КНИЖКА-ПАМЯТКА
1. БОЛЬШАЯ БУКВА, ЗНАК В КОНЦЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Выпиши предложение правильно. Начало предложения пишется с большой буквы. Определи цель высказывания.
2. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.
Выпиши слово. Укажи сколько в нём слогов, гласных
звуков, согласных звуков, букв, звуков.
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя
оставлять на строке и нельзя переносить на новую
строку.
4. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ
СЛОВА.(обозначает мягкость согласных)
25. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК-, -ИК-
ПРОВЕРЯЙ ТАК:
ед.ч. мн.ч.
замоч - замоч а
платоч ЕК - платоч К а
ореш - ореш а
измените число, если гласная пропала, то пиши с буквой Е
26. Сложные слова.
Соединительные гласные о и е.
Например: пылесос, самолет, синеглазая.
24. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
От существительного задай вопрос к
прилагательному. Пиши в прилагательном то
окончание, что и в вопросе.
5. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Выпиши слово правильно. Запомни: ча-ща пиши с буквой а, чу-щу с буквой у, жи-ши с буквой и.
Делай так: чаща – пишу с буквой а.
6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ,
ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ.
Определи устно в слове ударную, безударную
гласные, которые нужно проверить.
Подбери проверочные слова.
Делай так: волны-волна, море-моря.
7. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ,
НЕПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ
( слово из словаря).
Напиши слово с допущенной ошибкой 3 раза.
Запомни, как оно пишется.
Например: ребята, ребята, ребята.
8. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.
Прочитай слово, в котором допущена ошибка,
правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы-мороз, ягода-ягодка.
ЗАПОМНИ! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.
10. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило.
Например: вьюга, листья, соловьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными: е, ё, и, ю, я.
11. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК (Ъ)
Разделительный твердый знак (ъ) пишется после
приставок, которые оканчиваются на согласную,
перед буквами: е, ё, я.
Например: подъём, объявление, поезд, подход.
12. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Раздели слова для переноса.
Делай так: группа, утренний, коллектив.
груп-па, утрен-ний, кол-лектив.
23. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
22. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ
лицо
I спряжение
II спряжение
Все глаголы на -ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить.
Все глаголы на -ить, кроме глаголов исключений, + гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть.
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
- Поставить глагол в начальную форму.
- Определить спряжение.
- Проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа.
- Определить окончание данного глагола.
13. СОСТАВ СЛОВА.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Например: поездка (чтобы найти:
-окончание (измени число или форму)
-основа (часть слова без окончания)
-корень (неизменяемая часть однокоренных - слов)
-приставка (перед корнем)
-суффикс (после корня)
14. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
а) По членам предложения.
Подчеркните главные члены предложения,
выпишите слова парами с вопросами.
Седые туманы плывут к облакам.
туманы (какие?) седые
туманы (что делают?) плывут
плывут (куда?) к облакам
б) По частям речи
Выпиши предложение, обозначь, какой частью
речи является каждое слово.
Например:
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Красивые птички сели на ветку.
5. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ
СОГЛАСНЫХ.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько
родственных слов. Выдели корень. Проверь
непроизносимую согласную.
Делай так: Звезда-звёздочка-звёздный.
16. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ СО СЛОВОМ.
17. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГА СО СЛОВОМ.
Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что
предлог со словом пишется отдельно.
ЗАПОМНИ! Предлог-это отдельное слово.
Не путай приставку с предлогом.
Например: Лодка отплыла от берега.
18. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши
ещё два слова на это правило.
Например: луч, товарищ, шалаш-муж. род.
ночь, мощь, тишь -жен. род.
19. НЕ С ГЛАГОЛАМ.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: не пришел, не выучил, не знал.
20. О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.
овцой лестницей
мячом тучей
шалашом крышей
плащом товарищем
чертежом сторожем
Буквы О-Е на конце наречий после шипящих.
горячо могуче
хорошо певуче
свежо блестяще
неуклюже
Исключение: еще.
21. Буквы А-О на конце наречий с приставками.
Издавна влево
Досуха направо
Слева затемно