Из опыта воспитательной работы. Классный час "Если бы не было языков".
Из опыта воспитательной работы. Классный час "Если бы не было языков".
Классный час по русскому языку для учащихся 5-7 классов "Если бы не было языков".
Задачи:
1. Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
2. Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Форма проведения: путешествие по карте языков мира.
Подготовительная работа:
1. Составление карты языков мира.
2. Составление языкового дерева «Языки, на которых говорят в нашем роду».
3. Поиск и подготовка статистики по проблеме информационно- познавательного часа.
4. Подготовка сценария.
5. Сочинение «Что было бы на земле, если бы языков не было».
6. Класс делится на рабочие группы: первая группа отвечает за подготовку карта языков мира; вторая - за статистику по теме «Грамотность в современном мире»; третья - за подготовку сценок к информационно-познавательному часу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта воспитательной работы. Классный час "Если бы не было языков".»
Классный час для 5 класса «Если бы не было языков…»
Задачи:
1. Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
2. Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Форма проведения: путешествие по карте языков мира.
Подготовительная работа:
1. Составление карты языков мира.
2. Составление языкового дерева «Языки, на которых говорят в нашем роду».
3. Поиск и подготовка статистики по проблеме информационно- познавательного часа.
4. Подготовка сценария.
5. Сочинение «Что было бы на земле, если бы языков не было».
6. Класс делится на рабочие группы: первая группа отвечает за подготовку карта языков мира; вторая - за статистику по теме «Грамотность в современном мире»; третья - за подготовку сценок к информационно-познавательному часу.
Как здорово, что я знаю, как можно поздороваться с людьми разных народов! А лучше всего то, что я знаю грамоту!
Давайте представим себе на минутку, что было бы на земле, если бы люди оставались неграмотны? Попробуем пофантазировать. Я прошу вас, ребята, представить ваши фантазии-сочинения.
Ребята зачитывают свои сочинения на данную тему.
Классный руководитель. Да, действительно, не будь грамоты - человечество просто погибло бы. Попробуйте ответить на вопрос, почему был провозглашен Международный день грамотности?
Ученик 1 (из второй группы, статистиков). Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период, начинающийся 1 января 2003 года, Десятилетием грамотности ООН.
Ученик 2. Международный день грамотности, назначенный на 8 сентября, был так назван не только в честь тех, кто подарил нам всем это величайшее и важнейшее для жизни всего человечества изобретение - письменность.
Ученик 3. Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Сегодня почти четыре миллиарда жителей нашей планеты умеют читать и писать.
Ученик 4. Сегодня четыре взрослых жителя планеты из пяти знают грамоту.
Ученик 5. В 1990 году прошлого столетия такими были трое из четырех, а в 1970 году - примерно двое из трех.
Ученик 6. При таком темпе обучения грамотности к 2010 году читать и писать смогут пять взрослых из шести.
Ученик 7. Однако неграмотность остается серьезной проблемой планеты. Число неграмотных в мире также постоянно увеличивается.
Ученик 8. Если не будут приняты активные меры, к 2010 году в мире будет насчитываться 830 млн взрослых неграмотных. Женщины среди них по-прежнему составляют большинство.
Классный руководитель. Путь к грамотности, путь к слову очень длительный и непростой. Чтобы почувствовать слово, надо знать, как оно появилось, летопись его роста. Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова, в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.
Входит Азбука. Это мальчик или девочка с нашитыми на одежду буквами. Корона сделана из букв (третья группа).
Азбука.
Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
А затем узнать - как оно зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В знанье, в имя или кличку просто...
Прелесть слова - в летописи роста...
Ученик (из первой группы). Кто вы? Почему вы пришли сегодня к нам?
Азбука. Уважаемые ребята! Я пришла к вам из глубины веков. Я - Азбука, основа слова. Я знаю, что вы живете в XXI веке. И, конечно, я знаю - и очень этим опечалена, - что так много людей на земле не знают грамоты, не могут составить слова и написать их.
А на каком языке говорите вы?
Учащиеся называют языки, на которых они говорят дома.
Азбука. Да, ребята, это здорово, что вы можете говорить на многих языках. Но ведь вы живете в России, где большинство говорит по-русски. Русский язык относится к группе славянских языков. И мне хочется спросить: какие еще языки относятся к славянским языкам?
Ученица (из первой группы). Уважаемая Азбука! Это очень просто. Только давайте обратимся к карте, которую мы составили всем классом (идет к карте). Славянские языки делятся на три группы.
Восточнославянские языки - это русский, белорусский и украинский язык.
Южнославянские языки - болгарский, сербский, македонский, хорватский, словенский.
Западнославянские языки - польский, чешский, словацкий и лужицкий (в Германии).
Ученик. А вообще-то, было бы интересно знать, сколько всего языков на земле?
Азбука. По самым скромным подсчетам их всего от 3 до 5 тысяч. Среди них есть языки с «мировым именем» - русский, английский, немецкий, французский, испанский.
Есть языки зональные - на них говорят люди из разных стран, но они находятся в соседстве между собой - к примеру, арабский или китайский языки.
Есть официальные или государственные языки - монгольский в Монголии, польский в Польше, турецкий в Турции. Есть страны, где государственным являются несколько языков: в Казахстане - казахский и русский, в Швейцарии - немецкий, французский, итальянский.
Но большинство языков не имеют никакой официальной должности - на них просто говорят... На одном - 10 человек, на другом 100, на третьем - половина мира...
Ученик. Уважаемая Азбука! Не можете ли вы подсказать, когда появился первый буквенный алфавит?
Азбука (показывает презентацию). Первый алфавит появился у древних греков, в Финикии. Из финикийского алфавита возникла арабская письменность. Из греческого языка появился и латинский алфавит. Ребята! А знаете ли вы происхождение русского алфавита?
Ученица. Конечно! Русский, кириллический, алфавит изобрели два ученых-монаха - братья Кирилл и Мефодий. В 2013 году весь мир будет праздновать 1150-летие со времени создания первой славянской азбуки.
Ученик. Многие ученые склоняются к мысли о том, что Кирилл создал не только кириллицу, но и глаголицу. В классической старославянской кириллице - 43 буквы. Глаголица - более сложный алфавит.
Ученица. Ты забыл сказать, что кириллицей написаны древнейшие славянские книги. К примеру, Остромирово евангелие, которое написал дьяк Григорий по предложению новгородского посадника Остромира.
Ученик. А еще я слышал, что существует язык, на котором не говорят, но который тоже может помочь в общении людей.
Ученица. Ну, конечно, это язык жестов. Он имеет огромное значение в жизни людей.
Азбука. Да, и не только язык жестов. Иногда телодвижения людей могут сказать о том, откуда происходит человек. Не верите? Убедитесь сами.
На сцену приглашаются ребята (третья группа) - представители разных этнических групп. Для того чтобы было легче подготовить этот эпизод в сценарии, дети должны иметь в руках или на себе один из предметов, символизирующих эту страну. Американец (ковбой) - широкополую шляпу, турок - шапку-эфеску, японец-халат, русский - картуз, индеец (из Северной Америки) - повязку с пером.
Азбука. Уважаемые гости! Мы рады видеть вас у себя. К сожалению, у нас так много гостей, что места в зале ограничены, поэтому мы предлагаем присесть вам на пол. Мы приготовили для вас на полу удобные места.
Ребята садятся. (Заранее нужно обсудить, как они должны сесть.)
Азбука (обращаясь к залу). Как видите, наши гости совершенно по-разному сели на свои места. Может быть, мне кто-то подскажет, какие страны они представляют? (Ответы детей.)
Азбука. Итак, у нас в гостях представители самых разных народов.
• В Японии люди садятся на корточки.
• Североамериканские индейцы садятся, подложив одну ногу под себя.
• Русские садятся, раскинув ноги в стороны.
• Многие народы Востока садятся, скрестив ноги, иногда мы даже называем эту позу «сесть по-турецки».
• Американцы садятся, закинув ногу на ногу.
Как видите, даже с помощью определенных привычек и поз можно узнать, какие народы пришли к нам в гости. Хотя сейчас народы переняли привычки друг друга.
Классный руководитель. Сегодня, ребята, мы много узнали о том, какие языки «живут» на карте мира. Живет язык - значит, продолжает жить народ, который говорит на этом языке. Очень важно, чтобы языки не исчезали, продолжали жить и развиваться.
Чем больше людей будут хорошо знать свой язык, изучать и понимать другие языки, тем сильнее будет наша дружба.
Для этого много делают люди, изучающие другие языки. Это ученые - географы, лингвисты, путешественники, которые сами знали много языков и рассказали миру о других языках. Может быть, вы узнаете, кто это?
Ученик. Он изучал языки и обычаи народов Океании, обучал их грамоте. Более того, он оставил о себе благодарную память - он боролся против колониализма, за то, чтобы папуасы Новой Гвинеи имели свое, самостоятельное государство и свой государственный язык. Много лет назад это вызывало насмешки. Но наступил день, когда над маленьким зданием в городке Порт-Морсби взвился флаг с изображением райской птицы. Это был день провозглашения нового государства - Республики Папуа - Новая Гвинея.
Этого русского человека, который помог папуасам обрести свою государственность и закрепить свой язык как государственный, помнят и чтят. В его честь устраивают праздники, в этом государстве на главной площади стоит памятник россиянину, который помог бороться за грамотность и равноправие папуасов Новой Гвинеи.
Учащиеся называют: Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
Ученица. Я хочу представить книги, которые могут много рассказать о путешествии Миклухо-Маклая. Здесь вы встретите не только интересные рассказы о языках народов, но и о жизни, обычаях и традициях других народов. Это такие книги:
• Чумаченко Л. Человек с Луны;
• Тынянова Л.H. Друг издалека: Повесть о путешественнике Н.Н. Миклухо-Маклае;
Азбука. Давайте любить язык и радоваться тому, что мы можем общаться с помощью языка со всем миром. Давайте будем помогать себе и тем, кто хотел бы знать много языков. Ведь язык живет тогда, когда на нем говорят.
Я предлагаю вам, ребята, провести небольшую игру. В нашем классе так много разных имен. Они начинаются на разные буквы. Давайте соберем все эти буквы и попробуем составить из них букет слов, посвященных нашему разговору.
Ребята выполняют задание. Слова прикрепляются магнитами на доске. Например, слова «грамота», «слово», «буква» и др. из имен:
Григорий;
Роман;
Алина;
Мария;
Ольга;
Татьяна;
Анна.
Классный руководитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Но впереди у нас новые встречи и новые путешествия в мир слова, в мир языка. Так хотелось бы, чтобы все люди на земле могли общаться, говорить друг с другом, писать друг другу и радоваться тому, что живет на земле такое удивительное изобретение - СЛОВО!
II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационно-познавательного часа