kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выразительные средства языка рассматриваются в 24 задании варианта ЕГЭ по русскому языку.Данный материал поможет  учащимся 11 класса разобраться с тропами, стилистическими фигурами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку»

Выразительность речи - это такое ее качество, которое позволяет передать оттенки чувств и мыслей. Достичь выразительности речи можно при умелом отборе слов, построении предложений, в устной речи дополнением будет служить мимика, жесты, интонация.

Нельзя не сказать и о специальных выразительных средствах языка - это тропы и стилистические фигуры.

Тропы - это поэтические обороты речи, в которых слова и выраже­ния употребляются в переносном значении. Как правило, в основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые в той или иной мере в чем-то сходны.

Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, уви­деть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.

Тропы вам хорошо знакомы. Они бывают простые и сложные.

Простые — это, конечно же, эпитеты — образные определения. Они характеризуют, поясняют какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или яв­ления. Употребляются в сочетании с определяемым словом, на которое и переносят свое значение, свои при­знаки.

В эпитетах часто сливаются изобразительное и лири­ческое начала (отношение к изображаемому). В них во­площается мироощущение писателя.

В народном поэтическом творчестве используются постоянные эпитеты: «дороженька столбовая», «синее мо­ре», «красна девица», «добрый молодец», «скатный жемчуг», «мать-сыра земля».

Сравнение - один из простейших тропов: определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым.

Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, оттенок смыс­ла, какой намерен придать ему писатель.

Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на...), либо выражается посредством подобных слов как, точно, словно и т. п. Например:

Он был похож на вечер ясный...

(М. Ю. Лермонтов)

Нередки случаи, когда писатели создают разверну­тые сравнения. В них раскрывается несколько призна­ков одного явления или характеристика целой группы явлений:

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные ба­кенбарды или просто благовидные, весьма гладко вы- бритые овалы лиц, так же небрежно подседали к да­мам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин состав­ляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако же и не тонень­кие».

Н. В. Гоголь

Сравнение может лежать в основе образно-компози­ционного построения произведения. Например, в рома­не Л. Н. Толстого «Война и мир» сравниваются два состояния жизни — человека и общества. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» — два поколения. На сравнении построено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Поэт».

В русском фольклоре и его литературных стилизаци­ях, в древнерусской литературе часто встречаются отри­цательные сравнения:

То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит,— То мое сердечко стонет, Как осенний лист дрожит..,

С. Н. Стромилое

К сложным тропам художественной речи относятся метафоры, олицетворения, аллегории, художественные символы, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты.


Метафоры - это тропы, основанные на переносном значении слов. Метафора может быть основана на внешнем сходстве, например, на сходстве формы предметов: голова человека - голова сыра; вороной конь - шахматный конь. Метафора может быть построена на сходстве цвета: золотой браслет - золотой берег; а также на сходстве функций (то есть выполняемой задачи) двух или нескольких предметов: клапан сердца - клапан механизма и т.д. Многие метафоры возникают при переносе определений неодушевленных предметов на одушевленные и наоборот, например, стальной нож - стальные нервы.

По степени выразительности, по стилистической роли в речи метафоры можно разделить на три основные группы:

1. Метафоры сухие (их еще называют стертыми, окаменевшими,

мсртвыми), они уже не воспринимаются как перенос, скорее наоборот-

как прямые сравнения или определения вещей, явлений, признаков.

В качестве примера рассмотрим слово «ветка» в значении «небольшая подорожная линия, идущая в сторону от главного пути».

Можно догадаться, что это название возникло вследствие переноса наименований по сходству: железнодорожная ветка, также как и ветка дерева, - ответвление от главного «ствола». Со временем это новое, переносное значение слова «ветка» стало официальным названием, т.е. сухой метафорой.

  1. Переносный характер образных общепоэти- ческих метафор ясно ощущается особенно в текстах художественной литературы.
    Например, прилагательное «золотой» широко упот- ребляется в разных переносных значениях: золотой - цвет, золотой - прекрасный: Над ним луч солнца золотой (Лермонтов); Эта прядь, такая золотая, разве не от старого огня? (Блок). Такие тропы придают особую выразительность не только поэтической, но и прозаической речи. Например,
    Остров спит, окутан строгой тишиной, море тоже спит, точно умерло. (М. Горький);

Спит ковыль (Есенин).

3. Метафоры авторские или индивидуальные - это слова, употребленные писателем в необычном значении: Ситец неба, березовый ситец (Есенин).

Такие метафоры, как правило, не являются общепо-­
этическими и толковыми словарями не фиксируются.

4.В образной речи распространены цепочки метафор или развернутые метафоры: Ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве. (Есенин)

В отличие от метафор метонимия основана не на сходстве, а на смежности: одно и то же название получают два предмета. Явления соседствующие, тесно связанные друг с другом.

Простейший случай - пространственная смежность предметов. Например: Так скушай же еще тарелочку, мой милый! (Крылов) - в данном примере имеется в виду не сама тарелка как предмет посуды, а ее содержимое, т.е. уха.

Существует метонимия, основанная на других типах смежности, например, на смежности временной, при которой одно и то же слово называет и процесс (действие), и результат этого процесса: Работа началась утром - готовая работа лежит на столе.

Синекдоха - один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого, особая разновидность метонимии. Например, нередко в разговорной речи и в художественной литературе употреб­ляются синекдохи к слову человек, в основу которых положена какая-то деталь одежды, характерная или яркая особенность внешности. Например: Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц. (Бунин)

Синекдоха дает автору возможность коротко и выразительно показать социальный состав участников исторических событий: А в двери - бушлаты, шинели, тулупы... (Маяковский),

Гипербола - преувеличение, один из тропов. Образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегают в том случае, если необходимо усилить впечатление. Гипербола очень часто встречается в произведениях устного народного творчества.

Литота - образное выражение, которое противоположно гипер­боле. Литота - это преуменьшение величины, силы, значения изоб­ражаемого предмета. Писатели обращаются к литоте в целях усиления выразительности речи. Например, в произведениях устного народного творчества: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках.

Гипербола и литота служат для создания художе­ственного образа, усиливают выразительность речи.

Часто встречаются они в русском фольклоре. Герои русских народных сказок — Крошечка-Хаврошечка, Маль­чик с пальчик. Илья Муромец берет «шелыгу желез­ную, да которая была весу ровно сто пудов».

В литературных произведениях гипербола и литота могут передавать высокую патетику или служить сред­ством сатиры и юмора:

«...И гостья при таких словах вся обратилась в слух: ушки ее вытянулись сами собою, она приподнялась, поч­ти не сидя и не держась на диване, и, несмотря на то, что была отчасти тяжеловата, сделалась вдруг тоньше, стала похожа на легкий пух, который вот так и полетит на воздух от дуновения».

(Н. В. Гоголь)

Ирония - тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония - один из художественных тропов - употребление слов в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьезным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке. Например: в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» с явной иро­нией звучат слова муравья, обращенные к стрекозе:

Ты все пела? Это - дело...

Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гнев­ной и т.д.

Олицетворение (прозопея) - один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные пред­меты, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Олицетворение является особым видом мета­форы.

Олицетворение часто применяется в поэтической речи. Например;

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость...

(А. С. Пушкин)

Аллегория - один из видов тропов - иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Черты и признаки этого образа, соот­ветствуя основным чертам иносказательно изображенного понятия или явления, вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель.

Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство в виде змеи. Всякий символ является одновременно и образом. На­пример, слово «утро», неся в себе предметный образ «нача­ла дня», может стать символом молодости, начала жизни.

Символ отличается от метафоры и аллегории тем, что имеет множество значений, и все они присутствуют в каждом символическом образе.

Символы существуют не только в художественной ли­тературе. Они давно живут в сознании людей, восходя к древним мифам, былинам, обрядам. Они порождаются всем художественным творчеством человечества, его ис­торией и культурой.

Смысл художественного символа невозможно разъ­яснить с помощью однозначного логического суждения, его можно только пояснить, используя другие образы-символы:

Тебя жалеть я не умею,

И крест свой бережно несу...

* * *

Белая Ты, в глубинах не смутима,

В жизни - строга и гневна.

Тайно тревожна и тайно любима,

Дева, Заря, Купина.

(А. Блок)


Перифраз - один из художественных тропов: замена названия предме­та или явления описанием существенных, определяющих его черт и при­знаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.

Царь зверей (вместо «лев»).

У Пушкина: творец Макбета (Шекспир), певец Литвы (Мицкевич).



Стилистические фигуры - это построенные по-особому син­таксические конструкции, они необходимы для создания определен­ной художественной выразительности.

Можно назвать следующие стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторичес­кое обращение, умолчание, эллипсис.

Анафора - или единоначатие - оборот поэтической речи, состо­ящий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий, например:

Черноглазую девицу,

Черноглазого коня!..

(М.Ю. Лермонтов)

Антитеза - оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. Сражается обычно антонимами. Например:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой...

(А. С. Пушкин)

Градация - постепенное усиление или усугубление - одна из сти­листических фигур, состоит в группировке определений с усилива­ющимся или уменьшающимся значением. Например:

Не думай бежать!

Это я

Вызвал..

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Замучу!

(В. Маяковский)

Риторический вопрос или обращение - (от греч. Rhetог - оратор) -оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. Риторические вопросы и риторические обращения очень характерны как для поэтической речи, так и доста­точно часто употребляются в текстах публицистического стиля. Их употребление как бы делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы. Например:

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

(А. С. Пушкин. «Клеветникам России»)

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

(М. Ю. Лермонтов)

«И какой русский не любит быстрой езды?»

(Н. В. Гоголь)


Оксюморон - оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явлений. Например: звонкая тишина, сладкая боль и т. п.

Умолчание - состоит в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о недосказанном.

Но мне ли, мне ль, любимцу государя...

Но смерть... но власть... но бедствия народны...

(А. С. Пушкин)

Эллипсис - пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаше всего сказуемого.

Во всех окнах любопытные, на крышах – мальчишки.

(А. Н. Толстой)

Шампанского!

(Чехов)

Эллипсис используется как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности.

Офицер – из пистолета. Тёркин – в мягкое штыком.

(Твардовский)

Эпифора — выразительное повторение слов или выра­жений в конце отрезка речи.

«Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный совет­ник? Почему именно титулярный советник?»

(Н. В. Гоголь)

Инверсия — своеобразная расстановка слов в предло­жении, нарушающая порядок, установленный прави­лами.

И день за днем

ужасно злить

меня

вот это стало.

(В. В. Маяковский)

Параллелизм — сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие явлений, придает речи особенную выразительность.

Параллелизм характерен для устного народного твор­чества (песни, частушки). Чаще всего в фольклоре сопо­ставляются образ природы и образ человека.

Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали; Ох, как бы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила.

В литературе этот прием имеет самое разнообразное применение, причем наряду со словесно-образным па­раллелизмом может быть и композиционный, когда в романе, повести развиваются параллельные сюжетные линии.


В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

(А. С. Пушкин)

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь своим мечтам.

(А. С. Пушкин)

У ночи много звезд прелестных, Красавиц много на Москве.

(А.С. Пушкин)


Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

(Гл. Успенский)

У Елены беда тут стряслась. Большая.

(Панфёров)

Флеров - всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

(Горький)

Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как средство изобразительности, особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. От присоединения парцелляция отличается тем, что парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения, тогда как присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами (в последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают).





Благозвучие - одно из качеств художественной речи, которое со­стоит в красоте и естественности ее звучания. Различные формы использования и усиления звучания слова придают художественной речи большую выразительность, усиленную эмоциональную окраску. Среди изобразительных средств можно назвать следующие: аллитерация, звукопись, инструментовка, ассонанс и т.п.

Аллитерация - повторение в стихах или, реже, в прозе одина­ковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов, выделяя их и придавая им особенно выразительное значение. Например:

Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь...

(А. С. Пушкин)

Ассонанс - повторение в строке, фразе, строфе однородных глас­ных звуков, например: Пора! Пора! Рога трубят.

Анафора (или единоначатие) - оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие со­стоит в повторении отдельных созвучий, например:

Черноглазую девицу,

Черноглазого коня!..

(М.Ю. Лермонтов)

Звукопись - использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи. Примером звуко­писи может служить звукоподражание, которое может применяться для передачи пения птиц, топота копыт, шума леса и реки и т.п.

Эти и другие изобразительные средства фонетики помогают делать нашу поэтическую речь выразительной и яркой.
















5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Автор: Саидова Казима Максутовна

Дата: 23.11.2016

Номер свидетельства: 362061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по демоверсии 2015 года "
    ["seo_title"] => string(74) "spravochnyie-matierialy-dlia-podghotovki-k-iege-po-diemoviersii-2015-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "144059"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418649886"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка "Готовимся к ЕГЭ. Культура речи""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_gotovimsia_k_iege_kul_tura_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "410863"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492851597"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства