kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивация на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация — своеобразный источник энергии, заставляющий нас двигаться вперед, позволяющий с легкостью решать сопутствующие проблемы и находить изящные выходы из затруднительных ситуаций, добиваться успеха и достигать целей. Мотивация играет огромную роль в нашей жизни, в наших делах, в наших отношениях. 

      Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители  учащихся.  Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением  констатировать:  «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно  заниматься,  а  желания  нет».  В  этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности  в знаниях, нет интереса к учению.

         В чем сущность потребности в  знаниях?  Как  она  возникает?  Как  она развивается?  Какие   педагогические   средства   можно   использовать   для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?  Эти  вопросы  волнуют многих педагогов и родителей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация на уроках русского языка »


Методические приёмы, влияющие на формирование мотивации


Мотивация — своеобразный источник энергии, заставляющий нас двигаться вперед, позволяющий с легкостью решать сопутствующие проблемы и находить изящные выходы из затруднительных ситуаций, добиваться успеха и достигать целей. Мотивация играет огромную роль в нашей жизни, в наших делах, в наших отношениях.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Мотивация обучения, особенно в 5–7 классах, неразрывно связана с интересом к предмету.  У школьников среднего звена преобладает интерес к формам, приёмам познавательной деятельности, у старших – к содержанию, к самому предмету изучения.

В своей работе я делаю акцент на практическую направленность обучения русскому языку. Кроме традиционных уроков, провожу уроки-исследования, проекты,  соревнования. Ребята также с удовольствием на уроках отгадывают загадки, шарады, отвечают на вопросы викторины, сами составляют ребусы и кроссворды (особенно учащиеся 5-8 классов). Часто использую работу в парах, в группах, фронтальную, индивидуальную форму работы (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие).  Всё это позволяет разнообразить уроки, активизировать познавательную мыслительную деятельность, создать ситуацию успеха и, конечно, способствует формированию мотивации учебной деятельности.



Практические советы учителю по формированию мотивации

1) Опирайтесь на желания учащихся, учитывайте не только свои стремления, но и их интересы.


2) Считайтесь с наклонностями школьников, начинайте говорить о том, что может заинтересовать их. Иногда

следует идти от яркой формы к содержанию, от эмоций к логике!


3) Стимулируйте желание достичь большего. Многие дети учатся не только ради знаний, но и ради престижа. Не следует проходить мимо данного факта!


4) Давайте шанс ребенку, хвалите за любые, даже минимальные, успехи. Беспроигрышный стимул: «Я знаю, что у тебя получится!»


Из опыта работы


Многие из приведенных в данной брошюре приёмов мотивации учебной деятельности не новы. И не все они придуманы мною, многие собраны из разных источников. Но, на мой взгляд, все они просты в применении, эффективны и технологичны. Предлагаю их вашему вниманию.

Зашифрованная тема.


1. Тему урока учащиеся узнают, решив кроссворд или ребус, содержащий название произведения по литературе или тему по языку.


Например, на доске оформлен кроссворд

(«Герой нашего времени» Лермонтова)



Ш

Е

Е

Н

Н

Т 

Е

А

Г

М

И

О

О

Р

Н

О

Е

 Л

 М

 В

О

Й

В

Р

Е

 Р

А 



(фонетика)








2. Тему урока можно узнать, правильно выполнив следующее задание.

Консонантизм: в словах пропущены гласные; правильно восстановив их, поймете, какие основные понятия рассматриваются в данной теме

сннм нтнм мнм

лкск мтфр лксклг


3. Притчи.

Мотивация к теме «О роли языка в жизни человека»

Самая лучшая и самая худшая вещь на свете


По преданию, в VI веке до нашей эры жил в Древней Греции мудрец по имени Эзоп, сочинявший басни. С тех пор все свои басни древние греки и древние римляне на­зывали "баснями Эзопа".

О жизни Эзопа сохранилось много легенд. Вот одна из них. Эзоп был рабом у богатого грека. Однажды хозяин ска­зал ему: "Ступай на рынок и принеси cамую лучшую вещь на свете". Эзоп отправился на рынок и принес язык.

Тогда хозяин сказал: "А теперь принеси самую худшую вещь на свете". Эзоп отправился на рынок и снова принес язык.

Объясните, чем обусловлен каждый из поступков Эзопа.


Ответ

Вот что сказал Эзоп в первый раз: "А есть ли что на све­те лучше и прекраснее языка? Разве не языком держится вся философия и вся ученость? Без языка ничего нельзя сделать: ни дать, ни взять, ни купить. Порядок в госу­дарстве, законы, постановления — все это существует лишь благодаря языку. Язык - основа всей нашей жизни; нет ничего лучше на свете".

А во второй раз он ответил так: "Что же на свете хуже языка? Язык несет нам раздоры, заговоры, обманы, по­боища, распри, зависть, войну. Разве может быть что-то хуже, чем язык?"


4. При изучении знаков препинания

Будь внимателен!

Запретить нельзя разрешить.

Казнить нельзя помиловать.








Текстовой подход


5. Учимся умению прогнозировать

Задание . Определите, каким будет следующее предложение: простым или сложным, вопросительным или повество­вательным, восклицательным или невосклицательным.


1) Что вы можете сказать о предложении, которое начи­нается со слов:

а) Ой, как...; б) Чей...

(Первое предложение по эмоциональной окраске будет

восклицательным. Второе предложение по цели высказы­вания - вопросительным.)


2) Что вы можете сказать о типе предложения, в кото­ром есть такие слова:

а) Тот..., который...;

б) Для того чтобы...;

в) Там, где...

(Все эти предложения будут сложные.)


3) Чтобы попробовать свои силы в прогнозировании, допи­шите слова в следующих фразеологизмах:

Окладистая.... кромешная..., восклицательный..., насту­пить на..., одержать..., расквасить..., сгорать от..., ска­лить..., трескучий… ...

Теперь сами выполните упражнения на прогнозирование.


1) Прочтите текст и допишите его.

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: "Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко,

и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня

останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями..."


2) Вы взяли в руки книгу, прочли заголовок, и начался прогноз:

это произведение может рассказывать о…


  • Сто лет тому вперед.

  • Целый том чепухи.







  • Загадки в темноте.

  • Пока хозяина не было дома.

6. Найдите ошибку

Группам учащихся раздаются печатные листы с текстом, где в определении имени существительного допущена ошибка.

Задача группы не только найти ошибку, но и объяснить ее.

1 группа: “Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода и изменяются по падежам, склонениям и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими и дополнениями”.

2 группа: “Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? относится к мужскому, женскому или среднему роду и изменяется по лицам и числам. В предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением”.

7. Поработаем учителем (тема «Причастие»)

Есть ли пунктуационные ошибки в данных предложениях? Спишите, внося исправления.

  • Издали доносится рев несущихся по оврагам, потоков.

  • Над трепещущей осинкой легкий месяц заблестел.

  • Цветы  замёрзшие за ночь, постепенно оживали.

  • Заря,  догорающая над лесом обещает новый жаркий день.

8. Уроки развития речи

Учащимся за неделю - две до урока развития речи объявляется тема сочинения: описание зимней природы. Класс делится на группы, представитель каждой группы вытаскивает «билет» с указанием конкретной темы:

«Прелесть утренней зимы», «Мороз и солнце! День чудесный!», «Деревья в плену», «Когда выпал первый снег...», «Зимнее небо», «После метели», «Внизу под моим окном», «Волшеб­ница-зима у нас в ...», «О чем рассказали мне следы в снежном лесу», «Белая тишина», «В новогоднюю ночь..»









Ученики обсуждают тему в группе (по 3-4 человека), предлагая свои варианты, работают над черновиком, затем – индивидуальная работа каждого на оценку.

9. УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ МОНТАЖ ТЕКСТА

Задание: перед вами два набора "рассыпанных" предложений.

Соберите их, и у вас получатся два текста о твор­честве

А. С. Пушкина, написанных разными лите­ратуроведами.

Набор 1

Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилита­цией прозаического слова как элемента искусства.

А затем "простое", "голое" прозаическое слово отождес­твилось

с самим понятием художественной речи и было перенесено в поэзию.

Одним из существенных признаков его явился интерес к прозе.

В конце 1820-х гг. отчетливо обозначился переход Пуш­кина к новому этапу реализма.

Поэтическое слово - слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление.

Проза и поэзия требуют принципиально различного

художественного слова. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы.

Набор 2

В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико.

Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы.

"Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что даже в простой переписке мы при­нуждены создавать обороты для изъяснения понятий са­мых обыкновенных".

В области прозы у него почти не было предшественников.

А постановка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего развития русской литературы.

Созданием "Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник

позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.









Теперь сравните получившиеся у вас тексты с автор­скими.


Текст 1

В конце 1820-х гг. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из существенных признаков его явился интерес к прозе. Проза и поэзия тре­буют принципиально

различного художественного слова. Поэтическое слово - слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление. Обращение Пуш­кина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства.

Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем "простое", "голое" прозаическое слово отождествилось с самим понятием ху­дожественной речи и было перенесено в поэзию.

(Лотман Ю.М. Пушкин.)


Текст 2

Созданием "Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.

В развитии художественной прозы основополагающее зна­чение Пушкина, пожалуй, особенно велико. В области прозы у него почти не было предшественников. "Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что да­же в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных". Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы. А поста­новка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего дальнейшего развития русской литературы.

10 . Изучение выразительных средств языка

Литературные тропы


Критик воскликнул, Все напрямик,

Ушами похлопав: Как в учебнике химии.

Ну и стихи! Где у него

Ни сравнений, ни тропов! Хоть одна метатеза?



Что это, - Где она? Где?

Вы извините - А нужна до зареза!

За автор? Образов – фигушки!

Нету синекдох, Спорить напрасно.

Нету метафор. То, что безОбразно -





Ни аллегории, То безобрАзно!

Ни метонимии

Борис Заходер.


11. Интервьюирование героев или автора произведения.

Задание: подготовьте вопросы для интервью с Татьяной Лариной или Евгением Онегиным, ответы на которые вы хотели бы получить при встрече с героями.

12. С каким цветком ассоциируете вы образ литературного героя? Обоснуйте свое мнение.

13. На доске записывается два – три эпиграфа по теме данного урока.

Задание: выбрать наиболее удачный вариант, обосновать свой выбор.

14. Лабораторная работа по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


«Лови ошибку»


1) Мой дядя самых разных правил

когда не в шутку заболел…


2) Мы все учились очень много


3) Деревня, где живет Онегин, была прелестный уголок


4) Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты мучитель мой…



5) И часто целый день одна,

Смеясь, сидела у окна






6) Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-весна


Оценка

(0-6 баллов)


Составьте синквейн «Пять чувств»

(какой увидели героиню в ее письме, какие чувства

она испытывает?)



(0-6 баллов)







15. Решение криптограммы, подготовленной группой «Эрудит» (8 класс)

Задание: используя русский алфавит, прочитайте высказывание К.Паустовского о сказке А.Грина «Алые паруса»


1

31

29

6

17

1

18

21

19

1

17

16

31

14

1

21

20

3

6





















18

8

5

1

32

27

1

33

25

20

16

25

6

13

16

3

6

12

3





















17

16

18

29

3

6

12

19

25

1

19

20

28

32

19

17

16

19




















16

2

6

15

19

3

16

10

14

10

8

6

18

21

12

1

14

10

3





















6

18

26

10

20

28

25

21

5

6

19

1

















Ответ: «Алые паруса» – поэма, утверждающая, что человек в порыве к счастью способен своими же руками вершить чудеса.


16. Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина


Тема 1. Логическая цепочка

1). Расположите в хронологической последовательности события, описанные в романе «Евгений Онегин»:

а) исповедь Татьяны;


б) знакомство Онегина с Ленским;

в) преобразования Онегина в деревне;

г) отповедь Онегина Татьяне;

д) именины Татьяны.

Ответ: в – б – а – д – г

2). Расположите произведения Пушкина по времени написания – от более раннего к более позднему:

а) «К Чаадаеву»;

б) «Мой первый друг, мой друг бесценный»;

в) «Вольность»;




г) «19 октября»;

д) «Осень».

Ответ: в – а – г – б – д

3). Расположите в правильной последовательности эпиграфы к главам романа «Евгений Онегин»:

а) «Как не любить родной Москвы?»

б) «И жить торопится, и чувствовать спешит»;

в) «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай»;

г) «О Русь!»

д) «О, не знай тех страшных снов ты, моя Светлана!»

Ответ: б – г – д – а – в


4). Соотнесите произведение с темой, звучащей в нем:

1) «Анчар»; а) миссия поэта;

2) «Я помню чудное мгновенье»; б) дружба;

3) «Во глубине сибирских руд…»; в) любовь;

4) «Пророк»; г) природа;

5) «Деревня» д) самодержавие.

Ответ: 1 д, 2 в, 3 б, 4 а, 5 г

5). Соотнесите произведение с годом его создания:

1) 1827; а) «К Чаадаеву»;

2) 1825; б) «Я помню чудное мгновенье»;

3) 1818; в) «Вольность»;

4) 1817 г) «Во глубине сибирских руд…»;

Ответ: 1 г, 2 д, 3 б, 4 а, 5 в



17. Расшифруйте лабиринт и «верните» героя в его произведение

1.Басаврюк

2. Акакий Акакиевич

3. Костонжогло

4. Винокур

5. Земляника

6. Черевик

7. Кукубенко

8. Пульхерия Ивановна

9. Майор Ковалев

10.Чартков


а. «Тарас Бульба»

б. «Портрет»

в. «Ревизор»

г. «Старосветские помещики»

д. «Мертвые души»

е. «Нос»

ж. «Шинель»

з.«Вечер накануне Ивана Купала»

и.«Майская ночь или утопленница»

к. «Сорочинская ярмарка»







18. Используя русский алфавит, расшифруйте криптограмму и прочитайте слова царя Николая I, которые он произнес после просмотра спектакля «Ревизор»



19. Прочитайте фразу Н.В.Гоголя, раскрывающую замысел комедии «Ревизор»






КЛЮЧ:































12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мотивация на уроках русского языка

Автор: Сейтнебиева Эсма Шакировна

Дата: 21.02.2015

Номер свидетельства: 176924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Использование модульной технологии на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(66) "ispol-zovaniie-modul-noi-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "177136"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424587327"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Повышение мотивации школьников через использование новых приёмов на уроках русского языка в малочисленной сельской школе."
    ["seo_title"] => string(139) "povyshieniie-motivatsii-shkol-nikov-chieriez-ispol-zovaniie-novykh-priiomov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "297413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456196328"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства