kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в школе является педагогическая технология. Учитель  вправе выбирать свои методы и формы работы с детьми, свою педагогическую технологию, но каждый педагог обязан работать во благо развития ребёнка. 

Основой грамотного письма этой педагогической технологии является технология орфографического списывания. Использование информационных технологий.Технология развития критического мышления (ТРКМ) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«современнын образовательные технологии в тв педаг»

Описание опыта использования современных образовательных и/или информационных технологий по учебному предмету за три последних учебных года учителем русского языка и литературы Бурцевой М.Н.

Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в школе является педагогическая технология.

Понятие «технология» означает совокупность методов, приёмов обучения и воспитания, педагогического воздействия на учащихся в процессе реализации образовательных целей.

Учитель вправе выбирать свои методы и формы работы с детьми, свою педагогическую технологию, но каждый педагог обязан работать во благо развития ребёнка.

С первого дня работы языковедом передо мной стоял вопрос: «Как сделать так, чтобы все дети по русскому языку грамотно писали?» Пробовала на практике разные методы и приёмы, чтобы «усилить практическую направленность уроков русского языка», но результаты оставляли желать лучшего.

Эффективное решение проблемы нашла в технологии развивающего обучения по системе Эльконина – Давыдова, стала использовать методы и приёмы данной технологии в среднем звене школы.

Основой грамотного письма этой педагогической технологии является технология орфографического списывания.

Из опыта работы. На орфографическое чтение и письмо отвожу по 10 минут от урока. Этапы реализации таковы: 1. У каждого индивидуальный текст, над которым ребёнок работает только целыми предложениями. 2. Читает предложение целиком. 3. Повторяет его по памяти. 3. Читает ещё раз. 4. Записывает по памяти. Если кто-то забыл, одноклассник может помочь, повторив предложение по памяти, и опять только целым предложением. Положительные результаты постепенно дали о себе знать. Ещё один приём этой же технологии, который является неотъемлемой частью моей работы – запись слов, словосочетаний, предложений с обязательным условием обозначения сильных, слабых позиций, чтение по слогам (дужками). Во-первых, такой приём позволяет отработать видение в слове, соответственно, в любой записи, гласные и согласные, определяя позицию в слове. Во-вторых, идёт отработка постановки ударения (орфоэпические навыки), что немаловажно для сдачи ЕГЭ, а в перспективе – для культурной, грамотной речи. В - третьих, читая графически по слогам, дети легко определяют орфографические ошибки и на визуальном уровне запоминают правописание слов.

Программа по русскому языку основной школы является органическим продолжением курса русского языка для начальной школы, разработанного под руководством В.В.Репкина. Главное событие основной школы – это «вращивание» учебной деятельности «внутрь», или, как говорят психологи, её интериоризация. Это такая форма учебной деятельности, при которой учащиеся в состоянии сами определить для себя непонятный вопрос, поставить задачу для изучения, самостоятельно найти источники её решения, самостоятельно вычленить из всей имеющийся информации (учебников, книг, энциклопедий) нужную, отвечающую их запросам, самостоятельно освоить её – понять, интерпретировать. Осуществление всех этих действий невозможно без главного общеучебного умения – работы с текстом. Поэтому путь к формированию индивидуальной учебной деятельности, учебной самостоятельности, важнейшему результату обучения в основной школе, лежит через формирование умения работать с научным текстом, где разворачивается логика решения учебной задачи «Постановочную» функцию выполняют задания перед учебным текстом. Задания обычно анализируются коллективно, а выполняться они могут в любых организационных формах. Если задание «по силам» каждому ученику, лучше выполнять его индивидуально. Если задание может вызвать у некоторых ребят трудности или требует предварительного обсуждения, лучше предложить детям выполнить его вместе – вдвоем, втроем, в группе. Если же в задании содержится некоторая задача (новый ракурс рассмотрения материала, уточнение лингвистических представлений), то стоит развернуть общеклассную дискуссию. После того, как задание выполнено, дети читают учебную статью.

Такое прочтение играет рефлексивную роль. Задания и упражнения учебника позволяют конкретизировать, проверить полученные знания. Правила составляют сами ребята в виде схем или рисунков, поэтому правила не заучиваются, а запоминаются в процессе работы. После того, как все «шаги» пройдены, возникает задача самопроверки – контроля полученных знаний. Контрольные вопросы предназначены не только для контроля полученных знаний, но и для их систематизации, осмысления. Сначала учащиеся могут самостоятельно ответить на вопросы, а затем найти ответы в основном содержании на те вопросы, которые вызвали затруднение, или просто сверить правильность своих ответов с информацией учебника. Решение таких важнейших задач, как формирование орфографических и пунктуационных навыков и развитие речи учащихся обеспечивается благодаря включению в учебно – методический комплект целостных систем, которые имеют точки содержательного пересечения с основной понятийной линией.

Нельзя, наверное, провести четкую границу между разными педагогическими технологиями, все они объединяются в одном: как лучше научить детей в школе. Но, применяя современные технологии, нужно учитывать особенности учащихся. Поэтому нельзя забывать о традиционных методах и формах, сформированных всей педагогической практикой. И здесь я использую традиционные уроки, но во главу угла ставлю принцип развивающего обучения.

Использование методов, приёмов данной программы считаю эффективным, по данному направлению деятельности имею высокие результаты участия детей в олимпиадах школ РО, высокую степень обученности и высокие баллы ЕГЭ.

Использование информационных технологий. В современном мире уже никто не будет отрицать несомненное превосходство информационных технологий перед всеми другими. Данная технология прочно вошла в мою педагогическую деятельность. Стараюсь активно использовать «компьютерный потенциал» кабинета. Для успешного осуществления профессиональной деятельности в нашей школе имеются все (материально-технические) условия: кабинеты оснащены компьютерной техникой, интерактивными досками, есть локальная сеть, выход в Интернет.

Использование информационных технологий позволяет сделать учебный процесс наглядным, интересным, понятным, стимулирующим познавательную активность. Презентации на уроках литературы, созданные при помощи программ создают особую атмосферу, способствующую формированию нравственных позиций и эстетического вкуса. Программа СТ М-Тест помогает быстро проконтролировать знания учащихся. Оживляет урок – лекцию фрагменты учебного кино. Тренировочные задания и тестовые тренинги позволяют лучше подготовиться к итоговой аттестации и ЕГЭ. Выступления на конференциях ребята сопровождают презентациями (http://www.proshkolu.ru/user/burtsevam/; http://nsportal.ru/burtseva-margarita-nikolaevna), которые мы готовим вместе. Учащиеся не только ищут нужную им информацию, но и учатся выбирать главное, анализировать, сопоставлять, преобразовывать полученную информацию с учетом того вопроса, которым они занимаются. Делая презентацию, учащиеся приобретают и навык творческой деятельности. Это касается отбора теоретического материала (необходимо, чтобы он был интересен не только тебе, но и тем, кто будет тебя слушать), и оформления (материал должен выглядеть эстетично, должен быть кратко и доступно изложен). Ребята редактируют свои сочинения на компьютере. Открыть перед детьми огромный и интересный мир Интернета – дело учителя. Для эффективной работы в сети Интернет пользуюсь браузерами Opera, Firefox, Хром. Программы, используемые мною, разнообразны:

  • Microsoft Office Word — текстовый процессор

  • Microsoft Office Excel — табличный процессор

  • Microsoft Office PowerPoint — приложение для подготовки презентаций

  • Microsoft Office Picture Manager — работа с рисунками

  • Microsoft Office Access — приложение для управления базами данных;

  • WinRAR - архиватор — программа

  • Windows Media – проигрыватель

  • Adobe Reader – PDF

  • Программа СТ М-Тест

  • SmarThru 4

В процессе применения информационно-коммуникационных технологий происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Из всех компьютерных технологий чаще всего использую презентацию. Я считаю, что умелый учитель может превратить презентацию в способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, может быть использована на любом этапе урока или на уроке любого типа. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Я предпочитаю создавать их сама или дети по моему заданию. Это позволяет мне учитывать особенности моих учеников, их интересы и способы познавательной деятельности. А также, готовя презентацию, я еще раз выстраиваю урок так, как это необходимо для решения конкретных учебных задач, совершенствуюсь сама в методическом направлении.

Одна часть презентаций носит иллюстративный характер. Чаще всего их использую на уроках литературы. Они позволяют представить наглядный материал о писателе изучаемого произведения, иллюстрации к эпизодам. Другая часть презентаций имеет анимационный характер. Эффект анимации создаю с помощью пошагового принципа создания слайдов, который позволяет на глазах у детей воспроизводить процесс изменения слова, словосочетания, предложения. В таких презентациях большое значение имеет цвет, знаки, символы. Их использую на уроках русского языка.

На данный момент я имею достаточно много презентаций к урокам русского языка и литературы, которые частично представлены по адресам в сети Интернет: http://www.proshkolu.ru/user/burtsevam/; http://nsportal.ru/burtseva-margarita-nikolaevna.

ИКТ имеет свои преимущества. С помощью ИКТ создаю множество продуктов образовательной деятельности.

Продукты образовательной деятельности, созданные с использованием ИКТ: тесты, видео материалы, презентации, печатная и электронная школьная газета, журнал «Проба пера», которые подготовлены учащимися во внеурочное время и др.


Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.

Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Урокам развития речи посвящены труды многих талантливых отечественных методистов (М. А. Рыбниковой, К. Б. Бархина, Л .М, Бусыгина, Т. А. Ладыженской и других). Главной задачей, которую должен решить учитель на подобных уроках, было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Она ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

В своей педагогической деятельности я использую элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Из опыта работы. Изучение нового понятия на уроке происходит в ходе трех стадий.

Технологическая карта урока

1. Стадия вызова

2. Стадия осмысления.

3. Стадия рефлексии.

Мозговая атака.

Заполнение таблицы.

Дальнейшее целеполагание.

На стадии вызова использую мозговую атаку. Учащиеся составляют список того, что они знают или думают по теме. Возможна при этом работа в паре. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией.

Например, в 8 классе изучаются обособленные определения, выраженные причастным оборотом. С понятием причастного оборота учащиеся уже знакомы из 7 класса. Поэтому целесообразно строить урок именно по данной технологии. Ребятам не составит труда заполнить следующую таблицу.

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и что нам осталось узнать

Цель составления таблицы – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.

На этапе повторения заполняется первый столбец. В колонку «Знаю» вносятся сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре). На этапе наблюдения заполняется вторая колонка «Хочу узнать», куда предлагается внести спорные вопросы и идеи. Затем в учебнике пытаются найти ответы на поставленные вопросы, заполняют третью колонку.

На стадии рефлексии таблица может быть дополнена графой «Источники информации» в том случае, когда изучаемый текст не даёт исчерпывающей информации. Обращение к этим источникам будет являться новым целеполаганием. Здесь я отсылаю учащихся к другим источникам получения информации (словари, справочники, Интернет-ресурсы).

Из опыта работы. «Сочинение-описание состояния природы и человека весной»:

Тип урока: урок развития речи в 5 классе.

Цель урока: описать состояние природы и человека весной, используя собственный эмпирический опыт и восприятие весенней природы русскими поэтам IXX века.

Технологическая карта урока

1. Стадия вызова.

2. Стадия осмысления.

3. Стадия рефлексии.

Инвентаризация

Составление чернового текста

Правка

Чтение вслух на данном уроке.

Ход урока:

1. Стадия вызова. Инвентаризация.

Музыкальная иллюстрация – П.И.Чайковский «Времена года. Весна.»

2. Стадия осмысления. Составление чернового варианта.

-А теперь сосредоточьтесь и в течение 10 минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите природу, ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, передайте с помощью слов звуки, которые вы услышали. Ваша главная задача – успеть за полётом мысли, зафиксировать всё воображаемое. Вслушайтесь, ощущайте. Попробуйте сначала написать синквейн.

Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Мой опыт показывает, что наиболее удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы.

Схема: Пример синквейна:

Существительное. Весна.

Прилагательное, прилагательное. Свежая, солнечная.

Глагол, глагол, глагол. Пробуждает, веселит, радует.

Предложение - отношение к теме. Я очень люблю весну.

Синоним к первой строке. Обновление.

3.Стадия рефлексии. Публичное чтение вслух.

На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают своё сочинение, а всем остальным предлагается найти в тесте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.

Технология развития критического мышления, неоспоримо, помогает решить задачу развития творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.


Использование педагогических технологий во внеурочной деятельности.

Не только уроки, но и внеклассная работа – это благодатная почва для использования современных педагогических технологий. Именно в этой работе можно не бояться творить и экспериментировать в выборе средств и способов деятельности. Организуя внеклассную деятельность по предмету, чаще всего использую исследовательскую и проектную деятельность. Теоретически эти две технологии взаимосвязаны.

В силу своей гибкости, вариативности, будучи «зоной свободного поиска» (Б. Неменский), внеклассная работа непосредственно откликается на интересы и потребности учащихся, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов.

Нужно принимать во внимание то, что учебно-исследовательская работа школьников в основном повторяет все этапы научного исследования, но она адаптирована с учётом дидактических принципов доступности, посильности, добровольности, связана с базовым школьным образованием.

В современной школьной практике учебно-исследовательская работа проводится в рамках факультативов, элективных курсов, самостоятельной работы учащихся по определённым предметам. Мною разработана, апробирована, представлена на районном МО учителей – филологов программа «Основы научно – исследовательской деятельности». Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. В школьной исследовательской деятельности собственно исследования не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация материала (темы, проблемы), новый взгляд на предмет или явление. Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать « своё слово», направить поиск, предложив методику исследования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бурцева Маргарита Николаевна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "План самообразования учителя русского языка"
    ["seo_title"] => string(45) "plansamoobrazovaniiauchitieliarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455423353"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Здоровьсберегающие  технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(151) "zdorov-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-obiazatiel-noie-usloviie-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "203285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452775"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства