная инициалами «В.В.», «Личная жизнь писателя Шухова». Статья, написанная «в духе компромата 1937 года – развязно, в устрашающе грозном, разоблачительном тоне, … обвиняла Шухова в «распутной жизни» и во множестве грехов». В этот же день она обсуждалась на заседании правления Союза писателей и была признана «правильной». Это была первая опала Шухова. В 1938 году в альманахе «Литературный Казахстан» была опубликована пьеса «Беглый огонь» (по мотивам романа «Ненависть»). В 1940 году публикуются «Поэмы о взращенном зерне» и роман «Действующая армия». С 1941 по 1943 гг. - Шухов – редактор пресновской районной газеты «Ударник». В это время он совершает поездки к воинам-землякам на Северо-Западный фронт. В газете «Ударник» публикуются его письма с фронта – «Дыхание Родины», «Боевые подруги», статьи: «Боевые будни», «Казаки – люди русские». В 1944 году Шухов совершает вторую поездку на фронт. В 1945 году работает над переводом романа С. Муканова «Ботагоз». В 1946 году журнал «Сибирские огни» публикует главы из романа «Метель». В 1948 году газета «Казахстанская правда» помещает рассказы И.П. Шухова «Жаркая жатва», «Запечатленный труд». В это время Шухов работает над переводом рассказа М.Ауэзова «Охотник с орлом», книги М.Габдуллина «Мои фронтовые друзья» и очерка Г.Мустафина «Джезказган». В 1949 году выходит всвет переработанный и дополненный роман «Горькая линия» (2 редакция). В 1950 году публикуется книга очерков «Облик дня». В 1952 в Казлитиздате (Алма-Ата) выходит книга И.П.Шухова «Избранное» с предисловием С.Муканова. В 1955 году журнал «Октябрь» публикует очерк «На целинных землях». В 1957 году в Москве выходит сборник очерков «Золотое дно» и переработанный роман «Ненависть». В 1958 году в Алма-Ате издается книга «Степные будни». В 1959 г. Шухов в составе группы советских писателей выезжает в США. Шухов – депутат Верховного Совета КазССР. В 1961 году выходит книга «Дни и ночи Америки». В 1963 в свет выходит «Избранное» в 4-х томах. В этом же году Шухов становится главным редактором литературно-художественного и общественно-политического журнала Союза писателей Казахстана «Простор». В 1970 году «Простор» печатает повесть «Колокол» (из автобиографического цикла «Пресновские страницы»). В 1972 г. в «Просторе» публикуется повесть «Трава в чистом поле». В 1975 г. выходит книга «Пресновские страницы». В 1977 г. Шухову присуждают Государственную премию КазССР имени Абая за книгу «Пресновские страницы». 30 апреля 1977 г. Иван Петрович Шухов скончался: он умер через три года после изгнания из «Простора». Поводом для второй опалы стал знаменитый ныне «роман Фредерика Форсайта «День шакала». Первый номер журнала велели конфисковать. Но Шухов упрямо выпустил и второй номер… На нем печатанье Форсайта закончилось …, и участь Шухова была решена». Важно отметить, что благодаря Шухову со страниц «Простора» впервые вышли к читателю классические ныне стихи А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, неизвестные в то время произведения А.Платонова и Б.Пастернака. «Простор» вернул из забвения П.Васильева и А.Сорокина.


О романе «Горькая линия»

В первых публикациях в периодической печати проявился интерес Шухова к судьбе переселенцев. Впечатления детства и юности, а также жизненный опыт, накопленный во время журналистских поездок, вылились в два первых романа «Горькая линия» и «Ненависть», опубликованных в 1931 году.Родная Шухову станица Пресновская была одним из звеньев цепи казачьих поселений от Урала до Иртыша далее до устья Каменных гор (Усть-Каменогорска).Предки его поселились вместе с другими русскими переселенцами на целинных казахстанских землях в начале XVIII века, образовав станицу, ставшую звеном в этой казачьей линии, названной казаками «горькой линией». Это были очень своеобразные поселения, где с одной стороны, казаки несли обязанность стоять на страже колонизаторской политики верхушки царской России, с другой стороны, крестьянствовать, показывать пример оседлости, землепашества, русских нравов. Русские казаки «Горькой линии» два столетия жили в тесном окружении казахов-степняков, много передали им, но немало позаимствовали от них. Шухов показал читателю, что население «Горькой линии» - это этнически, социально, имущественно-экономически, правово-юридически неоднородное общество: тут и великодержавно-шовинистическая верхушка казачества – вернейшие слуги царя, капитала и церкви, и среднее казачество, не чуждое хлебопашеству и скотоводству, и пришлые купцы, и прасолы, и переселенцы, впавшие в нужду и превратившиеся в бездольных батраков.И все это, хоть и русское, но тысячами верст отдаленное от коренной России, в окружении кочевников –казахов, людей другой нации, веры, языка. Шухов в «Горькой линии» показал казачью станицу со всеми ее плюсами и минусами, а также жизнь аульной казахской бедноты, испытывающий двойной гнет, раскрыл истинную сущность и роль баев, общность их интересов с интересами зажиточного казачества.

Важным эпизодом в разрешении конфликта между русскими и казахами, бедными и богатыми является сцена собрания пастухов в юрте старого Чиграя. Настоящими друзьями казахов-пастухов стали Федор Бушуев и Салкын, которых кочевники приютили у себя в ауле, помогли им избежать расправы со стороны властей. Вскоре пристанище джатаков стало связующим звеном между русскими переселенцами, бедными казахами и бедняками станицы. Как заметил станичный атаман Муганцев в рапорте полковнику Скуратову, «часть казачества вместо благотворного влияния на полудиких инородцев заразилась привычками кочевников и путем дружбы устанавливает тесные связи со степными обитателями». «Горькая линия» - произведение о трагедии и мужестве поднимавшихся на борьбу за новую жизнь сибирских казаков, о дружбе русских бедняков и казахских джатаков, общности их исторической судьбы, произведение, проникнутое суровой правдой и революционной романтикой. Несомненно, что реалистическое изображение казахстанского казачества является в большей степени истиной, нежели романтические легенды.

Переводческая деятельность Шухова

Наряду с литературной и журналистской деятельностью, Шухов занимался переводами М.Ауэзова, С.Муканова, Г.Мусрепова, Г. Мустафина, А.Абишева. В частности, в 1945 году И.Шухов работает над переводом романа С.Муканова «Ботагоз». В 1948 году Шухов работает над переводом рассказа М.Ауэзова «Охотник с орлом», книги М.Габдуллина «Мои фронтовые друзья» и очерка Г.Мустафина «Джезказган». Иван Петрович Шухов много трудился для развития литературы, публицистки, культуры края. Его произведения оставили заметный след в истории русской литературы Казахстана. Также его произведения были переведены на другие языки мира. Подтверждением этому являются экспонаты музея им.И.П.Шухова в с. Пресновка.

Награды и премии Шухова

В1977 году И.П.Шухову присуждают Государственную премию КазССР имениАбая за книгу «Пресновские страницы». Награжден орденом Дружбы народов, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многими медалями.









Дом-музей И.П.Шухова в селе Пресновка

Жамбылского района СКО

С особым волнением мы вошли в дом, где жил Иван Петрович Шухов. Внешне дом казался небольшим, но внутри было довольно просторно. Вот перед нами веранда, комната, где писатель отдыхал и обдумывал свои новые сюжеты, прихожая, гостиная с накрытым чайным столом, с фотографиями и картинами, с пианино и трюмо, кабинет с рабочим столом писателя, на котором – печатная машинка, чернильный прибор, пепельница, телефон, этажерка с книгами. Складывалось такое ощущение, что Иван Петрович только что положил очки на отпечатанный текст своего произведения, повесил пиджак на спинку стула и ненадолго вышел.

Веранда Гостиная с накрытым чайным

столом

Трюмо и пианино в гостиной

Печатная машинка писателя Этажерка с книгами




Высказывания о писателе и его творчестве

«Удивительно талантливый писатель наш Иван Петрович. Колоритный язык, неповторимые красочные мазки и любовь к человеку, к его труду, к родной природе. Я с удовольствием читаю его целинные очерки, с нетерпением жду появления в газетах новых. Надо обладать истинно народным дарованием, чтобы так писать. Понимаете: я не только слышу запах степной полыни, я вижу приишимскую степь, улыбаюсь, как близкому знакомому, русому парню – комбайнеру, ощущаю на своих ладонях тепло и вес обмолоченного им зерна».

К.Сатпаев

«Он был на гребне литературной волны, среди сильных, могучих пловцов. Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Федор Парфенов… и он – Иван Шухов».

                                                                                                          Д. Снегин

«Вы написали очень хорошую книгу, это - неоспоримо. Читая «Горькую линию», получаешь впечатление, что автор – человек даровитый, к делу своему относится вполне серьезно, будучи казаком, находит в себе достаточно смелости и свободы для того, чтоб изображать казаков с беспощадной и правдивой суровостью, вполне заслуженной ими».



Заключение

Наш проект поможет пропагандировать творчество писателя Шухова и повысит интерес наших одноклассников к его писательской и краеведческой деятельности.

Работая над проектом, мы дали четкий ответ на вопрос, поставленный в названии темы нашей работы. Изучать творчество писателей– земляков нужно, поскольку оно способствует расширению кругозора, помогает и стать соучастниками рождения настоящей прозы, воспитывает чувства молодых читателей.




































Список использованной литературы


1.Шухов И. Время открытий. - Алма-Ата,1980

2.Иван Шухов. Современники и земляки о жизни и творчестве писателя. -Москва,2006

3.Қызылжар елі - Жемчужина севера.Ред.Б.Аяган.-Алматы,2007 стр.162-163

4.Биография Шухова. http://shuhovkalib2.blogspot.fi/2016/04/blog-post_97.html

5.Жизненный и творческий путь Ивана Шухова

http://pomnipro.ru/memorypage38313/biography


6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Шухов._ Иван Петрович




                                                                                    



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научный проект по теме Мастер художественного слова

Автор: Жакина Татигуль Берликовна

Дата: 04.01.2019

Номер свидетельства: 493705

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Научно - практическая  работа по  технологии на тему: "История  ковроткачества и его  современное  использование""
    ["seo_title"] => string(107) "nauchnopraktichieskaiarabotapotiekhnologhiinatiemuistoriiakovrotkachiestvaiieghosovriemiennoieispolzovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "260089"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448893659"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: "Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства". "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskaia-razrabotka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-soviershienstvovaniie-mietodik-priepodavaniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "239925"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444906431"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubliu-otchiznu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421498345"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Путешествие 1.  Откуда пошла земля русская        Тема 1. МЫ – МОСКВИЧИ. МОСКВА-ГЛАВНЫЙ ГОРОД РОССИИ. "
    ["seo_title"] => string(97) "putieshiestviie-1-otkuda-poshla-ziemlia-russkaia-tiema-1-my-moskvichi-moskva-glavnyi-gorod-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "110458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406042649"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Выступление по теме "Приёмы работы с текстом по определённой проблематике" "
    ["seo_title"] => string(83) "vystuplieniie-po-tiemie-priiomy-raboty-s-tiekstom-po-opriedielionnoi-probliematikie"
    ["file_id"] => string(6) "186378"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426337664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства