Метод проектов в обучении русскому языку и литературе
Метод проектов в обучении русскому языку и литературе
В статье говорится о предназначени метода проектов на уроках русского языка и литературы. Данный метод предоставляет возможность учащимя самостоятельного приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю дается возможность координировать и направлять, консультировать учащихся для развития познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в обучении русскому языку и литературе »
Метод проектов в обучении русскому языку и литературе
Алматинская область Алакольский район
ГУ «СШ №14 ст.Бесколь с дошкольным
мицентром» учитель русского языка и литературы Тайкенова Г.С.
Материал из ТолВИКИ.
Перейти к: навигация, поиск
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как об уникальной педагогической технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. То есть в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Обычно бытует традиционное понимание данного метода как формы внеклассной работы. Проект может быть предметным и надпредметным. Я немного расширяю эти границы, так как считаю, что метод проектов может и должен существовать также в таких формах, как:
1.Интеграция в традиционную систему обучения языку.
2.Альтернативный способ организации учебного курса.
Также очень часто приходится отмечать сильную межпредметную связь при выполнении некоторых проектов. Я считаю использование данного метода достаточно актуальным, так как вследствие такой работы у учащихся развивается познавательный интерес, они становятся более активными, развивается коммуникативная компетентность, так как ребята приходится много говорить и общаться. Но делают они это не потому, что «учитель дал доклад», а потому что интересно. Ну и нельзя, конечно, не упомянуть о развитии личностных качеств, таких как умение работать в команде, ответственность, свобода в выборе цели и средств ее достижения. Сроки выполнения таких проектов зависят от вида работы. Если это проект надпредметный, то работа ведется на протяжении всего исследования. Если проект как форма организации учебной деятельности – то от двух до пяти уроков, в зависимости от глубины проблемы и темы. Ресурсы, которые используются – стандартны, есть в любой школе и у многих дома – интернет, книги, компьютер. Ниже приводятся некоторые примеры использования проектного метода в обучении русскому языку и литературе.
Пример 1.
Уроки словесности. 5 класс. Раздел «Все предметы старой прозы волшебством озарены...». Изучаются стихи некоторых русских поэтов о родной природе. Хочется показать учащимся, что пейзажная лирика не ограничивается произведениями тех авторов, фамилии которых есть в учебнике, как они часто думают. Учащиеся выполняют мини – проект «Времена года», подбирая стихи о природе. Здесь прослеживается интеграция с другими учебными предметами, такими как ИКТ, география, ИЗО, технология. Ребята не просто подбирают и учат стихи, они пробуют писать их сами. Как логическое продолжение начатого дети захотели оформить фотовыставку, посвященную временам года, и прочитать там свои стихи. Данный проект предполагал альтернативную форму организации учебного курса.
Пример 2.
Надпредметные проекты «Виды спорта», «Здоровый образ жизни. Лечение травами» и «Здоровый образ жизни. Режим дня». Учащиеся занимаются определением современных, модных с их точки зрения, видов спорта, разрабатывают возможные варианты спортплощадок, скейт – парков, анализируют свой режим дня и методы лечения. Параллельно с выполнением проекта я стараюсь подбирать такие дидактические материалы к урокам русского языка, которые напрямую связаны с темами данных исследований. Подобная интеграция отдельных проектов в курс изучения языка способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся, особенно с точки зрения расширения словарного запаса учащихся.
Пример 3.
Уроки литературы. 9 класс. Параллельно с изучением биографии и лирики Н.А.Некрасова выполнялся мини – проект «Жизнь и творчество Н.А.Некрасова». Учащиеся в ходе работы над данной темой поэтапно собирали материал: факты биографии, стихи, основные темы лирики и прочие факты. Как завершение изучения творчества Некрасова они готовили презентацию в программе PowerPoint, отразив в ней свои представления о личности, жизни и творчестве великого поэта.
Также моими учениками были выполнены или выполняются в настоящее время такие проекты, как:
1. «Учись красиво» - создание красивых наглядных материалов в соответствии с основными пробелами в знаниях учащихся (по их выбору, групповая работа).
2. «Дети и война» - надпредметный проект, но подбор дидактических материалов способствует проникновению в суть проблемы, делает уроки ярче и интереснее.
3. «Произведения классиков на бумаге, в театре, на экране». Сравнительный анализ полученных впечатлений от прочитанной книги, просмотренного кинофильма и постановки на сцене. Гоголь, Пушкин, Лермонтов… Работа над проектом предполагает просмотр экранизаций произведений классиков русской литературы и посещение театра.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}