Данная разработка предназначена для обучающихся, испытывающих затруднения в освоении образовательной программы и демонстрирующих низкий уровень учебной мотивации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексика"»
Контрольная работа по теме "Лексика"
1. Соедини слово и его значение
автобус
место, где хранят и выдают книги
библиотека
сладкий фрукт
портфель
таблица с днями и месяцами
апельсин
сумка для учебников и тетрадей
календарь
четырёхколёсный общественный транспорт
2. Найди синонимы (подчеркни пары; 5 баллов, по 1 за каждую верную пару).
черный
морозный
грустный
узкий
холодный
радостный
широкий
хороший
добрый
белый
3. Подбери антоним (напиши слово с противоположным значением; 5 баллов, по 1 за каждый верный ответ).
утро — …
толстый — …
громкий — …
старый — …
тяжёлый — …
4. Отметь слова, которые ты используешь каждый день (поставь ✓; 5 баллов, по 1 за каждое отмеченное слово).
телефон
ручка
облако
тетрадь
мороженое
5. Составь предложение с любым из этих слов (напиши 1 предложение; 2 балла).
6. Найди общеупотребительное слово (обведи кружком; 1 балл).
а) смартфон;
б) кафтан;
в) перст.
7. Найди заимствованное слово (обведи кружком; 1 балл).
а) вода;
б) балет;
в) земля.
8. Вставь пропущенное слово в определение (1 балл). Слова, противоположные по значению, называются ______________________.
9. Придумай и запиши пару омонимов (2 балла).
(Омонимы — слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.)
10. Выбери слово, которое НЕ является синонимом к слову «смелый» (1 балл).
а) храбрый;
б) отважный;
в) трусливый.
11. Найди слово с переносным значением (1 балл).
а) золотое кольцо;
б) золотая осень;
в) золотая монета.
12. Определи, какое слово устаревшее (1 балл).
а) компьютер;
б) кольчуга;
в) телефон.
13. Придумай предложение со словом «Школа» (2 балла).
Контрольная работа по теме «Лексика»
1. Соотнеси слово и его лексическое значение (запиши пары цифра – буква; 6 баллов, по 1 за каждое верное соединение).
марафон
дефис
сувенир
горизонт
маршрут
фонтан
а) линия, где небо как бы сходится с землёй б) продолжительное состязание, длительный забег в) знак препинания в виде короткой чёрточки г) струя воды, бьющая вверх или под напором д) вещь на память о поездке, месте, человеке е) заранее намеченный путь следования
2. Подбери синонимы к словам (запиши по 2 синонима к каждому; 6 баллов, по 1 за каждый верный синоним).
интересный — … , …
красивый — … , …
сказать — … , …
3. Подбери антонимы к словосочетаниям (запиши противоположные по смыслу пары; 5 баллов, по 1 за каждый верный ответ).
тёплый день — …
высокий дом — …
яркое солнце — …
весёлая песня — …
быстрый бег — …
4. Определи тип лексической единицы (запиши: синоним, антоним, омоним, фразеологизм; 4 балла, по 1 за каждый верный ответ).
«как снег на голову» — …
лёгкий (вес) – тяжёлый (вес) — …
ключ (от двери) – ключ (родник) — …
смелый – храбрый — …
5. Найди и выпиши: а) 2 заимствованных слова; б) 2 устаревших слова (4 балла, по 1 за каждое верно указанное слово).
Текст: «В старину купцы везли на ярмарку шёлковые ткани, фарфор и пряности. Сегодня мы можем купить смартфон, ноутбук и другие гаджеты».
а) заимствованные: … , … б) устаревшие: … , …
Контрольная работа по теме «Лексика»
Задания (в формате теста)
1. Выберите верное определение. Общеупотребительные слова — это: а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии; б) слова, употребляемые жителями той или иной местности; в) слова, вошедшие в русский язык из других языков; г) многие слова языка, известные всему народу. (1 балл)
2. Какое из этих слов — диалектное? а) компьютер; б) кочет (петух); в) балет; г) школа. (1 балл)
3. Какое слово является профессионализмом? а) кафтан; б) скальпель; в) бурак (свёкла); г) смартфон. (1 балл)
6. В каком предложении слово употреблено в переносном значении? а) Девочка держала в руках букет роз. б) Её глаза горели от счастья. в) На столе стоял стакан воды. г) Кошка спала на диване. (1 балл)
11. Какое значение у фразеологизма «как снег на голову»? а) очень быстро; б) неожиданно; в) тяжело; г) радостно. (1 балл)
12. В каком ряду все слова — синонимы? а) большой, огромный, гигантский; б) холодный, горячий, тёплый; в) быстрый, медленный, скорый; г) светлый, тёмный, яркий. (1 балл)
13. В каком ряду все слова — антонимы? а) высокий — низкий, светлый — тёмный; б) быстрый — скорый, громкий — звонкий; в) весёлый — радостный, холодный — морозный; г) большой — огромный, тихий — бесшумный. (1 балл)
14. Какое слово имеет несколько лексических значений (многозначное)? а) стол; б) карандаш; в) бежать; г) книга. (1 балл)
15. В каком предложении есть устаревшее слово? а) Я купил новый смартфон. б) В старину люди носили лапти. в) Мы пошли в парк гулять. г) Она читает интересную книгу. (1 балл)
18. Подберите синоним к фразеологизму «водить за нос»: а) помогать; б) обманывать; в) поддерживать; г) торопить. (1 балл)
19. Какое слово не является заимствованным? а) футбол; б) бутерброд; в) вода; г) кафе. (1 балл)
20. В каком ряду все слова общеупотребительные? а) смартфон, школа, книга; б) кафтан, перст, ланиты; в) кочет, бурак, стёжка; г) скальпель, анестетик, авитаминоз. (1 балл)
Открытые задания (с кратким ответом)
21. Приведите 2 примера омонимов (с пояснением значения; 4 балла, по 2 за каждую пару).
Пара 1: … (значение 1) – … (значение 2)
Пара 2: … (значение 1) – … (значение 2)
22. Составьте 2 предложения: одно с прямым значением слова «тяжёлый», второе — с переносным (4 балла, по 2 за каждое корректное предложение).