kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помошь учителю по подготовке к экзамену по русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку»

27


Содержание


Введение 3

Глава 1. Подготовка к выполнению тестовой части

итоговой аттестации. Первый шаг 6

Глава 2. Использование традиционных тестов на уроках

русского языка 7

2.1. Тестовые задания, составляемые учителем 7

2.2 Использование в работе материалов открытого

банка заданий ОГЭ с сайта ФГБНУ «Федеральный

институт педагогических измерений» 10

2.3. Образовательные ресурсы Интернета 15

Глава 3. Работа над сочинением-рассуждением 16

3.1. Как организовать работу над сочинением-

рассуждением 15.2 16

3.2. Как организовать работу над сочинением-

рассуждением 15.3 18

Заключение 21

Литература 22

Приложения 24



Заключение 14

Литература 15
Приложения 16


Введение.

Непременным условием получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение выпускниками IX классов государственной итоговой аттестации по русскому языку. Таким образом, тема подготовки к ОГЭ приобретает для девятиклассников особую актуальность. Эта форма проверки усвоения материала из-за ограниченного количества часов, которые отводятся школьной программой на изучение русского языка (в 9классе 2 или 3 часа), требует дополнительной, углублённой подготовки к ОГЭ по предмету «Русский язык» и систематизации знаний. Для достижения максимального результата учителям школ необходимо правильно организовать данную работу.

Теме подготовки выпускников 9 класса к итоговой аттестации посвящено значительное число публикаций на сайтах творческих учителей. Данному вопросу отводится большое место в специальных учебных пособиях, выпускаемых издательствами «Легион» г.Ростов-на-Дону, «Экзамен» , «Национальное образование», «Интеллект-центр» г.Москва.

Основным недостатком всех этих изданий является типичность

предлагаемых заданий, когда не учитывается индивидуальность ученика, особенности программ в каждом образовательном учреждении.

Результаты сдачи ОГЭ девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки обучающихся. Попробуем посмотреть на ОГЭ по русскому языку позитивно, разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен, и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

По полноте охвата курса родного языка экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе.

Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки).

О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

Выполнение экзаменуемыми совокупности представленных в работе

заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого

к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к

уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность

успешного продолжения обучения в старшей школе.

Задания с открытым развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение на основе предложенного текста) проверяют сформированность у учащихся составляющих коммуникативной компетентности.

Цель данной работы - ознакомление с опытом работы по подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

Задачи:

1. определить значимость работы с тестами на уроках русского языка;

2. стимулировать потребность педагогов в постоянном поиске новых форм работы с тестами;

3. определить направление работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.




















Глава1. Подготовка к выполнению тестовой части итоговой аттестации

Первый шаг.

Тестирование – это один из видов контроля знаний, без которого невозможна жизнь современной школы. Использование тестовых методик при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации – огромная помощь всем: учащимся, учителям, родителям.

Здесь нужно выделить несколько этапов работы учащихся с тестами и тестовыми заданиями:

  1. Знакомство с их структурой, спецификацией.

  2. Выполнение заданий для совместной работы

  3. Анализ и коррекция ошибок

  4. Самостоятельное выполнение тестовых заданий.

  5. Самостоятельное составление тестовых заданий по предложенным текстам.

С чего начать подготовку? Со знакомства со структурой ОГЭ и системой оценивания каждого типа заданий в экзаменационной работе.












Глава 2. Использование традиционных тестов на уроках русского языка

2.1 Тестовые задания, составляемые учителем.

Чтобы охватить подготовкой к итоговой аттестации не только уроки по обобщению, но и контрольные, рекомендуем составлять задания к текстам, с которыми ведётся работа на уроке: к тексту диктанта грамматическое задание составляется по типу заданий тестовых заданий экзаменационной работы (приложение 1, 2):

Пример №1 Диктант по теме «Повторение» в 9 классе

1/ Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. 2/ Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. 3/ Но хороших мест не было. 4/ Левитан все чаще хмурился и жаловался на усталость. 5/ Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами. 6/ Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых бревен. 7/ Она чернела на зеленом небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. 8/ В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе.

9/ Маленький городок был беззвучен и безлюден. 10/ Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. 11/ В домах за прозрачными занавесками висел сушеный липовый цвет. (140 слов)

1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) распрямилась 2) постойте 3) раздаёт 4) отдаёшь

2. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) длинный 2) раненые 3) варёных 4) обыкновенно

3. Замените просторечное слово «баб» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4. Замените словосочетание «колокольный звон» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

6.Среди предложений 6-11 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

7. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

В этой церкви,(1) в тишине вечера,(2) в певучих голосах баб,(3) продававших на пристани молоко,(4) Левитану почувствовалось столько покоя, (5) что он тут же решил остаться в Плесе.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

9. Среди предложений 6-11 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

Нужно помнить, что подготовку к ОГЭ по русскому языку надо начинать не в 9 классе, а уже с 5 класса. Ученики, встретившись с заданиями ОГЭ, должны понимать суть задаваемых вопросов. Поэтому как можно раньше надо начинать работу по формированию навыка работы с тестовыми заданиями в формате ОГЭ и формулировкой этих заданий.

Например, при работе над темой правописания приставок можно порекомендовать такие виды заданий:

1.Распределите слова в 2 столбика:

- слова с неизменяемыми приставками

-слова с приставками, правописание которых зависит от их значения

-какие слова останутся и почему?

Прибежать, отходить, поднос, въехать, преграда, приклеить, расписать,

закричать, превозносить.

2.Из предложенного текста выпишите слова с приставкой, правописание которых зависит от глухости/звонкости следующего согласного.

(1) Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, они – представители царства грибов. (2) Клетки гриба растут и делятся только в одном направлении. (3) Так образуются длинныe разветвлённые нити - грибница. (4) Это и есть организм гриба. (5) Размножается гриб спорами.

В 7 классе активно надо пользоваться понятиями «обособленное определение», «обособленное обстоятельство» при изучении тем «Причастный оборот» и «Деепричастный оборот». Задания следует формулировать в соответствии с заданиями ОГЭ:

1.в записанном предложении укажите номера запятых, стоящих при обособленном определении (обстоятельстве);

2.в тексте найдите предложение с обособленным определением (обстоятельством).

Тестирование в формате ОГЭ следует проводить систематически уже с 5 класса. Конечно, данная работа требует от учителя серьёзного продумывания каждого задания и соотнесения его с заданиями ОГЭ.


2.2 Использование в работе материалов открытого банка заданий ОГЭ с сайта ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

Другим направлением в работе над тестовой частью экзаменационной работы является составление тестов на основе открытого банка заданий. Используя материалы сайта ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», можно составить несколько десятков вариантов экзаменационной работы по русскому языку, а также отрабатывать отдельные элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы.

Например, для отработки материала из раздела «Грамматика. Синтаксис» выбираем задания с сайта:

  1. Среди предложений 17–24 найдите сложное предложение с бессоюзной 
    и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

  2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я давно забыл о нём,(1) а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. Я вспомнил,(2) как мы делили с ним наши горькие дни,(3) ведь он был единственным моим другом,(4) как он провожал меня до наезженной дороги,(5) не подозревая,(6) что я уезжаю навсегда.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Женщина достала из сумки булку,(1) положила её перед собакой,(2) но та не ела,(3) глядела в глаза женщине: она понимала,(4) что от неё хотят отделаться подачкой. Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове,(5) протянула ей булочку,(6) и собака начала есть,(7) то и дело поглядывая на женщину: она боялась,(8) что та уйдёт.

Таким же образом можно составлять и контрольные работы по основным темам курса русского языка в 9 классе.

Например, контрольная работа по теме «Сложное предложение».

1.Укажи сложные предложения. Подчеркни грамматические осно­вы.
а) В степи было тихо и светло.
б) Но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них.
в) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и всё обильнее лил на степь го­лубоватую мглу.
г) Волна потока его охватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.
д) Певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря.
е) Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
ж) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свер­нувшись в узел и глядя в море.
з) В лес летели одни только звуки, и фее было сладко слу­шать их.

2. Укажи сложноподчинённые предложения с придаточными дополнительным

а) Нужно серьёзно готовиться к урокам в течение года, чтобы успешно сдать экзамены.
б) Я попросил друга, чтобы он не опаздывал.
в) Речка так блестит и сверкает, что глазам больно.
г) Я не знал, что ему ещё сказать.
д) Я увидел в тот день то, что меня окончательно разочаро­вало.
е) Мы так и не узнали в тот вечер, кто оказался победителем.
ж) Тот, кто верит в себя, в свои силы, всегда побеждает.

3. Укажи сложноподчинённое предложение с придаточным обстоя­тельственным.
а) Они тронулись в путь, как только стаял снег.
б) Последний свой приезд в деревню он помнил так хорошо, будто только сейчас и возвращался обратно.
в) С тех пор, как он приехал в этот город и поступил на службу, он стал ненавидеть свою моложавость.
г) Мы уже не сможем ничего изменить, но наша совесть будет чиста.
д) Для того чтобы не прогревалась земля, с боков были посажены папоротники. 
е) Маленький негр был сильнее доктора в английском, но и он безбожно коверкал несколько десятков английских слов. 
4. Определите вид подчинения в этом предложении: однородное, последовательное, неоднородное (параллельное).

Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор.

5.Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

6.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она, (1) казалось, (2) готова была благодарить его ещё час, (3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось, (4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

– Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.

– Это мне Витя подарил, (5) – спокойно сказала Лена.

Все сразу зашушукались, (6) посмотрев на Витю, (7) а Витя низко опустил голову.

7.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Все двинулись к дверям, (1) в классе оставался только Петруха Васильев, (2) который спокойно, (3) ни на кого не обращая внимания, (4) что-то писáл в тетради.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении

а. Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

б. Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли.

в. Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки.

г. А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

д. В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

е. На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.

ж. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

9. Среди предложений 21–26 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.

(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны.

10.Среди предложений 1–6 найдите сложные предложения с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир! (4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

2.3. Образовательные ресурсы Интернета.

Не стоит забывать и о других образовательных ресурсах Интернета. Ими необходимо пользоваться в полной мере и учителю, и ученику. По многим адресам Интернета наши ученики могут самостоятельно учиться проходить тестирование, корректировать свои знания, заниматься самообразованием.












Глава 3. Работа над сочинением-рассуждением, связанным с анализом текста.

Сочинение – это завершающая работа на экзамене. Оно состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Т.к. эта работа представляет собой сочинение-рассуждение, то выпускникам придется доказать какое-то суждение. Традиционное построение такого текста:

1.Вступление. Тезис – основная мысль, которая будет доказываться.

2.Аргументы, которые соответствуют представленному тезису.

3.Заключение - вывод – то есть, к какому итогу пришли.
Первое, что необходимо сделать – выбрать, какое сочинение будут писать ученики. 15.2 – тема, которую выбирает большинство учеников.

3.1.Как организовать работу над сочинением 15.2

Это задание проверяет умение самостоятельно интерпретировать (т.е. истолковывать) смысл ключевого фрагмента текста. Как правило, это финал или предложение, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста.

Композиция сочинения-рассуждения здесь сохраняется, а в качестве доказательства необходимо привести 2 аргумента из предложенного текста.

Внимательно читаем текст. Вдумываемся в смысл вопроса, на который нам предстоит ответить, находим ключевые слова. Самостоятельно формулируем мнение о смысле заданного вопроса.

Основная часть. Аргументы.

В основной части приводятся доказательства тезиса. Необходимо привести два аргумента из прочитанного текста. Доказательства должны соответствовать тезису, иллюстрировать мнение о смысле цитаты. Для доказательства можно цитировать выбранные предложения или указывать их номера.

Заключение. Вывод.

Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим текстом и не противоречить тезису и аргументам.

Для обучения сочинению на первых порах можно использовать речевые клише.

Структурные элементы сочинения

Примеры

Вступление Тезис

Смысл данного фрагмента (отрывка, предложения) я понимаю следующим образом.

Основная часть Аргументы

Для обоснования (доказательства) обратимся к тексту, автором которого является… Во-первых, в предложении (ях) № … говорится о том, что … Во-вторых, предложение № … подтверждает мысль о …

Заключение Вывод

Таким образом, я доказал (а), обосновал (а) смысл финала, фрагмента текста.

Памятка «Как работать над сочинением-рассуждением 15.2»

1. Внимательно читаем текст.

2. Вдумываемся в смысл вопроса, на который предстоит ответить. Находим ключевые слова.

3. Формулируем собственное мнение о смысле заданного вопроса. Комментируем, отвечая на вопрос: « почему это так?»

4. Находим в тексте предложения, которые могут служить ответами на поставленный вопрос.

5. Приводим два примера-аргумента, которые подтверждают (объясняют) смысл фрагмента, по которому пишем сочинение. Цитируем примеры или в скобках указываем номера предложений.

6. Проверяем, чтобы написанное сочинение отвечало всем требованиям сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

7. Убеждаемся, что высказывание доказано.

3.2. Как организовать работу над сочинением-рассуждением 15.3

Примерная формулировка задания (по демоверсии ФИПИ 2017):
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте  и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами  определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 

Отличие от задания 15.2 состоит только в аргументации доказательства: одно из доказательств должно быть из жизненного опыта.
В этой работе также на первом этапе можно использовать речевые клише.

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту …, в котором говорится о... (или)

В тексте … поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что...(или)

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4.Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что...(или)
Таким образом, можно заключить, что...(или)
В заключение я хочу сказать, что...

Алгоритм построения сочинения-рассуждения в задании 15.3:

1. Прочитайте задание. Сформулируйте определение слова, данного в задании.

2. В абзаце 1 напишите вступление, взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

3. Найдите в тексте один пример, подтверждающий данное Вами определение. Отметьте номер нужного предложения.

4. В абзац 2 включите один пример из текста (для этого укажите № предложения или цитату), подтверждающий данное определение (используйте речевые клише).

5. В абзац 3 включите один пример из Вашего жизненного опыта, подтверждающий данное определение (используйте речевые клише).

6. В абзаце 4 напишите заключение (используйте речевые клише).



























Заключение

ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку принято критиковать. Однако критически относиться нужно скорее не к наполнению и форме экзамена, а к уровню подготовки учащихся по этому предмету.

Введение в качестве цели обучения определённого комплекса знаний и умений, составляющих компетенцию, выделение ведущих для родного языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической и языковой) – это реализация деятельностного подхода в обучении родному языку, ориентированного на развитие всех сторон личности школьника, а также важнейшей для человека способности и готовности к дальнейшему саморазвитию.

В завершение можно сказать следующее: какая форма теста, какой учебный материал включить в его задание, на каком этапе его использовать – решает, конечно же, учитель. Но главным остаётся результат.





Список рекомендуемой литературы

  1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. ГИА-2014. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. [Текст]:учебное пособие/Ю.Н.Гостева, И.П.Васильевых.-М.: Экзамен, 2014.- 96с.

  2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Тесты. [Текст]:учебное пособие/ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – М.: Интеллект – Центр, 2013. – 208с.

  3. Степанова Л.С. ГИА 2014. Русский язык. 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к государственной итоговой аттестации. [Текст]:учебное пособие/ Л.С Степанова. – М.:Астрель, 2014.-192с.

  4. Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ГИА. Русский язык. Экспресс-диагностика 8 класс. [Текст]:учебное пособие/ Н.М.Девятова, Е.Ю Геймбух.- М.:Национальное образование, 2012.-112с.

  5. Хаустова Д.А. Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 8 класс. [Текст]:учебное пособие/ Д.А. Хаустова.-М.: Экзамен, 2012.- 95с.

  6. Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ГИА. Русский язык. Экспресс-диагностика 9 класс. [Текст]:учебное пособие/ Н.М.Девятова, Е.Ю Геймбух.- М.:Национальное образование, 2012.-112с.

  7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. [Текст]: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.



























Приложение 1

Диктант 8 класс 1 четверть

1. Я вышел из дома ночью, потому что решил добраться до утиного озера к рассвету. 2. Шел по пыльной дороге, спускался в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые боры с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.

3. Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встречался. 4. Вдоль дороги тянулась рожь. 5. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. 6. Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твердую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. 7. Плывущие по ней бревна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.

8. На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.

9. Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер. 10. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. 11. Он что-то негромко напевал.

  1. вариант

1. Выпишите из 2 абзаца текста по 1 словосочетанию разных видов связи.

2. Найдите во 2 абзаце тексте предложения А. с обособленными определениями

Б.обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

3.Укажите верную характеристику слова ни с кем;

1) определительное местоимение

2) отрицательное местоимение

3) неопределённое местоимение

4) вопросительное местоимение

4.Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение написания НЕ в слове (Не)БОЛЬШОЙ (предложение 9).

1) НЕ с прилагательным пишется слитно, так как нет зависимого слова.

2) НЕ с прилагательным пишется слитно, так как слово без НЕ не употребляется.

3) НЕ с прилагательным пишется слитно, так как есть противопоставление с союзом А.

4) НЕ с прилагательным пишется слитно, так как это слово можно заменить синонимом без НЕ.

5. Объясните правописание слова добрат(?)ся (1предложение)

6.Из предложений 8-11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова

7.Из предложений 7-9 выпишите слово(а) с приставкой, правописание которой зависит от её значения

  1. вариант

1.Выпишите из 4 абзаца текста по 1 словосочетанию разных видов связи.

2.Найдите в 3 и 4 абзацах текста предложения А. с обособленными определениями

Б.обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

3.Укажите верную характеристику слова КТО-ТО;

1) определительное местоимение

2) отрицательное местоимение

3) неопределённое местоимение

4) вопросительное местоимение

4. Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение написания НЕ в слове (Не)ГРОМКО (предложение 11).

1) НЕ с наречиями пишется слитно, так как нет зависимого слова.

2) НЕ с наречиями пишется слитно, так как слово без НЕ не употребляется.

3) НЕ с наречием пишется слитно, так как есть противопоставление с союзом А.

4) НЕ с наречием пишется слитно, так как это слово можно заменить синонимом без НЕ.

5. Объясните правописание слова добрат(?)ся (1предложение)

6.Из предложений 8-11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова

7.Из предложений 7-9 выпишите слово(а) с приставкой, правописание которой зависит от глухости-звонкости следующего согласного

Приложение 2

Диктант по теме «Производные предлоги»

7 класс

У моря

1)В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. 2)Вблизи море прозрачное, зеленоватого цвета, а вдали лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. 3)Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.

4)Несмотря на хорошую погоду, берег пуст, лишь над водой носятся белокрылые чайки. 5)Вдруг чайки улетают прочь. 6)По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали теплоход, и они устремились к нему. 7)Наконец на горизонте и я различаю лайнер, медленно вырастающий из туманной дымки. 8)Белый, как чайка, он плывёт над волной и приветствует приморский городок протяжными гудками. 9)От огромной машины, стараясь перегнать друг друга, бегут к берегу волны, но, натолкнувшись на невидимую преграду, шипя и сердясь, оставляют на камнях пену.

10)В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. 11)Впоследствии с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу. (130 слов)

Задание в формате ГИА и мониторинга

1.Определить характеристику предложения №3

а) простое б)СПП в)ССП г)БСП

2. Выпишите грамматические основы предложения №4.

3. Из предложений 8-11 выпишите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство.

4. Из предложений 5-9 выпишите номер предложения, где используется литературный приём сравнение.

5. Из предложений 5-9 выпишите номер предложения, в котором есть обособленное определение.

6. Из предложений 8-11 выпишите номера предложений, где есть однородные члены предложения.

7. Из предложений 6-8 выпишите слово, которое образовано от существительного с основой на Н.

8. Из предложений 6-8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Автор: Ярцева Ирина Николаевна

Дата: 30.01.2017

Номер свидетельства: 385372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Подготовка учеников 9 класс к ОГЭ по русскому языку. "
    ["seo_title"] => string(55) "podghotovka-uchienikov-9-klass-k-oge-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "141905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418206052"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "План методической работы   школы "
    ["seo_title"] => string(34) "plan-mietodichieskoi-raboty-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "148098"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419580289"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Индивидуальный план подготовки к ОГЭ "
    ["seo_title"] => string(37) "individual-nyi-plan-podghotovki-k-oge"
    ["file_id"] => string(6) "225912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439977714"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "План заседаний МО Филология"
    ["seo_title"] => string(27) "planzasiedaniimofilologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "320441"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1461077729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства