kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Книжка - памятка по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

 КНИЖКА-ПАМЯТКА

1. БОЛЬШАЯ БУКВА, ЗНАК В КОНЦЕ

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

      Выпиши предложение правильно. Начало предложения пишется с большой буквы. Определи цель высказывания.

    2. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.

      Выпиши слово. Укажи сколько в нём слогов, гласных     

      звуков, согласных звуков, букв, звуков.

    ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя

    оставлять на строке и нельзя переносить на новую  

    строку.  

4. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ  

    СЛОВА.(обозначает мягкость согласных)

25. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК-, -ИК-

      ПРОВЕРЯЙ ТАК:

                         ед.ч.                                мн.ч.

замоч             -      замоч        а

платоч   ЕК   -      платоч  К  а

ореш              -      ореш         а

измените число, если гласная пропала, то пиши с буквой Е

26. Сложные слова.

Соединительные гласные о и е.

Например: пылесос, самолет, синеглазая.

24. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН

      ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

       От существительного задай вопрос к

       прилагательному. Пиши в прилагательном то

       окончание, что и в вопросе. 

5. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

      Выпиши слово правильно. Запомни: ча-ща пиши с буквой а, чу-щу с буквой у, жи-ши с буквой и.

      Делай так: чаща – пишу с буквой а.

6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ,

    ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ.

      Определи устно в слове ударную, безударную

      гласные, которые нужно проверить.

      Подбери проверочные слова.

      Делай так: волны-волна, море-моря.        

7. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ,

    НЕПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ

    ( слово из словаря).

      Напиши слово с допущенной ошибкой 3 раза.

      Запомни, как оно пишется.

      Например: ребята, ребята, ребята.

8. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.

      Прочитай слово, в котором допущена ошибка,

      правильно. Проверь согласную.

      Делай так: морозы-мороз, ягода-ягодка.

ЗАПОМНИ! Согласные на конце и в середине слова  пишутся так же, как и перед гласными.

 

10. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)

      Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на  это правило.

      Например: вьюга, листья, соловьи.

 ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак пишется в  корне после согласных перед гласными: е, ё, и, ю, я.

11. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК (Ъ)

       Разделительный твердый знак (ъ) пишется после   

       приставок, которые оканчиваются на согласную,

       перед буквами: е, ё, я.

       Например: подъём, объявление, поезд, подход.

12. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.

       Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на  это правило. Раздели слова для переноса.

       Делай так: группа, утренний, коллектив.

                         груп-па, утрен-ний, кол-лектив.

23. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН

      СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

 22. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ      ВРЕМЕНИ

лицо

I спряжение

II спряжение

Все глаголы на -ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить.

Все глаголы на -ить, кроме глаголов исключений, + гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

  1. Поставить глагол в начальную форму.
  2. Определить спряжение.
  3. Проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа.
  4. Определить окончание данного глагола.

13. СОСТАВ СЛОВА.

 Выпиши слово. Разбери его по составу.

       Например: поездка (чтобы найти:

                         -окончание (измени число или форму)

                         -основа (часть слова без окончания)

                         -корень  (неизменяемая часть однокоренных    -                                                                                                 слов)

                          -приставка (перед корнем)

                          -суффикс (после корня)

14. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 а) По членам предложения.

           Подчеркните главные члены предложения,

           выпишите слова парами с вопросами.

           Седые туманы плывут к облакам.

                        туманы  (какие?) седые

                        туманы (что делают?) плывут

                        плывут (куда?) к облакам

       б) По частям речи

           Выпиши предложение, обозначь, какой частью

           речи является каждое слово.

             Например:

               прил.          сущ.          гл.   пр.  сущ.

           Красивые птички сели на ветку.

5. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ   

      СОГЛАСНЫХ.

       Прочитай слово. Подбери к нему несколько

       родственных слов. Выдели корень. Проверь

       непроизносимую согласную.

       Делай так: Звезда-звёздочка-звёздный.         

16. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ СО СЛОВОМ.

     

17. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГА СО СЛОВОМ.

       Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что 

       предлог со словом пишется отдельно.

       ЗАПОМНИ! Предлог-это отдельное слово.

       Не путай приставку с предлогом.

       Например: Лодка отплыла от берега.     

18. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ

      СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

       Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши     

       ещё два слова на это правило.

       Например: луч, товарищ, шалаш-муж. род.

                          ночь, мощь, тишь       -жен. род. 

19. НЕ С ГЛАГОЛАМ.

       Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это  правило.

       Например: не пришел, не выучил, не знал.

20. О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

овцой                            лестницей

мячом                           тучей

шалашом                      крышей

плащом                        товарищем

чертежом                      сторожем

Буквы О-Е на конце наречий после шипящих.

горячо                                                могуче

хорошо                                  певуче

свежо                                     блестяще

                                               неуклюже

Исключение: еще.

21. Буквы А-О на конце наречий с приставками.

Издавна                        влево

Досуха                          направо

Слева                                     затемно

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«книжка - памятка по русскому языку »



Составила: Калинченко О.С. учитель русского языка

и литературы МОУ Новинская СОШ








































КНИЖКА-ПАМЯТКА

по

работе над ошибками

по

русскому языку.
























1. БОЛЬШАЯ БУКВА, ЗНАК В КОНЦЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Выпиши предложение правильно. Начало предложения пишется с большой буквы. Определи цель высказывания.

Делай так: Выпал пушистый снег.

или Ты идёшь в школу?


2. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.

Выпиши слово. Укажи сколько в нём слогов, гласных

звуков, согласных звуков, букв, звуков.

Делай так:

Книга -2 сл, 2 гл, 3 согл, 5 б, 5 зв.

(к-согл, гл, тв; н-зв, м; г-зв, тв.)


3. ПЕРЕНОС СЛОВА.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси-на, май-ка, конь-ки.

ЗАПОМНИ!!! При переносе одну букву нельзя

оставлять на строке и нельзя переносить на новую

строку.


4. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ

СЛОВА.(обозначает мягкость согласных)

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Выпиши ещё два слова на это правило.

Например: ель, пень, тень, пальто, мальчик,

коньки.







25. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК-, -ИК-

ПРОВЕРЯЙ ТАК:

ед.ч. мн.ч.

замоч - замоч а

платоч ЕК - платоч К а

ореш - ореш а

измените число, если гласная пропала, то пиши с буквой Е



лист - лист и

ключ ИК - ключ ИК и

сад - сад и


26. Сложные слова.

Соединительные гласные о и е.

Например: пылесос, самолет, синеглазая.



















24. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

(Проверяй по вопросу!)

От существительного задай вопрос к

прилагательному. Пиши в прилагательном то

окончание, что и в вопросе.


Падежи

Муж. и Ср.род.

Жен. р.

Множ.число

Именит.

ый, ий,

ое, ее

ая, яя

ые, ие

Родит.

ого, его


ой, ей

ых, их

Дательн.

ому, ему


ой, ей

ым, им

Винит.

ый, ий

ое, ее

ую, юю

ые, ие

Творит.

ым, им


ой/ою/,

ей/ею

ымы, ими

Предолож

ом, ем


ой, ей

ых, их


Например: в заводи (какой?) тихой

кувшинки (какие?) золотые

озёрам (каким?) голубым










5. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

Выпиши слово правильно. Запомни: ча-ща пиши с буквой а, чу-щу с буквой у, жи-ши с буквой и.

Делай так: чаща – пишу с буквой а.


6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ,

ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ.

Определи устно в слове ударную, безударную

гласные, которые нужно проверить.

Подбери проверочные слова.

Делай так: волны-волна, море-моря.


7. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ,

НЕПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ

( слово из словаря).

Напиши слово с допущенной ошибкой 3 раза.

Запомни, как оно пишется.

Например: ребята, ребята, ребята.


8. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.

Прочитай слово, в котором допущена ошибка,

правильно. Проверь согласную.

Делай так: морозы-мороз, ягода-ягодка.

ЗАПОМНИ!!! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными. Проверь себя.








9. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И

ФАМИЛИЯХ, КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ,

НАЗВАНИЯХ РЕК, ГОРОДОВ, ДЕРЕВЕНЬ, СТРАН.

Выпиши слово правильно. Напиши еще 3-5 различных имен собственных.

Например: Илья, Лена, Андрей, Москва, Киев.


10. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило.

Например: вьюга, листья, соловьи.

ЗАПОМНИ!!! Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными: е, ё, и, ю, я.


11. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК (Ъ)

Разделительный твердый знак (ъ) пишется после

приставок, которые оканчиваются на согласную,

перед буквами: е, ё, я.

Например: подъём, объявление, поезд, подход.


12. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Раздели слова для переноса.

Делай так: группа, утренний, коллектив.

груп-па, утрен-ний, кол-лектив.






23. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Падежи

Вопросы

Предлоги

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл

м.р.

ж.р

м.р.

ср.р

ж.р.

Именит

кто? что?

---------

-----

Родит.

кого?

чего?

откуда?

где?

без, у, с, до

из, от, около, возле

Дател.

кому? чему?

куда? где?

к, по


Винит.

кого? что?

куда?

в, на, за, про

через

-----

Творит.

кем? чем? где?

за, над, с, под.

-ой

-ей

-ом

-ем

(ь) ю

Предлож

о ком? о чём? где?

в, на, об



Контрольные слова

лиса

земля

конь

стол

степи



22. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ

ВРЕМЕНИ


лицо

I спряжение

II спряжение


Ед.число

Мн.число

Ед.число

Мн. число

1-е

у (ю)

ем

у (ю)

им

2-е

ешь

ете

ишь

ите

3-е

ет

ут (ют)

ит

ат(ят)

Неопр. форма

Все глаголы на -ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить.

Все глаголы на -ить, кроме глаголов исключений, + гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть.


Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

  1. Поставить глагол в начальную форму.

  2. Определить спряжение.

  3. Проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа.

  4. Определить окончание данного глагола.







13. СОСТАВ СЛОВА.


Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например: поездка (чтобы найти:

-окончание (измени число или форму)

-основа (часть слова без окончания)

-корень (неизменяемая часть однокоренных - слов)

-приставка (перед корнем)

-суффикс (после корня)


14. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ


а) По членам предложения.

Подчеркните главные члены предложения,

выпишите слова парами с вопросами.

Седые туманы плывут к облакам.

туманы (какие?) седые

туманы (что делают?) плывут

плывут (куда?) к облакам


б) По частям речи

Выпиши предложение, обозначь, какой частью

речи является каждое слово.

Например:

прил. сущ. гл. пр. сущ.

Красивые птички сели на ветку.






15. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ

СОГЛАСНЫХ.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько

родственных слов. Выдели корень. Проверь

непроизносимую согласную.

Делай так: Звезда-звёздочка-звёздный.


16. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ СО СЛОВОМ.

Выпиши слово. Выдели приставку, образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, приехал.


17. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГА СО СЛОВОМ.

Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что

предлог со словом пишется отдельно.

Делай так: К берегу, (к какому?) берегу,

к (крутому) берегу.

ЗАПОМНИ!!! Предлог-это отдельное слово.

Не путай приставку с предлогом.

Например: Лодка отплыла от берега.


18. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши

ещё два слова на это правило.

Например: луч, товарищ, шалаш-муж. род.

ночь, мощь, тишь -жен. род.






19. НЕ С ГЛАГОЛАМ.


Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило.

Например: не пришел, не выучил, не знал.



20. О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

овцой лестницей

мячом тучей

шалашом крышей

плащом товарищем

чертежом сторожем

Буквы О-Е на конце наречий после шипящих.

горячо могуче

хорошо певуче

свежо блестяще

неуклюже

Исключение: еще.


21. Буквы А-О на конце наречий с приставками.

Издавна влево

Досуха направо

Слева затемно



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
книжка - памятка по русскому языку

Автор: Терзиди Марина Дмитриевна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока по русскому языку на тему: Знакомство с учебником русского языка. УМК "Гармония". "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-znakomstvo-s-uchiebnikom-russkogho-iazyka-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "204138"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429613348"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Безударные глассные""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_vo_2_klassie_biezudarnyie_ghlassnyie"
    ["file_id"] => string(6) "407220"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491486479"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Разработка урока русского языка. Правописание гласных И, Ы после Ц. "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-ghlasnykh-i-y-poslie-ts"
    ["file_id"] => string(6) "161756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422272024"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока по русскому языку "Местоимение" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "216235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432907700"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок - проект "Боремся за чистоту  русского языка""
    ["seo_title"] => string(51) "urok-proiekt-boriemsia-za-chistotu-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "268571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450640772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства