Научно - практическая работа по технологии на тему: "История ковроткачества и его современное использование"
Научно - практическая работа по технологии на тему: "История ковроткачества и его современное использование"
Алматинская область
Алакольский район
ГУ «Сахзаводская средняя школа с дошкольным миницентром»
Автор:Филиппи Ольга.
ученица 10класса
Тема: История ковроткачества
и его современное использование
Введение
Искусство вышивания имеет многовековую историю.
О существовании вышивки в эпоху Древнего Казахстана говорят находки археологов. Вышивкой украшали предметы быта, одежду знатных людей. Женщины всех народов издавна были искуссными вышивальщицами. Они умело превращали ткани в подлинные произведения искусства.
Сохранившиеся до наших дней драгоценные вышивки покаряют красотой мотивов и безупречностью техники исполнения узоров. Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в ХIV-XVII в.в. техника вышивания приобрело еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Вышивание было распространено среди женщин знатных имен. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно, с XVIIIв. Оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек простого сословия.
В настоящее время значительной силой воспитательного воздействия является декоративно- прикладное искусство как одно из духовно- творческого воспитания детей. На занятиях школьники знакомятся с казахскими, национальными, декоративными вышивками. Предметы народного быта, искусства, которые дети видят, раскрывают перед ними богатство культуры, помогают усвоить обычай, передаваемые из поколения в поколение, учат понимать и любить прекрасное. Учащиеся, занимаясь вышиванием, получают бесценный духовный капитал.Данная работа является одной из попыток проникнуть в сущность вышитогоорнамента, показать великую мощь этого эстетического феномена.
В данной работе рассматривается способ картинной вышивки- ковроткачеством.
Объект исследования:
Состояние современной ручной вышивки способом ковровый шов.
Предмет исследования: Изучение и развитие способностей заключается в гармоничном развитии творчества, пробуждении фантазии, активизации
3
наблюдательности, внимания ивоображения, развитии чувства формы,глазомера и цветоощущение.
Основная цель данного иследования: «Развитие творческих способностей через выполнение элементов дизайна ковроткачеством».
Задачи заключаются в следующем:
-изучить и обобщить литературу о казахском национальном виде вышивки-ковроткачество,
-показать и научно доказать связь истории с современностью на примере своей работы в современных условиях,
-попытаться вышить национальный ковер, используя старинный способ по описаниям мастеров,
-способствовать пропоганде, возрождению и сохранению традиций декоративно-прикладного искусства в Казахстане.
Итогом нашего исследования явилась попытка реконструкции национального ковра с использованием старинного орнамента, а также привлечение внимания молодежи к проблеме сохранения традиций декоративно-прикладного искусства в Казахстане. Полученные результаты уже сегодня имеют практическое применение: реконструированный ковер используется как наглядное пособие на уроках истории Казахстана, казахского языка, технологии и дизайн
Рекомендации по выполнению
Этот вид рукоделия позволяет создавать чудесные предметы интерьера, делающие Ваш дом уютнее и индивидуальнее. Весёлый коврик, сделанный вручную, не оставит равнодушным никого! А мой мастер-класс научит Вас этому только на первый взгляд сложному творчеству!На фотографии Вы видите мой коврик ручной работы.
Последовательность изготовления изделия.
1.Состовляем композицию изделия.
2.Выполняем эскиз.
3.Переводим орнамент на ткань.
4.Ткань закрепляем на рамке с помощью кнопок.
5.Подбираем цвет ниток. Используем следующие цвета ниток: белый и коричневый.
6.Вдеваем нитку в рабочую иглу, используя обычную швейную иглу.
7.Пряжа должна свободно двигаться внутри рабочей иглы.
20
8.Вышиваем контур рисунка.Стежки выполняются рядами плотно прилегающими друг к другу вертикальных или косых стежков по подложенной нитке. Вышивается на рогожке, холсте или любой светлой однотонной плотной ткани.
Гамма цветов используемая при изготовлении ковра говорит о важности и избранности применяемого цвета, связанного, с символическим значением благожелательного оберега,отождествляемого с жизнью, плодородием. Доминирующий белый считается сакральным (божественным), символ истины, радости, счастья; коричневый-знак благосостояния и естественности. Применение не очень многочисленных тонов дает изумительные по своей красочности сочетания, подчеркивает его эстетическую силу,правдивость изображения, величие человеческого мастерства.
Работа над проектом дала возможность познакомиться с интересной литературой, где художники-дизайнеры применяют различные старинные орнаменты в своей работе. Эта работа была очень увлекательна и познавательна как для меня,так и для руководителя. В процессе работы мы сталкивались с различными трудностями, но сообща находили верные пути решения. Наши изделия будут использоваться как наглядные пособия в процессе обучения на уроках истории Казахстана, казахского языка, дизайна и технологии. Вбудущем мы планируем не ограничиваться данным проектом, а продолжить изучение декоративно-прикладного искусства нашего народа. Художественное творчество-это мощное средство формирования ребенка, его сознания, характера, ценностных установок. И наши предки хорошо это знали. Необходимо возродить творческие мастерские декоративных ремесел.
21
Выводы
Использование элементов дизайна ковроткачеством способствуют позитивным изменениям в личности каждого человека: развивается эстетический вкус, чувство красоты, цветоощущения, глазомер, пространственное воображение.
К тому же работа способом картиной вышивки - ковроткачеством дает возможность постоянно совершенствовать свой уровень, развивать творческие способности, проявлять инициативу и самостоятельность, развивать продуктивное мышление и навыки практического применения, что позволяет повышать уровень умений вышивания иглой по натянутой ткани. Занятия декоративно-прикладным искусством-ковроткачеством позволяют более активно использовать красоту природы в эстетическом воспитании. А воспитание средствами искусства - один из основных принципов педагогики. Искусство не стареет, искусство не умирает, искусство как уровень постоянно обрастает новыми листьями, цветет и плодоносит. Традиции казахского народного искусства всегда живут.
И панно умеют говорить.
Если в руки мастера попали
Могут вам улыбку подарить,
Могут вам напомнить о печали,
О любви к любимой рассказать,
Слать привет в космические дали,
Могут все они без слов сказать,
Если в руки мастера попали.
Л.Ширяева
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно - практическая работа по технологии на тему: "История ковроткачества и его современное использование"»
Алматинская область
Алакольский район
ГУ «Сахзаводская средняя школа с дошкольным миницентром»
Автор:Филиппи Ольга.
ученица 10класса
Тема: История ковроткачества
и его современное использование
Направление работы: «Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты».
Секция: Этнокультуроведения (Технология)
Научный руководитель:Доцент,зав. кафедрой профессионального обучения Рахимбеков Айтпай Жапарович
Руководитель: Омарова Ергайша Сайдохметовна
Начало работы: сентябрь 2014 год
г. Талдыкорган 2014г.
Отзыв
На исследовательскую работу ученицы 10 класса Сахзаводской средней школы с дошкольным миницентром Филиппи Ольги «История ковроткачества и его современное использование».
Казахское ковроткачество имеет свою многовековую историю развития. Ковер-удивительный феномен культуры и искусства человечества-был ценим всегда. В данной работе рассматривается способ ковровой вышивки.Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать их по крупицам - наше культурное достояние. (Из послания Президента РК-лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия-2050»). Поэтому работа моей ученицы считаю актуальна.
За два года исследовательской работы Филиппи Ольга ознакомилась с видами орнамента в которых проявляется своеобразный мир казахов, его отображение на изделиях и различные способы их вышивки. Исследовательскую работу следует продолжить, детально изучая приемы вышивания и эстетического оформления готового изделия.
Данная работа может учавствовать в выставках и служить наглядным пособием по украшению интерьера жилища казахов.
Руководитель Омарова Е.С.
Аннотация
Бүгінгі күні Қазақстандағы жаңа экономикалық жағдай біздін алдымызға жаңа мақсатпен міндеттер қойып отыр. Зерттеу жұмысының негізгі мақсаты: Кілем тоқу әрленімінің (дизайн) элементтерін орындау арқылы шығармашылық қабілеттерін дамыту.
Зерттелу тақырыбының негізгі бағыттары- кілем тоқу өнерінің негізі және даму тарихымен танысу.
Міндеттері:
Әсемдік қолөнердің қажетті біліктілігін үйрету, іскерлікке дағдыландыру, білімін іске асыра білуге үйрету.
Әр түрлі материалдардан ою тігу жұмысының әдістерін үйрену.
Әр түрлі жұмыс жасауда біліктілік дағдысын қалыптастыру.
Түсті ажырату, сезу, өзіндік ойлау қабілеттерін нығайту. Шығармашылықпен айналысу қолөнердің басқа да түрлері сияқты, терең ойлауға мүмкіндік береді-бұл бізді ойлануға, ой-қиялымызды дамытуға, өзіндік ізденіп, шешім қабылдауға тәрбелейді.
Аннотация.
Сложивашиеся на сегодняшний день в Казахстане новые экономические условия ставят перед нами новые цели и задачи.
Основная цель данного исследования «История ковроткачество и его современное использование».
Основное направление исследуемой темы: в знакомстве с основами ковроткачества историей развития данного искусства.
Задачи заключаются в следующем:
Получить необходимые знания и умения и навыки в декоротивно-прикладном искусстве.
Научиться приемам выполнения работ вышивки из различных материалов.
Приобрести навыки умения для выполнения различных работ. Развить чувство цвета, пространственное воображение.
Занятия творчеством дают возможность развивать пространственное воображение и неординарное мышление, как, впрочем и все другие виды подделок- это воспитывает в нас способность искать, думать, фантазировать принимать самостоятельные решения.
Annotation
Neweconomicalconditions formed nowadays in Kazakhstan put new tasks and aims before us.
The main aim of this research is developing of creative abilities of pupils through the fulfillingtheclements of carpet weaving’s design.
The main direction of the researching theme is the acquaintance with the basis of carpet weaving,the history of the development of this kind of art.
The tasks consist in the following:
To get necessary abilities and skills in the decorative applied art.
To study the methods of fulfilling the embroidery from the different materials.
To develop skills and abilities for doing different works,to develop the sense of colour,space imagination.
To learn the methods of fulfilling the embroidery from different materials.
Being busy with creation gives the opportunity to develop space imagination and notordinary thinking so as other kinds of works.
It brings up the abilities of searching,thinking and doing the work by themselves
Содержание
Введение_________________________________3-4
І Глава. Истоки происхождения казахского
национального ковроткачество________________ 5-9
1.1Казахские ковры ________________ 9-14
1.2Коллекция ковров________________ 14-19
ll Глава. Рекомендации по выполнению_______20-21
2.1Выводы________________ 22
Введение
Искусство вышивания имеет многовековую историю.
О существовании вышивки в эпоху Древнего Казахстана говорят находки археологов. Вышивкой украшали предметы быта, одежду знатных людей. Женщины всех народов издавна были искуссными вышивальщицами. Они умело превращали ткани в подлинные произведения искусства.
Сохранившиеся до наших дней драгоценные вышивки покаряют красотой мотивов и безупречностью техники исполнения узоров. Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в ХIV-XVII в.в. техника вышивания приобрело еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Вышивание было распространено среди женщин знатных имен. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно, с XVIIIв. Оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек простого сословия.
В настоящее время значительной силой воспитательного воздействия является декоративно- прикладное искусство как одно из духовно- творческого воспитания детей. На занятиях школьники знакомятся с казахскими, национальными, декоративными вышивками. Предметы народного быта, искусства, которые дети видят, раскрывают перед ними богатство культуры, помогают усвоить обычай, передаваемые из поколения в поколение, учат понимать и любить прекрасное. Учащиеся, занимаясь вышиванием, получают бесценный духовный капитал.Данная работа является одной из попыток проникнуть в сущность вышитогоорнамента, показать великую мощь этого эстетического феномена.
В данной работе рассматривается способ картинной вышивки- ковроткачеством.
Объект исследования:
Состояние современной ручной вышивки способом ковровый шов.
Предмет исследования: Изучение и развитие способностей заключается в гармоничном развитии творчества, пробуждении фантазии, активизации
3
наблюдательности, внимания ивоображения, развитии чувства формы,глазомера и цветоощущение.
Основная цель данного иследования: «Развитие творческих способностей через выполнение элементов дизайна ковроткачеством».
Задачи заключаются в следующем:
-изучить и обобщить литературу о казахском национальном виде вышивки-ковроткачество,
-показать и научно доказать связь истории с современностью на примере своей работы в современных условиях,
-попытаться вышить национальный ковер, используя старинный способ по описаниям мастеров,
-способствовать пропоганде, возрождению и сохранению традиций декоративно-прикладного искусства в Казахстане.
Итогом нашего исследования явилась попытка реконструкции национального ковра с использованием старинного орнамента, а также привлечение внимания молодежи к проблеме сохранения традиций декоративно-прикладного искусства в Казахстане. Полученные результаты уже сегодня имеют практическое применение: реконструированный ковер используется как наглядное пособие на уроках истории Казахстана, казахского языка, технологии и дизайна.
4
І Истоки происхождения казахского национального ковроткачества
Ковроткачество одно из древнейших видов народно-прикладного искусства в Центральной Азии. Богатый и самобытный орнамент ковров, игра красок, мастерство, с которым выполнялись изделия, сделали этот вид искусства известным с незапамятных времен. Любой восточный город ассоциируется с пестрыми и сказочными коврами. Так и казахский дом трудно представить себе без красивых, ярких ковров. Они создают определенный уют, красоту, тепло в доме и охраняют его от злых духов. Ковры бывают коротковорсные (типа палас) и длинноворсные. Ткут их в основном из шерстяных, хлопчатобумажных и шелковых нитей.
Одним из самых древних видов ковровых изделий является кошма, изделие из войлока. Такой кошмой покрывают пол и внешнюю часть юрты (кочевого дома). Кошма бывает преимущественно белого, серого и темно-коричневого цветов.
Современные казахские ковры славятся стилизованными растительными орнаментами и магическими символами. Но особое внимание нужно уделить коврам, вытканным из шелковой нити. Работа над такими коврами требует особого профессионализма и навыков. Один квадратный метр такого ковра состоит из тысячи узелков и работа над ним может длиться долгими месяцами. При этом высота ворсы не превышает 2 мм. Краски на шелковом ковре с годами не тускнеют.
Ремесленники Казахстана сегодня не только развивают этот вид искусства, но воссоздают старые приемы обработки, окраски и ткачества.
Восточные ковры можно сравнить с хорошим вином - чем старше ковер, тем ценнее он для обладателя.
Ковры – это тот предмет промышленного производства, сущность которого принципиально зависит от того, каким образом он был сделан. В XX веке для изготовления ковров стали широко применяться машины, но ручная работа по прежнему остается в цене. Даже более того, приобретает особую
5
ценность. Когда не было машин, то не могло существовать никакого преимущества в ручной работе. Машины были созданы для того, чтобы ускорить и удешевить производственный процесс, ударить по "отсталому" ручному труду. Однако, как это часто бывает, эффект получился обратный: ковры хэндмэйд стали цениться еще выше.
Пожалуй, машинное производство даже повысило спрос на ковры ручного плетения. Изделия машинной вязки распространились среди покупателей нижних и средних слоев (которые и так едва смогли бы купить настоящий ковер ручной работы), зато на фоне серийной продукции старый добрый хэндмэйд приобрел еще более зримую уникальность и духовную составляющую. Производительность ручного труда весьма ограничена, так что проблема перепроизводства не грозит этому древнему ремеслу. Оно сохраняет достаточно покупателей. Мануфактуры и кустари (кочевники и крестьяне) работают не покладая рук.
Помимо всего прочего (или даже прежде всего!) ковер является предметом декоративно-прикладного искусства. В этой области машина никогда не превзойдет умелые человеческие руки. Конечно, даже мастер высшей квалификации едва ли успевает связать более 7 тысяч узелков за день, так что на один ковер у него уходит, в среднем, около года. Но игра стоит свеч – как для самого мастера, так и для покупателя. Для покупателя – даже при том, что за такое изделие ему приходится выложить, например, 20 тысяч долларов (характерная цена одного квадратного метра персидских шелковых ковров составляет около $2000, шерстяных – $200–$700).
В чем же заключается ценность ковра ручной работы? Почему – при том же качестве пряжи – он может стоить в десять раз больше своего собрата, сотканного машиной? Просто потому, что он несет тепло человеческих рук. Если же говорить об этом более детально – потому, что узелки, связанные руками, уникальной формы и отличаются друг от друга. И принципиально не существует двух одинаковых ковров ручной работы. Каждый уникален, даже 6
если эскиз рисунка использовался один и тот же (кстати, некоторые мастера могут ткать орнаменты по памяти, наизусть). Напротив, машина тиражирует как узелки, так и ковры абсолютно идентичными друг другу. Именно за счет узелков немного неровной, неправильной формы ковры ручной работы и приобретают очарование, которое едва ли можно адекватно передать словами.
Однако, вернемся на землю и вспомним, что далеко не у каждого из нас есть хотя бы даже пять или десять тысяч на ковер. Поэтому большинству приходится довольствоваться изделиями машинного производства. Ведь мы не шейхи, и в этом нет никакой беды. Машинные ковры тоже дивно как хороши, и чистошерстяной ковер за полторы тысячи долларов тоже является весьма достойным предметом для дома. А синтетический – просто достойным. Конечно, со временем он едва ли станет музейной ценностью, хотя, впрочем, кто знает, что будет лет через двести или пятьсот? Разумеется, машинный ковер принципиально не может быть уникальным, только если это не единственный экземпляр, выполненный по персональному заказу, индивидуальному дизайну. Однако в пользу машинных ковров (помимо ценовой доступности) играет еще и вот какой фактор. Они обладают весьма высокой плотностью – от 300 тысяч до 1 миллиона узелков на квадратный метр (чистошерстяные изделия). То есть по этому важному параметру они не только ничуть не уступают коврам ручного производства, но и превосходят многие их них. Что ж, к машинным коврам нужно относиться вполне доброжелательно. Ведь мы же приобретаем мебель, книги и даже одежду серийного производства. Друзья, не смущайтесь, покупайте машинные ковры!
Но и в машинном производстве есть различные градации. Существуют его три основных типа: тканый, тафтинговый (от английского tuft – растить пучками) и иглопробивной. Это различные способы закрепления пряжи на основе. Иглопробивное и тафтиноговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые, в том числе еще и потому, что в них используется преимущественно синтетическое волокно. 7
Процесс изготовления тканых ковров значительно более медленный и сложный. Собственно, он-то единственный и имитирует традиционную ручную работу. Поэтому тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. К тому же в них используется преимущественно натуральная пряжа. Этот фактор еще более дистанцирует друг от друга описанные семейства машинных ковров.
Большое значение имеет также и способ окраски ковров. Наилучший из них – окрашивание волокна в своей массе во время его производства. В этом случае волокно претерпевает глубокую пропитку красителями. После чего цвет ворса уже не изменяется при эксплуатации изделия и его чистке, не выгорает на солнце.
Но есть и другие способы. Например, ворс (или даже готовый ковер целиком!) погружают в большие емкости. Дело нехитрое. Но и окраска получается более поверхностной, менее стойкой. Еще дешевле обходится цветная печать на ковре. Но этот метод и вовсе не имеет ничего общего с традиционным производством высокого уровня. Конечно, штамповать изображение намного проще, чем соткать узор из волокон нескольких десятков или даже сотен цветов. Но и художественная ценность штампов невелика. И не только художественная, но и утилитарная. Со временем напечатанный рисунок начнет стираться и блекнуть. Чтобы определить, каким образом был получен узор (или другое изображение) на ковре, раздвиньте ворс пальцами и осмотрите основания волокон. Если они другого цвета – подобно тому, как это бывает у человека через некоторое время после покраски волос – значит, рисунок был нанесен уже после изготовления ковра.
Имеет значение и тип самих красителей. О, сколько, оказывается, нужно знать, чтобы сделать удачную покупку! Лучшие красители – натуральные – растительного или минерального происхождения. Как правило, продавцы ковров, окрашенных природными красителями, не стесняются об этом рассказывать, подчеркивая тем самым бесспорное достоинство своего товара.
8
В качестве более дешевой замены используются синтетические краски.
И, наконец, несколько слов о специальных методах обработки ковров. Поинтересуйтесь, обработан ли понравившийся вам ковер антистатической и грязеотталкивающей пропиткой. Благодаря такой защите он будет более практичен в эксплуатации и дольше сохранит свои первоначальные свойства.
1.1. Казахские ковры Наряду со скотоводством, низкотоварным земледелием, основанным на примитивных способах обработки земли и орудиях труда, рыболовством, в какой-то степени и охотой, в хозяйстве казахов прошлого важное значение придавалось народным промыслам, связанным с обработкой шерсти, кожи, плетением, ткачеством, инкрустацией костью, резьбой по дереву, ювелирным искусством. «Эта особенная степная культура — писал Гумилев, имела древние традиции и глубокие корни, но известна нам в значительно меньшей степени, чем культура оседлых стран. Причина, конечно, не в том, что тюрки и другие кочевые племена были менее одарены, чем их соседи, а в том, что остатки их материальной культуры — войлок, кожа, дерево и меха — сохраняются хуже». Шкуры и кожа являлись древнейшими материалами для изготовления одежды, на что обращали внимание еще и античные авторы. У казахов свежеснятую шкуру обычно просушивают в развернутом виде, затем смазывают ащыайраном — перебродившим кислым молоком, смешанным с мукой, свертывают мездрой внутрь на 2—3 дня, после чего промывают и кладут в соленую воду. Продержав в таком состоянии некоторое время, шкуру высушивают вновь и соскабливают мездру ножом. Разминают кожу вручную, подвергают дублению и окраске натуральными красителями. Цвет выделанных кож был желтым, темно-малиновым, оранжевым, бордовым, в зависимости от свойств применяемых в качестве красителя корней растений.
В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока — их древнее достояние,
9
связанное с подвижным скотоводством. Войлоком покрывали юрту, застилали ее пол, утепляли стены. Из него делали абдрекап — чехлы для сундуков, аяк-кап — настенные сумы для посуды, кебенек — войлочные плащи, кал-пак — войлочные шляпы, бай-пак — войлочные чулки, жабу — попоны, терлик, токым — подстилки, тебенга — потники боковые для седла и другие изделия. Наиболее традиционными для казахскогокошмоваляния изделиями являются: кииз — войлок гладкий, по обыкновению из белой или серой шерсти, шел на покрытие юрты, хозяйственные нужды; текемет — кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катался ногами и предплечиямирук;сырмак, сырдамал — полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока; сырдак — полотнище постилочное, вышитое по войлоку разноцветными шерстяными нитями; тускииз — ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов. При этом фоном для первого рисунка служат остатки от второго, или наоборот. Некоторые виды одежды, головных уборов, как сказано выше, казахи шили также из войлока, на изготовление которого преимущественно шла белая шерсть. Для этого шерсть тщательно очищали и взбивали палочками — сабау, специально нарезанными для этой цели из тамариска, таволги или других степных кустарников, затем из нее валяли тонкий войлок.
Для придания ему идеальной белизны мокрую шерсть посыпали мелом. Для казахского прикладного искусства характерен и такой сложный вид промысла, как плетение циновок из чия — степного тростника.
Для этого сначала каждую тростинку в отдельности обвивают по заданному рисунку разноцветными волокнами непряденой шерсти. 10
Затем, сплетая их вместе, получают великолепный ковровый рисунок. Плетенными таким способом полотнищами — шым ши (жезши — на юге Казахстана) обкладывались решетчатые стены юрты — кереге, а также внутренняя сторона дверной завесы. Ковроткачество в Казахстане также имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества на ормеке — горизонтальных станках изделий типа алашы, баскуров — ковровых полос, тангыша, бау — ковровых лент, шекпена — домотканого сукна из верблюжьей шерсти передавались из поколения в поколение. В казахских коврах как безворсовые, так и ворсовых присутствует довольно несложная кайма — кирган, коршау (дословно — бордюры), с разделительными полосами — су (дословно — вода), обрамляющими центральное поле ковра — кёл (кол, дословно — озеро), где обычно один и тот же геометрического или растительного типа рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков, которые принято называть «розеткой», повторяется строгим порядком несколько раз.Розетки центрального поля ковров в отдельных регионах Казахстана называются по-разному: кумбез (купол), тобе (окружность) — в присырдарьинских степях, табак (блюдце), жулдыз (звезда) — на юге Казахстана, тур (узор) — в Сары-Арке, ою (орнамент) — в Семиречье и т. д. Безворсовое ковроткачество, имевшее в прошлом большое распространение в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни насельников степей. Наибольшим спросом у них всегда пользовались сшитые из отдельных полос ковры — алаша, ковры паласного типа алтыауылклем, арабы, адайклем и др.
Практика развития безворсового ковроткачества в этих регионах продолжается в принципе по сей день.
Ворсовые же ковры, требующие много времени, труда, притом не одной женщины, ткали и ткут в основном на юге Казахстана, в Семиречье. Возможно, это обусловлено оседлым и полуоседлым образом жизни в прошлом значительной части населения этих мест. 11
Немаловажную роль в развитии этого вида ремесла сыграли, очевидно, имевшие место в прошлом прямые контакты с районами развитого ковроделия, в частности, с Ираном, Восточным Туркестаном. На такую возможность указывает наличие у казахов, как и у туркмен, ворсового ковра калыклем, название которого происходит от персидского «галы» — ковер. А нарицательное «клем», означающее по-казахски ковер, по-видимому, также заимствовано у персов, которые именуют так паласные изделия. Калыклем в прошлом был наиболее распространенным типом среди ворсовых ковров казахов. Композиция его традиционно составлялась из размещенных строгими рядами одинаковых розеток и сложной многополосной каймы. Он был главным предметом в приданом невесты, дарообмене среди населения, служил знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслуживавшим всеобщее уважение, использовался в качестве приза на наиболее значительных конных скачках — байге. Преподнесением калыклема нередко искупали вину за причиненное зло, обиду. Позднее калыклемом стали называться различные с многополосной каймой ворсовые ковры высокого качества. Но само название ковра постепенно вышло из употребления, уступив место нарицательному «клем». Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения.
Но в то же время в ворсовом ковре гулькумбезди («цветочный») граница между центральным полем, состоящим из трех-четырех крупных розеток, известных в искусствоведческой литературе под названием кумбез (купол), жулдыз (звезда), и каймой выглядит нередко весьма условной. В коврах паласного типа тыкырклем, таз клем орнаментальные рисунки могут
располагаться произвольно и в секциях, разделенных полосами, заполненными зигзагами. А в композициях таких паласных ковров, как арабы, адайклем, алтыауылклем, напротив, рисунки центрального поля отличаются отточенностью и строгостью. 12
В дореволюционном Казахстане, как известно, не было района, пользовавшегося репутацией ковропроизводящего центра, работавшего на рынок, если не считать район города Туркестана, где, по словам старожилов, кустари безуспешно пытались наладить артельное ковроткачество. Отсутствие товарного коврового производства было обусловлено низким уровнем товарно-денежных отношений в казахских степях, где ковры выносились на продажу исключительно при нужде и крайней необходимости. Это обстоятельство не позволяет нам выделить какого-либо исторического центра этого ремесла. Но все же мы можем попытаться классифицировать тканые ковры, прежде всего, по местам производства их первоначальных образцов, например, джетысу — семиреченский, торгайтури — тургайский; родоплеменной принадлежности: коныратклем — коныратовский, адайклем — адаевский, керейулги - кереевский, наймам нуска — наймановский; рисункам центрального поля: шугыла (луч), гулькумбезди — цветочный, торкозклем — секционный и т. д. Такая классификация правомерна еще и потому, что поражающая взор декоративная орнаментация ковров достигалась за счет соблюдения его давно сформулированного рисунка.
Казахские мастерицы, как известно, подчиняя своему замыслу тот или иной рисунок, всегда подчеркнуто следовали сложившимся на протяжении веков композиционным приемам, стараясь использовать вариации исходного элемента — узора. Кроме собственно безворсовых и ворсовых ковров, к ковровым изделиям можно отнести также так называемые акбаскуры — тканые полосы с ворсовыми рисунками на гладком белом фоне, декорирующие стык цилиндрической части юрты — кереге с куполом. Они располагаются фризом внутри юрты под войлоком по всему ее периметру, от
восьми до пятнадцати метров длиной и от тридцати до сорока сантиметров шириной в зависимости от ее размера. Узоры, включенные в раппортнуюсистему по всей длине акбаскура, представляют собой законченную 13
композицию. А сходные по функции, но безворсовые, с одним и тем же по центру рисунком кошкараты (дословно — узор, именуемый бараном), тканые полосы, называются просто баскурами. В прошлом в обиходе были и так называемые бизкесте, туе кесте, туе клем - ковры настенные, вышитые тамбуром по бархату, замше, тонкому сукну. Их некоторые современные исследователи путают почему-то с нарицательным тускиизом — настенным войлочным полотнищем. Композиции таких ковров состоят из широкой каймы, обрамленной полосами, при этом центральное поле, нижняя половина зеркала квадрата оставляются не вышитыми, ибо туе кесте, туе клем были функционально коврами прикроватными, нижняя часть которых всегда прикрывалась постельными принадлежностями. Уникальные образцы таких полотнищ хранятся в Центральном госмузее Казахстана, музее архитектурного комплекса мавзолея-мечети Ахмеда Ясави в г. Туркестане, Государственном музее искусств. В композиции этих ковров присутствуют мотивы древа жизни, листьев, бутонов.
1.2 Коллекция ковров
Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Ковер и кошма нужны прежде всего для устройства переносного жилища казахов - юрты. Массовое распространение в казахском ауле имели войлочные ковры, украшенные орнаментальными мотивами. Распространенной техникой, имеющей многовековую традицию, являлась аппликация, состоявшая в нашивании на войлочную основу орнамента, вырезанного из тонкого войлока, сукна или хлопчатобумажной ткани. Продолжало широко бытовать мастерство вышивки, нередко ковры, особенно настенные, отделывались мехом, полудрагоценными камнями, металлическими бляшками и др.
14
ТУКТИ КЛЕМ - ворсовый ковер. Шерсть. Кзыл-Ординская область. 50-е гг.
СЫРМАК - постилочный ковер. Войлок. Инкрустация. Северный Казахстан
Из войлока казахи делали постилочные и настенные ковры: текеметы, сырмаки, тускиизы. Текемет При всей простоте рисунка и сравнительной бедности красок, узорчатые кошмы все-таки производят своеобразное и несомненно красивое впечатление размахом своего рисунка, его декоративной простотой и блеклой мягкостью тонов, особенно одчеркнутой в кошмах, набранных шерстью с натуральной окраской. Техника изготовления текеметов восходит ко временам кипчаков. Кипчакские традиции в ковроделии сохранились не только у казахов, но и у народов Северного Кавказа: кумыков, карачайцев, черкесов, ногайцев. Другой вид войлочного ковра— сырмак— сшивается из выкроенных узорных фигур обычно белого и черного войлока. Разновидностью сырмака является войлочный ковер, который называется битпес. Само название битпес— неосуществимый, несотворимый, недостижимый — передает сложный характер орнамента. Сырмаки и текеметы—это постилочные войлочные ковры. Настенный войлочный ковер называется тускииз. Тускиизами называются также вышитые ковры. Их делали из плиса, бархата, шелка и других тканей. Вышитыми были у казахов не только ковры, но и 15 асмалдыки—коврики для украшения верблюда, атжамчи— чепраки и попоны для седел, чехлы для сундуков, покрывала, пологи, занавески, наволочки, полотенца. На этих изделиях вышивались сердцевидные фигуры и растительные узоры. Все ковровые изделия производятся на вертикальных и горизонтальных станках простой формы — ормек. Из старинных ковровых изделий казахов известны безворсовые ковры алаша. Полосы шириной 30—40 см ткут на узконавойных станках, украшая тканым узором или вертикальными полосами белого, голубого, желтого и коричневого цветов. Затем их сшивают в полотно размером четыре на два метра. Казахи высоко ценили ворсовые ковры. Они считались самыми дорогими и ценными в приданом. В настоящее время в отдельных регионах Казахстана, главным образом на юге реcпублики, поддерживается производство безворсовых и ворсовых ковров, наряду с другими традиционными народными ремеслами.
Ручное ковроткачество
Ковроткачество ручное — один из самых распространенных казахского народногодекоративно- прикладного искусства Ковровая ткань, как и всякая другая, строится на переплетении нитей основы, расположенных в продольном направлении, с нитями утка, идущими в поперечномнаправлении. В безворсовых коврах структура ткани образуется путем плотного застила основыцветныминитямиутка. Двусторонние ковры (с обеих сторон ковры имеют одинаковую поверхность и читаемость рисунка) вырабатываются полотняным переплетением — перекрещиванием нитей основы и утка в шахматном порядке. Для образования полотняного переплетения нити основы делятся на четные и нечетные и при помощи рук или ремиза поочередно выводятся вперед, образуя зев для прокладки утка.
16
Уточные нити для образования плотной однородной ткани прибиваются колотушкой или батаном.
Количество нитей основы и утка, приходящееся на единицу площади, называется плотностью ковровой ткани безворсового ковра. При этом нити основы считаются по парам, а уточные — по количеству прокидок. В безворсовых коврах счетной техники узор выполняется по счету нитей на память или по техническому рисунку — рисунку ковра в цвете, переведенному на клетчатую канвовую- бумагу. Одна клетка канвовой бумаги условно соответствует площади ковра, образованной парой нитей основы и определенным количеством прокидок утка, нужных для образования квадрата ткани. Соединение разноцветных нитей узорообразующего утка на границах цветовых плоскостей рисунка производится следующими способами: 1. «На прямую нить». Разноцветные уточные нити, дойдя до границы цветовых участков, обвивают две соседние основы и, не сцепляясь между собой, изменяют свое направление в противоположную сторону, образуя просветы в ткани ковра. Просветы (или зазоры) дают очертания орнаментальных участков по вертикали. В случае, когда граница цветовых участков проходит по наклонной линии, нить одного утка с каждой последующей прокидкой огибает на одну пару основы больше, а нить другого цвета — меньше. Зазоры практически отсутствуют, образуя плотную ткань без просвета. 2.. «Со сцеплением утков». Две разноцветные уточные нити на границах цветочных участков сцепляются между собой, образуя ткань без просветов. 3. «На общую нить». Две разноцветные нити утка на вертикальной границе цветовых участков огибают поочередно одну и ту же пить основы, образуя плотную ткань без просветов. Соединение утков «на прямую нить» применяется при ткачестве ковров с геометрическим орнаментом — паласов, которые вырабатываются на вертикальных и горизонтальных станках. При ткачестве мелких форм узора набор четных и нечетных нитей основы для
17
прокидки утка одного цвета производится руками и называется «ручным перебором». Паласы со сложной узорной разработкой выполняются ручным перебором. Соединением «на общую нить» вырабатываются курские ковры и некоторые виды ковров с геометрическим рисунком, узор которых строится уступами от 1 см и более в зависимости от рисунка. Этот прием дает возможность тонко моделировать и объемно разрабатывать цветочные мотивы. Уступчатый силуэт предполагает единую трактовку узора, вносит своеобразную условность в его решение. Гобелены изготовляются на основе сочетания всех способов соединения цветных утков. Гобеленовская техника располагает широкими изобразительными средствами: возможностями мягкого, плавного перехода одной цветовой плоскости в другую, выполнения мелких элементов композиции любой конфигурации и тонкой моделировки объема формы. Узор воспроизводится ручным перебором по шаблону, представляющему картон или жат, с нанесенным контурным рисунком в натуральную величину. Гобелены — высокохудожественные монументальные произведения искусства, в основном с изобразительным характером рисунка, используются в качестве настенных покрытий. В ворсовых коврах ручной выработки нить шерстяной пряжи завязывается на паре нитей основы плотным узлом, концы которого, выходя на лицевую сторону, образуют ворсовую поверхность. Ткачество ковра заключается в навязывании узлов ручным способом при помощи ножа-крючка по всей ширине ковра и закреплении каждого горизонтального ряда прокидками утка способом полотняного переплетения. При выполнении ворсовых ковров применяются два вида ворсовых узлов — двойные и полуторные. И те и другие очень прочные и дают равномерный густой застил поверхности ковра. Полуторный узел применяется при высоких плотностях и в коврах с комбинированной вязкой узлов, при которой па мелких формах рисунка узел вяжется на одной паре нитей
18
основы, а при заполнении фона и крупных форм ковра — на двух парах,
Стрижка ворса производится или после каждого ряда ножницами, или по окончании всего ковра механизированным способом одно временно всей площади. Стрижкой достигается ровная ворсовая поверхность и заданная высота ворса — одинаковая длина выступающих концов узла с лицевой стороны над каркасом ковра (в ворсовых коврах она колеблется от 4 до 9 мм). Узор ворсовых ковров выполняется по техническому рисунку, в котором каждая клетка соответствует одному узлу, завязанному на одной паре нитей основы. Плотностью ворсового ковра считается количество узлов, приходящихся на единицу площади. Плотность ковров бывает от 57,6 до 211,6 тыс. узлов на 1 м2. Для традиционных ворсовых ковров характерны геометрический или растительный плоскостной орнамент. Художественные достоинства изделий определяются отточенностью орнаментальных разработок и степенью узорности силуэта изобразительных мотивов и фона. Для большей читаемости рисунка и цветовой игры вводится контур в один или два узла. Возможность использования узорных разработок орнамента, графичность и ажурность рисунка возрастают с повышением плотности. Разновидность ворсовых ковров — высоковорсовые и махровые, Они имеют плотность от 22,5 до -48,4 тыс. узлов на 1 м2. Высота ворса — 10—12 мм у высоковорсовых и 12—55 мм у махровых ковров. Нарезанные концы ворсовой нити завязываются узлом вручную. Длина ворса не выравнивается стрижкой. Узор строится на больших одноцветных плоскостях, плавно переходящих одна в другую. Ковры выполняются с геометрическим или растительным узором на горизонтальных и вертикальных станках. Художественную ценность ковров во многом определяет цветовое решение, поэтому огромную роль в создании коврового изделия играет крашение шерстяной пряжи и колорирование — подбор цветов.
19
ІІ Рекомендации по выполнению
Этот вид рукоделия позволяет создавать чудесные предметы интерьера, делающие Ваш дом уютнее и индивидуальнее. Весёлый коврик, сделанный вручную, не оставит равнодушным никого! А мой мастер-класс научит Вас этому только на первый взгляд сложному творчеству!На фотографии Вы видите мой коврик ручной работы.
Последовательность изготовления изделия.
1.Состовляем композицию изделия.
2.Выполняем эскиз.
3.Переводим орнамент на ткань.
4.Ткань закрепляем на рамке с помощью кнопок.
5.Подбираем цвет ниток. Используем следующие цвета ниток: белый и коричневый.
6.Вдеваем нитку в рабочую иглу, используя обычную швейную иглу.
7.Пряжа должна свободно двигаться внутри рабочей иглы.
20
8.Вышиваем контур рисунка.Стежки выполняются рядами плотно прилегающими друг к другу вертикальных или косых стежков по подложенной нитке. Вышивается на рогожке, холсте или любой светлой однотонной плотной ткани.
Гамма цветов используемая при изготовлении ковра говорит о важности и избранности применяемого цвета, связанного, с символическим значением благожелательного оберега,отождествляемого с жизнью, плодородием. Доминирующий белый считается сакральным (божественным), символ истины, радости, счастья; коричневый-знак благосостояния и естественности. Применение не очень многочисленных тонов дает изумительные по своей красочности сочетания, подчеркивает его эстетическую силу,правдивость изображения, величие человеческого мастерства.
Работа над проектом дала возможность познакомиться с интересной литературой, где художники-дизайнеры применяют различные старинные орнаменты в своей работе. Эта работа была очень увлекательна и познавательна как для меня,так и для руководителя. В процессе работы мы сталкивались с различными трудностями, но сообща находили верные пути решения. Наши изделия будут использоваться как наглядные пособия в процессе обучения на уроках истории Казахстана, казахского языка, дизайна и технологии. Вбудущем мы планируем не ограничиваться данным проектом, а продолжить изучение декоративно-прикладного искусства нашего народа. Художественное творчество-это мощное средство формирования ребенка, его сознания, характера, ценностных установок. И наши предки хорошо это знали. Необходимо возродить творческие мастерские декоративных ремесел.
21
Выводы
Использование элементов дизайна ковроткачеством способствуют позитивным изменениям в личности каждого человека: развивается эстетический вкус, чувство красоты, цветоощущения, глазомер, пространственное воображение.
К тому же работа способом картиной вышивки - ковроткачеством дает возможность постоянно совершенствовать свой уровень, развивать творческие способности, проявлять инициативу и самостоятельность, развивать продуктивное мышление и навыки практического применения, что позволяет повышать уровень умений вышивания иглой по натянутой ткани. Занятия декоративно-прикладным искусством-ковроткачеством позволяют более активно использовать красоту природы в эстетическом воспитании. А воспитание средствами искусства - один из основных принципов педагогики. Искусство не стареет, искусство не умирает, искусство как уровень постоянно обрастает новыми листьями, цветет и плодоносит. Традиции казахского народного искусства всегда живут.
И панно умеют говорить.
Если в руки мастера попали
Могут вам улыбку подарить,
Могут вам напомнить о печали,
О любви к любимой рассказать,
Слать привет в космические дали,
Могут все они без слов сказать,
Если в руки мастера попали.
Л.Ширяева
22
Изучение методической литературы в библиотеке с руководителем.
Рисунки, фотографии выполненные компютерной графикой
Виды пряжи, ниток, приспособлений для выполнения панно.
Выполнение панно способом ковроткачества
Использованная литература
Р.Н.Нургалиев «Шаңырақ» Алматы, 1991 жыл
2.Сейіт Кенжеахметұлы «Қазақ халқының тұрмысы мен мәдениеті»
Алматыкітап, 2006 жыл
3.Д.Шопарұлы «Қазақтыңқолданбалы өнері», Алматы кітап 2007 жыл
Әлима Ысқаққызы «Сырмақ өнері» Алматы кітап 2007 жыл
Журнал «Мектептегі технология» №5/2005 жыл, №7-8/2005, №9, 2007, №3 2014 жыл
Интернет «Google.kz»
Журнал «Строительный каталог Казахстана» №1 (7) 2007 год
Журнал «Дәстүр» №4 2013 год
Алматы облыстық қоғамдық-саяси газет №134 2003 жыл
Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев «Мәдени мұра» бағдарламасы
Книга Т.Шнуровозовой «100 лучших фигурок из бисера»