Из опыта работы. Повышение орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников
Из опыта работы. Повышение орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников
Повышение орфографической зоркости на уроках русского языка.
Как известно,орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах.Однако во время обучения в1-4 классах у большей части детей она не формируется.
Задача учителя-формировать орфографическую зоркость учащихся.Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение,т.е. решение орфографической задачи. Решение орфографической задачи возможно при условии,если ученик видит объект применения правила –орфограмму.Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нём опасное место.
Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки. И учитель должен научить видеть и узнавать орфограммы. Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость».
Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим ребят рас познавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит, и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.
В своей работе для повышения орфографической у детей я использую следующие приёмы и способы.
Провожу диагностику проверочных работ. Затем разбиваю класс на под группы по типам орфографических ошибок.Подбираю дидактические задания,формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие орфографические навыки,сочетающиеся с заданиями развлекательного характера,имеющие цель развивать внимание,логическое мышление,любознательность,воображение.
Особое внимание уделяется закреплению на доступном и знакомом материале.В конце каждой темы я даю итоговый текст.
Упражнения по выработке орфографической зоркости можно распределить в определенной последовательности, в зависимости от того на что обращается внимание.
В основе грамотного письма лежит аналитико- синтаксическая работа над слогом и словом,развитие фонематического слуха. Это задача уроков обучения грамоте и письма в 1 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Повышение орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников »
Повышение орфографической зоркости на уроках русского языка.
Как известно ,орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах.Однако во время обучения в1-4 классах у большей части детей она не формируется.
Задача учителя-формировать орфографическую зоркость учащихся .Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение ,т.е. решение орфографической задачи. Решение орфографической задачи возможно при условии ,если ученик видит объект применения правила –орфограмму .Чтобы найти орфограмму, написание , требующее проверки , необходимо воспринять слово и осознать в нём опасное место.
Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки. И учитель должен научить видеть и узнавать орфограммы. Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость».
Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим ребят рас познавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит, и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.
В своей работе для повышения орфографической у детей я использую следующие приёмы и способы.
Провожу диагностику проверочных работ. Затем разбиваю класс на под группы по типам орфографических ошибок .Подбираю дидактические задания ,формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие орфографические навыки ,сочетающиеся с заданиями развлекательного характера ,имеющие цель развивать внимание ,логическое мышление ,любознательность ,воображение.
Особое внимание уделяется закреплению на доступном и знакомом материале .В конце каждой темы я даю итоговый текст.
Упражнения по выработке орфографической зоркости можно распределить в определенной последовательности, в зависимости от того на что обращается внимание.
В основе грамотного письма лежит аналитико- синтаксическая работа над слогом и словом ,развитие фонематического слуха. Это задача уроков обучения грамоте и письма в 1 классе.
1.Письмо с проговариванием (в основе этого письма – проговаривание по слогам). «про-пишу п, пишу ро с гласной о». Такое письмо исключает пропуск букв. Этот вид работы используется на ранних этапах письма.
2.Списывание основывается на проговаривании по слогам. В процессе списывания у детей развиваются зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотносят количество букв в тетради и в книге).
3.Комментированное письмо проводится с первого класса. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.
4.Зрительно-слуховые диктанты. Ученики видят перед собой текст диктанта, идет в классе анализ слов с изученными орфограммами. Затем текст закрывается, и ученики под диктовку записывают этот текст.
5. Выборочный диктант способствует развитию у учащихся орфографической зоркости. Диктую предложения, а ученики выписывают слова на определенную орфограмму.
6. В письмо по памяти. Ученик не только запоминает текст, но и грамотно воспроизводит его в тетради.
7. Кратковременные диктанты способствуют не только выработке орфографической зоркости, но и повышают технику чтения учащихся, развивают память. На доске записано предложение. Дети читают его несколько секунд, в зависимости от слов в предложении. Чтение должно быть орфографическим. Затем предложение закрывается, и ученики записывают с проговариванием про себя это предложение. Каждый ученик старается запомнить и написать без ошибок предложение.
8. Использование на уроке дидактических игр не только развивают орфографическую зоркость, но и активизируют внимание учащихся, повышают внимание к слову. Так, например, игра «Огоньки». Ученики зажигают огоньки под изученными орфограммами. Игра «Телеграфист» заключается в следующем: во время диктанта постукивать карандашом по столу в тот момент, когда произносишь слово с изученной орфограммой. Если в слове 2, 3 орфограммы, постукивать дважды, трижды.
Грамматические зарядки «Какие буквы спорят? Какие побеждают?», развивают сознательное восприятие слова. Вот некоторые варианты грамматических зарядок:
Систематически проводя эти виды работ, формирую у своих учеников орфографическую зоркость .Результаты проделанной работы позволяют сделать выводы ,что данная система оправдывает себя.