kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Каждый ребенок – творческая личность!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор статьи предлагает рассмотреть творческую работу обучающихся на примере использования различных видов сочинений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Каждый ребенок – творческая личность!»

Сизоненко Тамара Викторовна,
учитель русского языка и литературы, специалист высшей категории МБОУ «Школа № 85 города Донецка»


КАЖДЫЙ РЕБЕНОК – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ!


Аннотация. Автор статьи предлагает рассмотреть творческую работу обучающихся на примере использования различных видов сочинений.

Ключевые слова: творчество, сочинение, самообразование.


Мы живем в век, когда стремительно развиваются нанотехнологии, а молодое поколение в совершенстве овладевает новейшим программным обеспечением и успешно осваивает просторы интернета. Детям необходимо проявлять изрядную гибкость ума, креативность и творческий подход. Эти составляющие позволят не только справиться с решением многих задач, но еще и добиться успехов в будущем. По моему глубокому убеждению, именно в школе зарождается творческий потенциал человека. Естественно, что большая доля заслуги в этом возлагается на уроки русского языка и литературы. Данные предметы напрямую способствуют развитию инициативности и творчества ученика.

На мой взгляд, основной сутью работы учителя является способность заинтересовать каждого своего ученика, чтобы он не просто любил русский язык и литературу, а каждый урок для него стал удивительным открытием, которое отложится в его памяти. Для этого необходимо избавляться от шаблонов и одинаковых фраз, исключая похожие как две капли воды уроки. Моим основным стремлением является не только успешное освоение материала, но еще и творчество учеников, где они смогут полностью выразить собственную индивидуальность и, конечно же, показать результативность.

На протяжении педагогической практики мною подмечено, что больше всего проблем у детей возникает на уроке развития речи. Это связано с многогранностью поставленных задач, поскольку предстоит не только развиваться в интеллектуальной и речевой сфере, но еще и постараться обогатить свой внутренний духовный мир. Исходя из этого, темы предлагаемых творческих работ очень разнообразны. Естественно, выбор того или иного вида диктуется особенностями программы и актуальными жизненными приоритетами.

Все творческие работы можно условно разделить на следующие виды:

‑ сочинение-описание в соответствии с личным опытом и наблюдениями;

‑ сочинение по картине;

‑ сочинение по данному началу;

‑ сочинение-рассуждение;

‑ сочинение-характеристика;

‑ сочинение с дополнительными грамматическими заданиями.

Чтобы научить писать сочинения, следует сначала провести огромную работу с учащимися, воспитать в них читательскую культуру и культуру языка. Основательной базой для написания сочинений могут служить следующие составляющие: общее развитие ученика, начитанность, умение красочно, эмоционально и кратко излагать собственные мысли, его заинтересованность к письменной речи и определенные навыки работы.

Стоит выделить, что раздумья над художественным произведением обогащают само восприятие ребенка, заставляют его проанализировать тот или иной персонаж и неизменно способствуют работоспособности. Ученик более пристально всматривается в сам текст и заостряет внимание, на первый взгляд, незаметных деталях. Он без особого труда находит наиболее яркие моменты, делает пейзажные и портретные зарисовки. Кроме этого, становится явным языковое мастерство автора, что в дальнейшем очень важно при написании сочинения.

Каждый ребенок хотел бы оказаться на месте всемирно известного писателя, произведения которого взахлеб читают по всему миру. Для того, чтобы учащиеся примерили на себя эту роль, а заодно и с целью развития их творчества, я часто даю, на мой взгляд, необычные и в то же время оригинальные сочинения, которые нельзя списать с интернета и справочника.

Первый вид сочинения называется мидквел. Обучающийся самостоятельно создает эпизод, который никоим образом не влияет на сам сюжет известного художественного произведения.

Доктор Старцев восседал в своей карете, запряжённой четвёркой лошадей. На облучке, как и всегда, сидел его кучер. «Какой он, однако, облезлый какой-то: армячишко прохудившийся совсем, дырка на локте, обшарпанный картуз. Надо бы ему всё новое справить: шапку тёплую ему куплю (зима ведь на носу-то ), тулупчик приличный, валенки – все, как подобает для слуги приличного хозяина. Да… »

- Эй, любезный, давай быстрее домой, обед стынет.

После обеда Ионыч дал себе слово съездить в магазин и всё купить своему кучеру. Но, прежде всего, по сложившейся уже традиции, после обеда он закрылся в своём кабинете и стал пересчитывать накопленные деньги, рассматривая их, принюхиваясь к ним, раскладывая по стопочкам. Когда всё подсчитал, оказалось, что «тютелька в тютельку» ровно пять тысяч. Кругленькая сумма. Деньги лежали аккуратненько ровненькими стопочками. Как-то сразу расхотелось ехать в магазин и разрушать такую идиллию: «5 тысяч».

«Э, ладно, поездит ещё так, не барин, чай. Надо сказать, чтоб подлатал одежду себе – ишь чего вздумал – ходить в дранье … »

(по «Ионычу» А.П.Чехова)

Многие люди с детства любили пофантазировать о событиях, которые предшествовали основным в произведении, а именно о предыстории. Именно эта возможность предоставляется в сочинении – приквел.

Кабаниха, задумчиво глядя на Катерину, вспоминает себя, когда и она была такой же молоденькой, как её невестка. «У меня такая же была длинная коса, только волосы пшеничного цвета и заплетены по- другому, «колоском». Кофточка на мне белоснежная так же закрывала и грудь, и шею, юбка тёмно-зелёная до пят. Да, я была такой же тонкой, стройной, нежной. Тоже надеялась, что муж мой будет мне защитой и опорой в жизни – нет, не защищать от кого-то, а просто по жизни будет идти рядом, плечом к плечу, в радости и в горе, до самой старости, вместе. И что? Слюнтяем оказался. С дружками с утра до вечера пил – предначертание, видите ли, у него было другое, на городской бы ему жениться, он слышал, что городские -де совсем другие. А тут я со своей преданностью. Не любил он меня, да и никого не полюбил - только выпить мастер был. Всё надеялась я, что помогу ему избавиться от запоев: и ночью ему, пьяному, о любви шептала, и днём его поддерживала, говорила, какой он молодец, хозяин, отец – сын ведь у нас родился. Но нет, ласки мои ему не нравились, меня постоянно унижал, оскорблял, руку даже поднимал на меня. К чему всё это привело? Взбесилась я, сказала ему всё, что про него думаю, что он никчёмный. А он вновь побежал к друзьям да и нализался так, что к утру помер. Если бы я потерпела несколько лет, может, он и перебесился бы, жил бы сейчас…

Вот и Катя – то тоже, как я когда-то, не хочет мириться с мужем своим(в батю он пошёл, в батю, такой же слюнтяй, рохля; а ведь сын он мне, жалко его). Надо держать невестку в руках, в «ежовых рукавицах», чтоб знала своё место, напомнить надо, как в старину жена обязана была мужу ноги мыть да воду эту после пить. Вот так-то… »

(по «Грозе» А.Н. Островского)

После прочтения захватывающего произведения некоторые ученики с сожалением высказываются, что нет продолжения. Поэтому я очень часто практикую еще один вид сочинения – сиквел.

Понимая, что последствия от пореза могут быть необратимыми, стоял, как каменный. В это мгновение заглянул отец, который мгновенно пришёл на помощь и прижёг рану.

Выздоравливал Базаров долго, мучительно, но крепкий организм победил смерть. Бледный, похудевший, измождённый, Евгений тихо вошёл в комнату своих родителей. Ещё более постаревшие, отец и мать сидели рядом, держась за руки, а губы их шевелились, скорее всего, в молитве. Увидев свою кровинушку, обрадовались, но подойти к нему и обнять его всё ещё боялись – помнили о строгости сына и о «телячьей нежности », как он говорил, к ним.

Но произошло чудо. За время болезни Евгений много думал и понял, что родители его очень любят, что он был очень резок с ними, даже груб, что просто необходимо их чаще обнимать, целовать и говорить, что он их любит. На самом деле, искренно!

Через несколько дней Базаров уже ехал в глухую деревню для работы местным врачом. Но обещал раз в месяц приезжать к родителям – при этих словах в глазах своих стариков Евгений увидел слёзы, которые теперь не раздражали, а умиляли его. Он, не стыдясь своих нахлынувших чувств, с благодарностью обнял мать и отца.

Потянулись долгие дни тяжёлой работы.

Однажды к медпункту подъехала карета, из неё вышла дама, которая показалась Базарову знакомой. Да, это была Одинцова, всё так же хороша собой, но что-то в ней было новое.

«Как она оказалась здесь?» – промелькнуло в голове Базарова. Женщина узнала его сразу, обрадовалась, её поведение было так естественно, что Евгений почувствовал прилив чувств – он понял: это любовь. Любовь, которую он отрицал, вновь взяла его в плен. Что же привело Одинцову в деревню?

«Не могу больше терпеть скуку высшего света, единственным развлечением которого являлись сплетни. Пустословие, глухота и слепота – ничего, кроме себя, не видят и не слышат. Надоело. Буду здесь работать учителем.»

В это время Одинцова так посмотрела на Базарова, что он понял: она его любит. Они потянулись друг к другу, и их губы слились в поцелуе.

(по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Список использованных источников:

  1. Виды сочинений. ‑ URL: https://studwork.ru/spravochnik/oformlenie/sochinenie/vidy-sochineniy

  2. Жакова, Т. Приквелл, сиквелл и мидквелл - а также их друзья кроссовер и спинофф. ‑ URL: https://storytellingschool.ru/spin-off

  3. Чижинцева, К. Что такое сиквел, приквел и мидквел? / К. Чижинцева А. Анушевская. ‑ URL: https://aif.ru/dontknows/file/1465793

  4. Щербакова, О. И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы :пособие для учителей общеобразоват. организаций / О.И. Щербакова. ‑ М. : Просвещение, 2015 ‑ 143 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Каждый ребенок – творческая личность!

Автор: Сизоненко Тамара Викторовна

Дата: 08.07.2024

Номер свидетельства: 654015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Доклад на тему «Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» "
    ["seo_title"] => string(150) "doklad-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-5-klassa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "238541"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444581920"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Творческий отчет "Развитие гармоничной, творческой личности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(82) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-gharmonichnoi-tvorchieskoi-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "227278"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440674946"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Творческий отчёт старшей вожатой Ленинской средней школы «Развитие гармоничной, творческой личности» "
    ["seo_title"] => string(114) "tvorchieskii-otchiot-starshiei-vozhatoi-lieninskoi-sriedniei-shkoly-razvitiie-gharmonichnoi-tvorchieskoi-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "227476"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440743231"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) ""Роль отца в формировании творческой личности ребенка" Родительское собрание. "
    ["seo_title"] => string(82) "rol-ottsa-v-formirovanii-tvorchieskoi-lichnosti-riebienka-roditiel-skoie-sobraniie"
    ["file_id"] => string(6) "145175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418847583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства