Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5-8 КЛАССАХ»
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5-8 КЛАССАХ
ВВЕДЕНИЕ
Внеклассное чтение - одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов – это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.
Читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню сформированности читательской культуры; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень.
Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов. Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы.
В XXI веке наблюдается ослабленный интерес детей к чтению в целом. Это связано со следующими факторами:
– ограничено количество тем и авторов в базовом уровне;
– активизация осуществляется межпредметными связями;
– предпочтение дается телевидению, компьютерным играм, музыке, Интернету и т.д.
Таким образом, актуальность работы обусловлена данной проблемой.
Новизна работы заключается в разработке сценария внеклассного чтения в рамках регионального компонента в лирике М. К. Агашиной.
Объект исследования – методика преподавания внеклассного чтения в 5-8 классах.
Предмет исследования – методы, приемы, технологии внеклассного чтения в 5-8 классах.
Цель курсовой работы – выявить особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения в средних классах.
Задачи:
-рассмотреть научную литературу, посвященную методологии проведения внеклассного чтения;
-раскрыть особенности подготовки и проведения внеклассного чтения на уроках литературы;
-составить план урока внеклассного чтения для учащихся 5-8 классов.
Метод исследования: для достижения поставленной цели нами были использованы метод исследования и анализа.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
ГЛАВА I
1.1Отечественная методология внеклассного чтения
Словесники постепенно приходили к мысли о необходимости серьезного изучения и учета читательской индивидуальности; в процессе преподавания складывалась методика изучения, ведущая свое начало от педагогов конца XIX - начала XX в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Ц.П. Балталона и др. Словесники прошлого вынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто "гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие молодого существа, чем классные уроки". [Богданова, 2004, с.384].
Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости "приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются", и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей. [Рубакин, 1975, с. 67].
В начале 20-х гг. популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике "Детское чтение: методы изучения" (1928), подготовленном под руководством Н.А. Рыбникова.
В 60-70-е гг., после долгого затишья в изучении читателей, был проведен целый цикл крупномасштабных социологических исследований ("Советский читатель", "Книга и чтение в жизни небольших городов", "Книга и чтение в жизни советского села", "Исследование художественных интересов современных школьников" и др.), в которых в значительной мере были сглажены все острые углы. Правда, авторы последнего исследования, приводя цифровые данные, свидетельствующие о преобладании интереса к литературе среди других художественных интересов школьников, все же отмечали: "Наибольшим престижем у ребят пользуется литература, однако реально они прежде всего интересуются кино".
Интересный материал о читателе-школьнике представлен в вышедших в 50-70-е гг. работах психологов и методистов Л.В. Благонадежиной, О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской, Л.Г. Жабицкой, М.Д. Пушкаревой, Л.Н. Рожиной, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Н.А. Бодровой, Л.Т. Пантелеевой, В.П. Полухиной и др. В проведенных исследованиях читательских интересов школьников все чаще прослеживалась мысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, об отсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли учителя в формировании читательской культуры школьников. Педагог И.А. Бутенко предложила учащимся VI-X классов назвать основные источники информации о книгах. Результаты опроса довольно неожиданны: основные источники - мать, отец, одноклассники, родственники и книги, а далее - учитель, сам школьник и библиотекарь. Обсуждают с юным читателем прочитанные им книги чаще всего родители, реже - друзья или никто. Учителя и библиотекари при этом вовсе не упоминаются. [Бутенко, 1989, с. 215].
Как указывает В.Г. Маранцман, в 70-80-е гг. наблюдалось некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения, объясняя это их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты. [Маранцман, 1995, с.98].
Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце. 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроках разбирали новинки современной литературы, последние журнальные публикации. Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между индивидуальным чтением и обязательностью урока по-прежнему остаётся.
Говоря об этапах литературного развития, В. Г. Маранцман отмечает, что в средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствования читательского восприятия, развития художественного вкуса. [Маранцман, 1985, с.115].
В 90-е годы внеклассное чтение расценивают как инструмент к подходу о нравственном воспитании младших школьников.
В работе Е. Л. Николаевой «Внеклассное чтение в системе нравственного воспитания школьников» (1999) автор рассматривает внеклассное чтение как один из факторов системы нравственного воспитания учащихся начальных классов современной школы. [Николаева, 1999, с. 55].
В начале XXI века многие исследователи стали обращаться к проблематике вопроса, увеличивается количество работ, связанных с проблемой чтения. Термин «внеклассное чтение» заменяет термин «читательская самостоятельность» или «самостоятельное чтение». Учитель больше не в состоянии руководить внеклассным чтением школьников, так как не может быть в курсе всех новинок детской школьной литературы. Учащиеся читают книги, которые рекомендует им друзья, книжные магазины, Интернет. Школа перестала влиять на внеклассное чтение и таким образом его контролировать.
В работе О. А. Иншаковой «Развитие читательской самостоятельности учащихся в процессе изучения русской литературы в 5–9 классах средней школы» (2001) автор приходит к выводам, что «формирование и развитие читательской самостоятельности учащихся осуществляется на основе личностного отношения к изучаемым произведениям и происходит в аспекте их самоуглубления, обогащения мироощущения и миропонимания посредством установки на сотворчество с писателем, диалог с ним на основе «вчитывания», «вчувствования» в тексты и перечитывания их. Модель развития читательской самостоятельности базируется на стимулах читательской деятельности школьников в свете самопознания и ценностного самоопределения читательской личности». [Иншакова, 2001, с.36].
В 2000-е годы исследователей интересует молодежь, т.к. она представляет собой специфическую часть аудитории СМИ. Ее характеристики и черты обусловлены психологическими закономерностями и социальным положением развития данной группы, которая требует определенного подхода к себе. Исследователей интересует чтение в условиях развития, как привлечь молодежь к чтению.
В работе М. Е. Аникиной «Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития» (2006) автор приходит к выводам, что «Резервы сохранения аудитории сегодня видятся в умении печатных изданий отвечать запросам читателей и оставаться интересными для них, в использовании редакциями новых технологических возможностей для модернизации собственной деятельности, а также в усовершенствовании системы распространения молодежной прессы с тем, чтобы сделать ее более доступной молодым людям». [Аникина, 2006, с.40].
В 2008 году Т. Г. Галактионова Т. Г. в своем исследовании «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования» предлагает ввести новые понятия, такие как «обучению чтению», «воспитание читателя», «формирование читательской культуры». Выделяет модели приобщения школьников к чтению в истории отечественной культуры. Модель «Послушничество», ориентированная на воспитание богопослушного человека, сохранение и развитие религиозной духовной традиции. Модель «Наставничество», направленная на общественно полезное воспитание, на образовательное чтение для общественной пользы. Модель «Развлечение», связанная с реализацией гедонистической функции чтения и предполагающая лояльное отношение к легкому, развлекательному чтению. Модель «Просвещение», ориентированная на воспитание образованного, нравственного человека путем овладения содержанием культурно и социально значимых текстов. Модель «Агитация», связанная с воспитанием оппозиционно настроенных членов общества, развитием революционных идей. Модель «Пропаганда», ориентированная на сохранение стабильности существующего строя путем овладения содержанием идеологически «грамотных» произведений. Модель «Руководство» — традиционно ориентированная на передачу опыта от старших к младшим с помощью содержания социально одобряемой литературы. Модель «Анархия» — отрицающая системное педагогическое влияние, ориентирующая на свободу выбора, регулируемую читательской модой, рекламой и ограниченную возможностями книжного рынка. [Галактионова, 2008, c.50].
В 2011 году Е. А. Колосова в своей работе «Детское чтение в современной России» приходит к выводам, что «несмотря на изобилие в книжных магазинах дорогой и модной литературы, родители не перестали доверять книгам, на которых сами выросли, и продолжают воспитывать детей на основе этих книг, закладывая традиционные нормы и ценности. Чтение книг в детской среде остается более женским занятием, так же, как и во взрослом обществе. Выявлено три группы факторов, способствующих поддержке и развитию детского чтения в современной России. К макрофакторам отнесены устойчивое книгоиздание; сеть публичных детских библиотек; доступный рынок книготорговли; поддержка школ с литературным уклоном, стимулирующие условия формирования человека читающего. Мезофакторами следует считать процессы глобализации и информатизации в современном российском обществе. Микрофакторы — традиции чтения в семье, читающее окружение (сверстники), направленные действия воспитателей и учителей по приобщению подрастающего поколения к чтению». [Колосова, 2011, с. 42].