kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод учебного проекта на уроках русского языка и литературы как средство формирования информационной и коммуникативной компетенций (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

 Нынешним ученикам предстоит жить в быстроменяющемся мире, и  одних только готовых теоретических знаний, полученных в школе, будет недостаточно. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации является основой успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет  сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности к проектной деятельности.

  Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и другие методики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод учебного проекта на уроках русского языка и литературы как средство формирования информационной и коммуникативной компетенций (из опыта работы) »

Использование метода учебного проекта на уроках русского языка и литературы и во внеурочной работе как средство формирования информационной и коммуникативной компетенций у обучающихся.


(из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ пос. Тейсин Ерёмкиной Г.И.)


Если ученик не учится творить, то и в жизни он

всегда будет только подражать, копировать.

Л.Н.Толстой

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Нынешним ученикам предстоит жить в быстроменяющемся мире, и одних только готовых теоретических знаний, полученных в школе, будет недостаточно. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации является основой успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности к проектной деятельности.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и другие методики. Этот вид школьной работы позволяет развивать специфические проектные умения:

- распознать проблему и преобразовать её в цель предстоящей работы;

- определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

- найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других людей на участие в своём проекте);

- точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;

- оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать их в будущем);

Осуществить презентацию результата своей работы (т.е. показать свой проектный продукт) и самопрезентацию своей компетентности.

Проектная деятельность уже в процессе учёбы даёт школьнику возможность наряду с важными теоретическими познаниями освоить особое умение – умение самостоятельно приобретать новые умения и новые знания.

Проект для ученика – это возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Прежде чем использовать метод проекта в своей практике, я изучила достаточно большой опыт педагогов, методистов, учёных: «Возможность использование метода проектов в обучении литературе в старших классах», Н.А Краля «Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся», М.Эпштейна «Метод, разрушающий школьную рутину», работу д.п.н., профессора Е.С.Полат «Метод проектов» и много других источников.. Настольными книгами для меня стали работы М.А. Ступницкой «Учимся работать над проектами» (Ярославль. Академия развития, 2008), Г.В.Цветковой «Проектная деятельность учащихся. Русский язык 6-11 классы» (Изд. «Учитель», 2009), в которых даётся полная информация о методе учебного проекта для учителя. Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности всегда начинаю с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки обучающихся. Для этого пользуюсь стандартной анкетой до начала работы над проектом и картой знаний и умений, разработанной для конкретного проекта

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему



2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 


В работе над проектом на начальном этапе (5кл.) пользуюсь простым алгоритмом, который знают ребята:

Проблема проекта - «Почему?»

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта - «Зачем?» (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта - «Что?» (мы делаем для этого)

Постановка задач

Методы и способы – «Как?» (мы


можем это делать)

Выбор способов и методов,

планирование


Результат – «Что получится?»

(как решена проблема)


Ожидаемый результат



Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4.Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

Первой попыткой организации проектной деятельности на уроке литературы в 5 классе явилось создание небольшого учебного проекта по сказкам народов Дальнего Востока ( в частности по народным сказкам нанайцев). Первым этапом нашей работы стало определение проблемы – мы очень мало знаем об обычаях, культуре коренных народов Амура и цели проекта – создание иллюстрированного сборника сказок о нани. Но для того чтобы сочинить свою сказку о нани, надо изучить обычаи, традиции, культуру этого народа. Для этого надо не только внимательно прочитать имеющиеся в библиотеке школы нанайские сказки, но и познакомиться с экспозицией краеведческого музея г. Амурска. И мы с классом съездили на экскурсию в музей, где дети увидели и нанайские костюмы, и народное искусство нанайцев, и утварь. Это очень помогло в создании собственных сказок и иллюстраций, которые рисовала группа художников. В качестве домашнего задания детям было предложено нарисовать обложку к сборнику и представить её, защитить. Создав сборник сказок, мы познакомили с ним учеников 4-го класса, прочитали собственные сказки.

Подобные задания вызывают большой интерес у детей, оживляет учебный процесс, помогают многим ученикам раскрыть свой творческий потенциал. А учитель получает возможность не только углубить знания учащихся конкретно по теме, но и закрепить общелитературные умения и навыки: аргументировать выбор тех или иных сюжетов сказок, давать обобщённую характеристику главным героям и т.д. В моей практике был опыт создания проекта устного журнала «Великое русское слово». Это был долгосрочный коллективный проект членов кружка «Грамотеи» . На одном из заседаний кружка обсудилили тему, проблему, которую будем решать, продумали страницы журнала. В этот момент важно так построить обсуждение, чтобы ребята чувствовали себя не ведомыми, а ведущими этого процесса. Все предложения записывали. Затем вернулись к обсуждению каждого из них. В результате коллективного труда появился эскиз журнала из 8 страниц. По желанию выбрали себе страницу, а дальше началась самостоятельный поиск материала для оформления страниц. Итогом работы стало создание макета журнала, проведение устного журнала для учащихся 5-9 классов. Страницу «Почему мы так говорим?», авторы, привлекая помощников, обыграли, придумав сценки на темы фразеологизмов.

С учениками !0 класса мы работали над проектом «Толкового словаря русского языка начала 21 века» Работали по алгоритму, взятому из книги М.А.Ступницкой «Учимся работать над проектами». У всех учеников этот алгоритм был в личной папке «Учебный проект». Каждый ученик получил задание составить страницы словаря на определённые буквы, правильно их оформить, по возможности создать иллюстрации. Кроме этого одна группа учеников создавала вступительную статью о структуре словаря, статью о том, какие бывают словари и как ими пользоваться, статью об объекте словаря и его основных особенностях. В процессе работы ребята предложили включить в «Словарь» стихи о русском слове, высказывания о русском языке. Ребятам был предложен конкурс на оформление обложки словаря и её защита. После окончания работы над проектом для учащихся 7-11 классов была проведена презентация «Толкового словаря», где ребята 10 класса не только рассказали о своей работе, но и подготовили интересные игры, сценки о русском языке.

В 11 классе на уроке по теме «Нормы языка» был создан проект «Речевой этикет как показатель культуры общения» Перед данным уроком ребята провели социологический опрос среди учащихся 5 – 10классов:

-Нужен ли речевой этикет?

- Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?

- Допустима ли в речи ненормативная лексика?

- Как вы относитесь к тому, что с экранов телевидения звучат жаргонизмы и употребляется некоторыми известными личностями ненормативная лексика (заменяемая «пи-пи»)?

- Нужен ли закон о речевом этикете?

На основе проведенного опроса ребята сделали выводы о недопустимости засорения русского языка. Некоторые ученики в течение недели смотрели выборочно передачи на разных каналах ТВ, наблюдали, записывали. Итогом наблюдения стало решение написать на канал ТНТ о недопустимости такого небрежного отношения к языку. Учащимися этого же класса были созданы творческие проекты «Путешествие по страницам романа» Евгений Онегин», где командами 10 и 11 классов были представлены проекты альбомов уездной барышни эпохи Пушкина, составлены викторины по содержанию романа, проведены исследования по биографии названных в романе современников Пушкина и др. К урокам по творчеству А.Блока ребята создавали проекты «Мой маленький сборник стихов А.Блока», который иллюстрировали, включали статью о каком-либо периоде творчества поэта, писали вступительную статью. На уроках проходила защита этих групповых проектов. Очень часто использую на уроках исследовательские работы, например: « Использование в лирике Пушкина старославянской лексики и ее роль», «Исследование эволюции образа Родины в творчестве Есенина» и др.

На элективном курсе «С экзаменом на «ты» каждый ученик 11 класса подготовил свой проект на социальную тему, с которым выступил перед учениками 7 -10 классов.

Были созданы творческие проекты «Тебе, о Родина, пою я песню эту» (по творчеству С.Есенина), «Великий и могучий русский язык», на основе которых ребята провели литературный вечер и интеллектуальный турнир по русскому языку. Работая над проектом «Великий и могучий русский язык», авторы провели тестирование с учащимися 5-11 классов, чтобы выявить уровень знаний по русскому языку у обучающихся нашей школы, провели анкетирование по вопросам, которые составили самостоятельно.

Вот некоторые вопросы анкеты:

  1. Если бы у тебя был выбор – изучать русский язык или нет, то ты

А) выбрал бы обязательно;

Б) нет;

В) не знаю.

(из 48 опрошенных всего только 2 человека не выбрали бы, 2 –сомневаются, а остальные – «за», и это радует)

  1. Что бы ты посоветовал учителям русского языка, чтобы уроки стали интереснее?

  2. Используешь ли ты в своей речи ненормативную лексику?

И другие вопросы.

На основе этого опроса ребята подготовили памятку для учителей русского языка, куда включили пожелания школьников. Учениками 6 класса Варлащенко Даниилом и Коноваловой Дашей была выполнена исследовательская работа «Влияют ли слова-паразиты на речевую культуру общества?» С ней мы выступили на школьной научной конференции «Юный исследователь», где получили диплом победителей. (Приложение №3). Интересный исследовательский проект был создан ученицами 11 класса Курышовой Таней и Шалагиной Дашей «Как не любить мне эту землю…»( о поэтах Амурского района. Проектным продуктом была литературно-музыкальная композиция с приглашением поэтов пос. Эльбан. Кроме того был создан иллюстрированный сборник стихов поэтов-земляков. Учениками 10 класса был реализован проект «Милое русское наречие» и «Почему можно заблудиться в трёх соснах. Значение и происхождение фразеологизмов»

В этом году мы начали работать над практико-ориентированными проектами: создаём для начальной школы два электронных словаря – фразеологический (ученики 5 класса) и этимологический ( ученики 10 класса). Ребята сходили к учителям начальных классов, взяли у них орфографический минимум и на основе этого начали сбор материала о происхождении слов, продумали дизайн оформления слайдов.

Для детей очень важно чувствовать значимость своей работы, они знают, что электронные словари будут востребованы не только учителями начальной школы, но и учителя-словесники. Это хорошая мотивация для результативной работы.

После презентации проектного продукта обязательно проходит самопрезентация (рефлексия), на которой ученики оценивают свою работу (удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели, сравнивают полученный продукт с ожидаемым результатом), рассказывают об этапах работы над проектом, выслушивают мнение руководителя проекта.

Главная задача учителя, на мой взгляд, состоит сегодня в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Проектно- исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности ученика и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации проектно - исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование умения адаптироваться к меняющейся ситуации, научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности.

Я считаю, что использование метода проекта на уроках и во внеурочное

время помогает моим ученикам успешно сдавать ЕГЭ по русскому языку.

Наблюдая за своими учениками, я вижу, насколько повышаются их

информационная и коммуникативная компетенции, развивается умение

добывать знания из различных источников, активизируется их

самостоятельная деятельность. Эти умения позволят им в будущей жизни

реализовать свой творческий потенциал.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ерёмкина Галина Ивановна

Дата: 29.07.2014

Номер свидетельства: 110780

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по изобразительному искусству  5 – 7  классы "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "186863"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426427907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства