Сценарий "Круглый стол ко Дню учителя с ветеранами педагогического труда". Диалог культур: профессия учителя: вчера, сегодня, завтраЦель : продолжить формирование у учащихся представления об особенностях учительского труда, педагогической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задачи: продолжить формирование у учащихся представления об особенностях учительского труда, педагогической деятельности;
способствовать развитию у учащихся интереса и осознанной направленности на педагогическую деятельность;
содействовать воспитанию у школьников чувства уважения и признательности к учителям разных поколений.
Форма проведения занятия: круглый стол.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, игра в ассоциации, упражнение «Алфавит»,
Оборудование: программа проведения занятия, стихи, кленовый лист как символ многогранности учительского труда, сувениры и цветы учителям-ветеранам.
Класс красочно убран, оформлен рисунками школьников. Столы, стулья расположены полукругом по периметру помещения. Занятие рассчитано на полчаса.
Содержательная часть. Звучит музыка песни М. Матусовского и И. Дунаевского «Школьный вальс». Встречу открывают ведущие. У каждого участника лежит кленовый листок-символ занятия.
I. Лирическое вступление. Приветствие гостей
1чтец: И снова в позолоте тополя, А школа как кораблик у причала, Где ждут учеников учителя, Чтоб новой жизни положить начало.
2чтец: На свете нет богаче и щедрей, Чем эти люди, вечно молодые. Мы помним всех своих учителей. Они в судьбе у каждого из нас.
3чтец: Мы гордо произносим каждый раз Простых три слова: « Это мой учитель». Живи всегда в своих учениках И счастлив будь, наш капитан-учитель!
4чтец: … Кто стал учителем, поймёт, Какое счастье – быть полезным людям, Учить Его Величество – Народ!
5чтец: Нести ему дар мудрости и знанья И доброты своей сердечный свет – Нет на земле ответственней призванья, Почётнее и радостнее нет.
II. Ведущий 1. Сегодня наш разговор пойдет о профессии учителя, которая, с одной стороны, является массовой, всем известной, с другой стороны, по ряду причин утратила свой престиж. Попытаемся найти ответ на вопрос, который волнует многих, зависит ли престиж профессии человека от него самого.
Ведущий 2. Все вы когда-либо играли в ассоциации. Давайте вспомним условия игры. Я называю слово, а вы продолжаете цепочку ассоциаций. Например, к слову «детство» можно предложить следующие варианты ассоциаций: радость, беззаботность, веселье, манная каша, любимая игрушка, парное молоко …Итак, ваши ассоциации к слову «учитель». Ученики предлагают свою цепочку ассоциаций.
Добрый, умный, справедливый, нужный преданный и надёжный друг, тактичный, понимающий.
Несомненно, каждый из вас прав по-своему, одно отрадно, что со словом «учитель» у всех людей на земле связаны самые трепетные воспоминания: первый учитель, любимый учитель, самый справедливый учитель...
Ведущий 1.Какой была профессия учитель несколько лет назад, что изменилось в наше время в учительской профессии и есть ли, у профессии учителя будущее.
III. Представление гостей и участников диалога ( учитель) Участие в нашем диалоге принимают учителя-ветераны и учащиеся 9-х классов. Современный учитель глазами учащихся (учитель)
Учитель – это больше, чем профессия. Учитель учит, воспитывает, развивает человека. Учитель по большому счёту в ответе за жизнь на Земле. Учитель создаёт завтрашний образ, завтрашний лик нашей планеты.
???Учителя-ветераны рассказывают о своей педагогической деятельности.
Для наших гостей обучающиеся подготовили вопросы:
1.Каким вы представляете современного учителя?
2.Настоящий учитель может быть несовременным и неинтересным?
3.От чего зависит успех учителя и его учеников? 4.Учитель – это профессия или призвание? 5.Учитель – это профессия вне времени или нет?!6. Почему выбрали педагогическую профессию? 7.Какой запомнилась вам первая встреча с учениками? 8. Сколько выпусков было в вашей жизни и какой самый запоминающийся? 9.Какие ученики были для вас трудными, а какие любимыми 10.Самый смешной или запомнившийся случай из вашей педагогической жизни? 11.Изменилось ли ваше отношение к профессии учителя? 12.Что бы вы могли посоветовать и пожелать будущим педагогам?
Учитель – самая древняя и уважаемая профессия, которая за множество веков существования не утратила своей значимости в обществе. Профессия, которая со временем только усилила свою власть над людьми.
Давайте попробуем создать портрет учителя будущего. Упражнение «Алфавит» . У – умный, усердный; ч – честный; и – интересный, интеллектуал; т – творческий, талантливый; е – единомышленник; л – любящий; ь – мягкий.
Обращение учащихся к ветеранампедагогического труда
Ведущий 1:Ваш скромный труд цены не знает, Ни с чем он не сравним! И все с любовью величают Вас именем простым – Учитель. Кто ж его не знает, Простое имя это, Что светом знаний озаряет Живую всю планету! Мы в Вас берём своё начало, Вы нашей жизни цвет! И пусть года, как свечи, тают, Нам не забыть Вас, нет!
Ведущий 2: О, если б можно было просто рассказать о Вас, О педагогах прошлого столетия. То можно было б книгу написать. И акварелью в красках описать
Всю вашу жизнь и ваше долголетие.
8. Штрихи к биографии.
Учитель. Мы сегодня больше рассуждали о современном учителе, об учителе будущего, но нет будущего без прошлого. Не состоится учитель будущего без надёжного наставника, без помощи и подсказок учителей-ветеранов, потому что именно они прослужили на поприще учительства долгие и долгие годы. Ежедневный кропотливый труд, профессионализм, любовь к детям вели Вас по нелегкой, но интересной дороге учителя.
Учитель. Мы живём в XXI веке, когда человечество шагнуло далеко вперёд. Сегодня фантастика становится реальностью. Полётами в космос никого не удивишь. Современные мальчишки не мечтают стать моряками или космонавтами, всё больше представляют себя бизнесменами или менеджерами. Но нам нужны и врачи, и учёные, и водители. А готовят их всех к самостоятельной жизни учителя.
Поэтому нашу встречу хотелось бы закончить словами педагога-новатора Ш. Амонашвили, который отразил высокое предназначение учителя в стихотворении «Я – Учитель». (Стихотворение читают ведущие по одной строчке)
Ведущий 1:Я – Учитель. Ведущий 2:Я – Любовь и Преданность, Вера и терпение. Ведущий 1:Я – Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание. Ведущий 2:Я – Истина и Сердце, Совесть и Благородство. Ведущий 1:Я – Идущий и Дарящий, Нищий и Богатый. Ведущий 2:Я – Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник. Ведущий 1:Я – Прокладывающий Путь и Художник Жизни. Ведущий 2:Я – Убежище Детства и Колыбель Человечества.
Ведущий 1:Я – Улыбка будущего и Факел Сущего. Ведущий 2:Я – Учитель от Бога и Соработник Бога.
Рефлексия. Каждому участнику круглого стола предлагается на кленовом листке-символе написать пожелание,обменяться и сохранить на память о встрече поколений. Вручаются сувениры, цветы ветеранам.
1.Каким вы представляете современного учителя?
2.Настоящий учитель может быть несовременным и неинтересным?
3.От чего зависит успех учителя и его учеников?
4.Учитель – это профессия или призвание?
5.Учитель – это профессия вне времени или нет?!
6. Почему выбрали педагогическую профессию?
7.Какой запомнилась вам первая встреча с учениками?
8. Сколько выпусков было в вашей жизни и какой самый запоминающийся?
9.Какие ученики были для вас трудными, а какие любимыми
10.Самый смешной или запомнившийся случай из вашей педагогической жизни?
11.Изменилось ли ваше отношение к профессии учителя?
12.Что бы вы могли посоветовать и пожелать будущим педагогам