kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проектов на уроках русского языка как средство достижения метапредметных и предметных результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы «Метод проекта на уроках русского языка как средство достижения метапредметных и предметных результатов» обусловлена тем, что метод проекта в современной системе образования позволяет научить ребёнка не только самому добывать знания, но и максимально раскрыть свой творческий потенциал, повысить самооценку, развивать интерес к изучаемому предмету, а,в конечном итоге,  повысить уровень грамотности учащихся.

         Цель работы: представить опыт работы   по использованию на уроках русского языка  данного метода. 

В работе представлен  различный материал,  формы работы, создающие условия для самостоятельного творческого поиска знаний,  направленные  на повышение самооценки и уверенности в себе учащихся, развитие мотивации достижения, снижение тревожности.

         Таким образом, автор работы представляет свое понимание решения важной задачи современного обучения: создание обучающей системы, которая была бы ориентирована на актуализацию личностного потенциала учащихся.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках русского языка как средство достижения метапредметных и предметных результатов.»

Метод проектов на уроках русского языка как средство достижения метапредметных и предметных результатов.



Карнаева Татьяна Евгеньевна

МБОУ «Средняя школа № 33»

учитель русского языка и литературы

1 квалификационная категории

8-913-496-48-92



Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

Ключевский Василий Осипович

Школьные уроки. Как сделать, чтобы они остались в памяти ярким событием, а не однообразными буднями? Я уверена, что на вопрос: «Каким должен быть школьный урок?» - любой ученик ответит: «Интересным!» Если ученик на уроках выступает чаще в роли слушателя-зрителя, а учитель в роли актера, пусть даже и талантливого, такие уроки, однозначно, не всегда запоминаются.

Современный школьный урок – это не только усвоение школьниками определённой суммы знаний, но и создание условий для «формирования и развития самостоятельного критического мышления, которое предполагает не усвоение готовых знаний в логике, представленной учебником, учителем, а рассмотрение, исследование изучаемого явления с разных сторон, с разных позиций, самостоятельные выводы, умозаключения, но обоснованные знаниями предмета, с опорой на собственный и чужой опыт». [2]

Известно, что одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в проектную деятельность. Именно проектная деятельность , на мой взгляд, делает учащегося активным участником процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи недостаточно выполнять действия по образцу, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Также в ходе проектной деятельности школьники приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в группе, коллективе.

«Роль учителя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Так, работая над исходной проблемой проекта, причем проблемой животрепещущей, ученики совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт». [ 3]

Практика показывает, что проектная деятельность более эффективна во внеурочной деятельности, так как «урок - это ограниченная во времени и пространстве часть учебного процесса, на которой решаются частичные, но завершенные задачи образования, воспитания и развития учащихся». [ 4] Классно-урочная система не предусматривает часы на выполнение проектов в классе на протяжении нескольких уроков с прорабатыванием всех этапов: выявлением проблемы, формулированием целей, задач, планированием деятельности, выполнением практической части, формулированием выводов, презентации продукта. Поэтому самым распространённым видом проектной деятельности сегодня остаётся научно-исследовательский проект, над которым учащийся под руководством учителя работает на протяжении длительного времени, от одного года до двух лет. Результат такой работы чаще бывает представлен на научно-практических конференциях. На мой взгляд, в этом есть один минус: на практических конференциях выступают одни и те же дети, отличники-ударники, отличающиеся инициативностью, высокой мотивацией, творческой активностью. А остальные учащиеся?

Одним из отличий Стандартов второго поколения является изменение результатов, которые мы должны видеть у выпускника на выходе из школы (личностные, предметные и метапредметные ). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (УУД). Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно - деятельностный подход, а одним из методов реализации данного подхода и является проектная деятельность. Таким образом, каждый учащийся должен быть вовлечён в проектную деятельность, а не только те дети, с которыми легче всего работать. В связи с этим «современные ученые-педагоги различают проектную форму организации учебного процесса, альтернативную классно - урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения». [ 1.]

В своей практике я применяю чаще всего метод проектов на уроках русского языка в 5-6 классах при обобщении и систематизации знаний, умений по пройденной теме. Защита небольшого учебного проекта - это прекрасный способ, на мой взгляд, проверки знаний обучающихся. Для реализации этой цели более подходит творческий проект, так как он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть произведения любого жанра (сказки, рассказы, стихи, письмо), рисунки, кроссворды, театрализованное представление и т.д. Дидактическая цель творческих проектов: поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности. Такие проекты способны «кардинальным образом изменить представление одноклассников об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка». [ 4 ]

Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией, поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность.

Чем меня привлекает творческий проект? Тем, что он может выполняться и на уроке. Приведу пример.

Тема: «Повторение по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи»»

Учебные предметы: русский язык, литература, история.

Участники: ученики 6 класса.

Продолжительность: 1 урок

Продукт: создание рукописных текстов разных жанров с использованием профессиональной , жаргонной лексики, устаревших слов и неологизмов, а также диалектизмов.

Цель для учителя: проверить знания и умения в области лексикологии и фразеологии, определить границы знания и «незнания» у шестиклассников.

Тип проекта по масштабности: в классе, групповой

Метапредметные результаты: умение создавать письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Предметные результаты: знать основные понятия в области лексикологии и фразеологии; уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки.

Личностные результаты: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общественной культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию.

Продукт группы, составляющих текст с использованием жаргонизмов:

Наш рэп.

Слушай нас сейчас!

Слушай наш рэп!

Припев: Ветер происшествий из детства унесёт.

Горький мёд, горький мёд.

Мы не гапота, и это не попса,

Это наш рэп.

Много соблазнов вокруг!

Но не будем Демонам друг!

Ты поёшь?

Туси с нами! Будь сейчас вместе с друзьями!

Припев тот же.

Слушай родителей, учителей!

Будь наготове и на помощь скорей.

Другие примерные задания для творческих мини-проектов в классе:

1.Написать свой сценарий урока «Повторение пройденного по теме «Имя существительное». 6 класс (желательно сильный). Групповой проект.

2. Создать проекты-рисунки «Переносное значение слов» по разделу «Лексика». 5 класс. Индивидуальный проект, но может быть выполнен и в паре.

3. Создать кроссворд по теме «Безударные гласные в корне слова» (на примере пословиц и поговорок, которые заранее подбирает учитель или группа учащихся). 5-6 классы. Парный или групповой (до 4 человек)

4. Создать ребус по теме «Части речи». 5-6 классы. Групповой / парный/индивидуальный проект (по желанию учащихся).

5. Создать открытку ко Дню рождения мамы (папы, бабушки, сестры и т.д.). В тексте поздравления использовать предложения с однородными членами предложения, обращениями. 5 класс по разделу «Синтаксис». Индивидуальный проект.

6. Написать рассказ «Наш класс» с использованием прилагательных в сравнительной и превосходной степени. 6 класс. Групповой проект.

7. Создание текстов разных жанров по теме «Местоимение» (сказку, рассказ).6 класс. Индивидуальный/ групповой/парный (по желанию учащихся).

8. Создать рекламу частей речи (существительного, прилагательного, глагола). 6 класс. Групповой проект.

Конечно, для того чтобы результат был более качественным, урок лучше использовать для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основную работу по изготовлению продукта и подготовке презентации лучше проводить во внеклассной деятельности.

Исследовательский проект - это один из самых сложных проектов. К пятому классу учащиеся уже владеют определёнными приёмами проектирования, полученными в начальной школе, но без помощи учителя выполнить самостоятельно исследовательский проект не могут. В данном случае как нигде предполагается тесное сотрудничество ученика с педагогом. Последний помогает с определением цели, этапов работы, отбором и анализом информации, формулированием выводов. Самое главное, чтобы при выполнении исследовательского проекта учитель помнил, что его роль-помочь ученику, направить его, а не выполнять за него работу, иначе такая деятельность обесценивается.

Итак , проектная исследовательская деятельность направлена на языковую и лингвистическую компетенции, то есть формирование способности учащихся к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Также исследовательские проекты обеспечивают развитие способности у обучающихся к самопознанию, саморазвитию, самоопределению; способствуют формированию навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний; навыков коммуникации; сотрудничества; самоорганизации; рефлексии.

В начале каждой четверти я предлагаю темы для индивидуальных или групповых (до 3-х человек) исследовательских проектов. Темы для проектов могут возникать и в ходе уроков в виде проблемных вопросов учащихся. Исследование учащиеся проводят во внеурочное время, отчитываясь мне о каждом этапе работы. (Приложение 1)

Приведу пример урока-исследования в 5 классе.

Тема: «История развития русского алфавита»

Продолжительность:1 урок.

Цель: изучить историю развития русского алфавита

Продукт: информационные плакаты

Роли: группа историков создаёт плакат, содержание которого отражает историю появления славянской письменности, реформы Петра 1, упрощение алфавита в 20 веке; группа языковедов – о первых славянских алфавитах Глаголице и Кириллице ; первая группа исследователей изучают систему гласных звуков; вторая группа исследователей изучают систему согласных звуков; группа лингвистов –о пословицах и поговорках, в которых сохранились названия букв славянского алфавита.

Этапы работы

  1. Организационный. Постановка задач, определение состава групп, распределение ролей.

  2. Поиск и отбор информации (во внеурочное время).

  3. Обсуждение в группах собранного материала (во внеурочное время).

  4. Оформление проекта на уроке.

  5. Защита проекта.

  6. Рефлексия.

Итак, проект как метод обучения может быть использован на любых уроках. Данный метод формирует большое количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения. Метод проектов помогает в интересной и нескучной форме проводить уроки русского языка.

Закончить доклад хочется словами американского писателя, философа Элберта Грина Хаббарда, который говорил, что «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Цель современной российской системы образования - научить ребёнка добывать знания самому.


Список литературы

1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб-ка).

2.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина.-3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академи», 2010.

3. Что такое учебный проект? М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010.

4. [email protected] (Модуль 3)

































Приложение 1

Примерные темы для исследовательских проектов.

Тема: «Буква Ё. Прошлое, настоящее и будущее этой буквы».

Изучаемый раздел программы: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», 5 класс

Цель: выяснить, почему буква Ё в печатных текстах стала заменяться буквой Е.

Задачи:

  1. проследить историю возникновения буквы Ё

  2. как реформы орфографии в XX веке повлияли на судьбу этой буквы

  3. выявить последствия замены буквы Ё буквой Е (на примере текстов учебника «Литература»)

Срок: октябрь-ноябрь

Количество участников: 2-3 человека

Продукт: презентация, книжка «Приключения буквы Ё».

Тема: «Этимология улиц Талнаха ». (По выбору учащихся)

Раздел: «Лексика. Культура речи», 5 класс

Цель: узнать о происхождении названий некоторых улиц района Талнах.

Задачи:

  1. выяснить историю названий улиц в Талнахе, расширить тем самым свои знания по историческому прошлому района;

  2. узнать, чем знамениты люди, именами которых названы улицы нашего района(улица Кравца)

Срок : ноябрь-декабрь

Количество участников: 2-3 человека

Продукт: презентация

Тема: «Энциклопедия одного слова».

Раздел : «Лексика. Культура речи», 5 класс

Цель: составить энциклопедию одного слова

Срок: ноябрь-декабрь

Количество участников: 2-3 человека

Продукт: презентация, книжка-энциклопедия



Тема: «Диалектные слова в современном русском языке» (На примере творчества В.П.Астафьева)

Раздел: «Лексика. Культура речи», 6 класс

Цель: выявить роль диалектизмов в современном русском языке; составить словарь диалектных слов северных районов Красноярского края

Сроки: сентябрь-октябрь

Количество участников: 2 человека

Продукт: презентация, словарь диалектных слов жителей северных районов Красноярского края.

Тема: «Из истории разноспрягаемых глаголов».

Раздел : «Морфология и орфография. Глагол», 6 класс

Цель: сравнить систему спряжения древнерусского языка с современной.

Сроки: март-апрель

Количество участников: 1 человек

Продукт: презентация















Приложение 2

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ГРУППЫ

Название группы ___________________________________________

Оцените работу своей группы.

Отметьте знаком на шкале от одного до десяти количество баллов, которые вы ставите своей группе по следующим утверждениям.

1.Все члены группы принимали активное участие в работе над проектом.







2.Мы работали дружно, понимали друг друга, договаривались, не ссорились.







3.Нам всем нравится результат работы нашей группы.





















ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ



Название группы _______________________________________________

Тема ____________________________________________________

Форма представления проекта_________________________________

Сроки выполнения___________________________________________



Что делает

Кто делает

Отметка о выполнении

(+ или –)














ЛИСТ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

(0-5 баллов)

№ п/п

Ф.И.

Насколько полно и глубоко раскрыта тема

Оригинальность раскрытия темы

Артистизм и выразительность выступления

Качество, эстетичность оформления

Как отвечает на вопросы

ИТОГ

1.








2.








9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Карнаевва Татьяна Евгеньевна

Дата: 10.04.2017

Номер свидетельства: 408045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "225088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439390280"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Специфика реализации ФГОС  на уроках английского языка в 5-х классах» "
    ["seo_title"] => string(77) "spietsifika-riealizatsii-fgos-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-5-kh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "204252"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429626045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства