Выразительные средства языка рассматриваются в 24 задании варианта ЕГЭ по русскому языку.Данный материал поможет учащимся 11 класса разобраться с тропами, стилистическими фигурами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку»
Выразительность речи - это такое ее качество, которое позволяет передать оттенки чувств и мыслей. Достичь выразительности речи можно при умелом отборе слов, построении предложений, в устной речи дополнением будет служить мимика, жесты, интонация.
Нельзя не сказать и о специальных выразительных средствах языка - это тропы и стилистические фигуры.
Тропы- это поэтические обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении. Как правило, в основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые в той или иной мере в чем-то сходны.
Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.
Тропы вам хорошо знакомы. Они бывают простые и сложные.
Простые — это, конечно же, эпитеты— образные определения. Они характеризуют, поясняют какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления. Употребляются в сочетании с определяемым словом, на которое и переносят свое значение, свои признаки.
В эпитетах часто сливаются изобразительное и лирическое начала (отношение к изображаемому). В них воплощается мироощущение писателя.
В народном поэтическом творчестве используются постоянные эпитеты: «дороженька столбовая», «синееморе», «красна девица», «добрый молодец», «скатный жемчуг», «мать-сыра земля».
Сравнение - один из простейших тропов: определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым.
Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель.
Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на...), либо выражается посредством подобных слов как, точно, словно и т. п. Например:
Он был похож на вечер ясный...
(М. Ю. Лермонтов)
Нередки случаи, когда писатели создают развернутые сравнения. В них раскрывается несколько признаков одного явления или характеристика целой группы явлений:
«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко вы- бритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако же и не тоненькие».
Н. В. Гоголь
Сравнение может лежать в основе образно-композиционного построения произведения. Например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» сравниваются два состояния жизни — человека и общества. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» — два поколения. На сравнении построено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Поэт».
В русском фольклоре и его литературных стилизациях, в древнерусской литературе часто встречаются отрицательные сравнения:
То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит,— То мое сердечко стонет, Как осенний лист дрожит..,
С. Н. Стромилое
К сложным тропам художественной речи относятся метафоры, олицетворения, аллегории, художественные символы, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты.
Метафоры - это тропы, основанные на переносном значении слов. Метафора может быть основана на внешнем сходстве, например, на сходстве формы предметов: голова человека - голова сыра; вороной конь - шахматный конь. Метафора может быть построена на сходстве цвета: золотой браслет - золотой берег; а также на сходстве функций (то есть выполняемой задачи) двух или нескольких предметов: клапан сердца - клапан механизма и т.д. Многие метафоры возникают при переносе определений неодушевленных предметов на одушевленные и наоборот, например, стальной нож - стальные нервы.
По степени выразительности, по стилистической роли в речи метафоры можно разделить на три основные группы:
1. Метафоры сухие (их еще называют стертыми, окаменевшими,
мсртвыми), они уже не воспринимаются как перенос, скорее наоборот-
как прямые сравнения или определения вещей, явлений, признаков.
В качестве примера рассмотрим слово «ветка» в значении «небольшая подорожная линия, идущая в сторону от главного пути».
Можно догадаться, что это название возникло вследствие переноса наименований по сходству: железнодорожная ветка, также как и ветка дерева, - ответвление от главного «ствола». Со временем это новое, переносное значение слова «ветка» стало официальным названием, т.е. сухой метафорой.
Переносный характер образных общепоэти- ческих метафор ясно ощущается особенно в текстах художественной литературы. Например, прилагательное «золотой» широко упот- ребляется в разных переносных значениях: золотой - цвет, золотой - прекрасный: Над ним луч солнца золотой (Лермонтов); Эта прядь, такая золотая, разве не от старого огня? (Блок). Такие тропы придают особую выразительность не только поэтической, но и прозаической речи. Например, Остров спит, окутан строгой тишиной, море тоже спит, точно умерло. (М. Горький);
Спит ковыль (Есенин).
3. Метафоры авторские или индивидуальные - это слова, употребленные писателем в необычном значении: Ситец неба, березовый ситец (Есенин).
Такие метафоры, как правило, не являются общепо- этическими и толковыми словарями не фиксируются.
4.В образной речи распространены цепочки метафор или развернутые метафоры: Ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве. (Есенин)
В отличие от метафор метонимия основана не на сходстве, а на смежности: одно и то же название получают два предмета. Явления соседствующие, тесно связанные друг с другом.
Простейший случай - пространственная смежность предметов. Например: Так скушай же еще тарелочку, мой милый! (Крылов) - в данном примере имеется в виду не сама тарелка как предмет посуды, а ее содержимое, т.е. уха.
Существует метонимия, основанная на других типах смежности, например, на смежности временной, при которой одно и то же слово называет и процесс (действие), и результат этого процесса: Работа началась утром - готовая работа лежит на столе.
Синекдоха - один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого, особаяразновидность метонимии. Например, нередко в разговорной речи и в художественной литературе употребляются синекдохи к слову человек, в основу которых положена какая-то деталь одежды, характерная или яркая особенность внешности. Например: Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц.(Бунин)
Синекдоха дает автору возможность коротко и выразительно показать социальный состав участников исторических событий: А в двери - бушлаты, шинели, тулупы... (Маяковский),
Гипербола - преувеличение, один из тропов. Образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегают в том случае, если необходимо усилить впечатление. Гипербола очень часто встречается в произведениях устного народного творчества.
Литота - образное выражение, которое противоположно гиперболе. Литота - это преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета. Писатели обращаются к литоте в целях усиления выразительности речи. Например, в произведениях устного народного творчества: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках.
Гипербола и литота служат для создания художественного образа, усиливают выразительность речи.
Часто встречаются они в русском фольклоре. Герои русских народных сказок — Крошечка-Хаврошечка,Мальчик с пальчик. Илья Муромец берет «шелыгу железную, да которая была весу ровно сто пудов».
В литературных произведениях гипербола и литота могут передавать высокую патетику или служить средством сатиры и юмора:
«...Игостья при таких словах вся обратилась в слух: ушки ее вытянулись сами собою, она приподнялась, почти не сидя и не держась на диване, и, несмотря на то, что была отчасти тяжеловата, сделалась вдруг тоньше, стала похожа на легкий пух, который вот так и полетит на воздух от дуновения».
(Н. В. Гоголь)
Ирония - тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония - один из художественных тропов - употребление слов в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьезным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке. Например: в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» с явной иронией звучат слова муравья, обращенные к стрекозе:
Ты все пела? Это - дело...
Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной и т.д.
Олицетворение (прозопея) - один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.
Олицетворение является особым видом метафоры.
Олицетворение часто применяется в поэтической речи. Например;
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость...
(А. С. Пушкин)
Аллегория - один из видов тропов - иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Черты и признаки этого образа, соответствуя основным чертам иносказательно изображенногопонятия или явления, вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель.
Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство в виде змеи. Всякий символ является одновременно и образом. Например, слово «утро», неся в себе предметный образ «начала дня», может стать символом молодости, начала жизни.
Символ отличается от метафоры и аллегории тем, что имеет множество значений, и все они присутствуют в каждом символическом образе.
Символы существуют не только в художественной литературе. Они давно живут в сознании людей, восходя к древним мифам, былинам, обрядам. Они порождаются всем художественным творчеством человечества, его историей и культурой.
Смысл художественного символа невозможно разъяснить с помощью однозначного логического суждения, его можно только пояснить, используя другие образы-символы:
Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу...
* * *
Белая Ты, в глубинах не смутима,
В жизни - строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.
(А. Блок)
Перифраз - один из художественных тропов: замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.
Царь зверей (вместо «лев»).
У Пушкина: творец Макбета (Шекспир), певец Литвы (Мицкевич).
Стилистические фигуры- это построенные по-особому синтаксические конструкции, они необходимы для создания определенной художественной выразительности.
Можно назвать следующие стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис.
Анафора - или единоначатие - оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий, например:
Черноглазую девицу,
Черноглазого коня!..
(М.Ю. Лермонтов)
Антитеза - оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. Сражается обычно антонимами. Например:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой...
(А. С. Пушкин)
Градация - постепенное усиление или усугубление - одна из стилистических фигур, состоит в группировке определений с усиливающимся или уменьшающимся значением. Например:
Не думай бежать!
Это я
Вызвал..
Найду.
Загоню.
Доконаю.
Замучу!
(В. Маяковский)
Риторический вопрос или обращение - (от греч. Rhetог - оратор) -оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. Риторические вопросы и риторические обращения очень характерны как для поэтической речи, так и достаточно часто употребляются в текстах публицистического стиля. Их употребление как бы делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы. Например:
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
(А. С. Пушкин. «Клеветникам России»)
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
(М. Ю. Лермонтов)
«И какой русский не любит быстрой езды?»
(Н. В. Гоголь)
Оксюморон - оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явлений. Например: звонкая тишина, сладкая боль и т. п.
Умолчание - состоит в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о недосказанном.
Но мне ли, мне ль, любимцу государя...
Но смерть... но власть... но бедствия народны...
(А. С. Пушкин)
Эллипсис - пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаше всего сказуемого.
Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.
(А. Н. Толстой)
Шампанского!
(Чехов)
Эллипсис используется как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности.
Офицер – из пистолета. Тёркин – в мягкое штыком.
(Твардовский)
Эпифора — выразительное повторение слов или выражений в конце отрезка речи.
«Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»
(Н. В. Гоголь)
Инверсия — своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот этостало.
(В. В. Маяковский)
Параллелизм — сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие явлений, придает речи особенную выразительность.
Параллелизм характерен для устного народного творчества (песни, частушки). Чаще всего в фольклоре сопоставляются образ природы и образ человека.
Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали; Ох, как бы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила.
В литературе этот прием имеет самое разнообразное применение, причем наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда в романе, повести развиваются параллельные сюжетные линии.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
(А. С. Пушкин)
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь своим мечтам.
(А. С. Пушкин)
У ночи много звезд прелестных, Красавиц много на Москве.
(А.С. Пушкин)
Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.
(Гл. Успенский)
У Елены беда тут стряслась. Большая.
(Панфёров)
Флеров - всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
(Горький)
Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как средство изобразительности, особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. От присоединения парцелляция отличается тем, что парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения, тогда как присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами (в последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают).
Благозвучие- одно из качеств художественной речи, которое состоит в красоте и естественности ее звучания. Различные формы использования и усиления звучания слова придают художественной речи большую выразительность, усиленную эмоциональную окраску. Среди изобразительных средств можно назвать следующие: аллитерация, звукопись, инструментовка, ассонанс и т.п.
Аллитерация - повторение в стихах или, реже, в прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов, выделяя их и придавая им особенно выразительное значение. Например:
Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь...
Анафора (или единоначатие) - оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий, например:
Черноглазую девицу,
Черноглазого коня!..
(М.Ю. Лермонтов)
Звукопись - использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи. Примером звукописи может служить звукоподражание, которое может применяться для передачи пения птиц, топота копыт, шума леса и реки и т.п.
Эти и другие изобразительные средства фонетики помогают делать нашу поэтическую речь выразительной и яркой.