Итоговый контрольный диктант
по русскому языку
1 класс. IV четверть.
Тема: «Повторение изученного в первом классе».
Цель работы – проверить умение писать текст под диктовку с изученными за год орфограммами.
Задачи работы -
- проверить умение записывать текст под диктовку с использованием правил написания большой буквы в начале предложения;
- проверить умение написания большой буквы в именах людей, кличках животных;
- проверить умение написания слов с сочетаниями
жи-ши, чу-щу.
Примечание:
При диктовке проговариваются орфограммы, незнакомые учащимся.
Объем работы: 15–25 слов.
В лесу.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пёс Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под ёлкой норка. Там укрылись серые ёжики.
Слова для справок: рядом, бежит.
Алгоритм работы над ошибками.
№ п/п
Характер орфограммы
(правило)
Как исправить
Пример
1
2
3
4
1
Заглавная буква в начале предложения.
Предложение – это группа слов, которые
выражают законченную мысль
Запишите правильно предложение. Подчеркните заглавную букву
Мальчики Юра и Ваня идут в лес.
2
Заглавная буква в именах собственных.
Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей и др. пишутся с заглавной буквы
Напишите слово правильно.
Выделите заглавную букву.
Объясните написание по образцу
Юра– имя
Ваня – имя
пёс Бимка – кличка
3
Перенос слов.
Запомните!
1. Переносите слова по слогам.
2. Нельзя оставлять или переносить одну букву. (Язык – переносить НЕЛЬЗЯ!)
3. Нельзя отрывать букву Й, а также Ь, Ъ от предыдущих букв, так как русские слова не могут начинаться буквами Й, Ь, Ъ, Ы
(конь-ки, лей-ка, подъ-езд).
4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский).
5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога
(при-крыть, про-спать, НО НЕ прик-рыть, прос-пать)
Напишите слово правильно, разделите на слоги.
Подчеркните, выделите гласные буквы.
Напишите все случаи переноса данного слова
ук/ры/лись
ук-рылись
укры-лись
4
Гласные И, А, У после шипящих.
Запомните:
Жи-ши
Чу-щу
Напишите слово правильно. Выделите цветом сочетание или подчеркните, подберите и запишите ещё два слова с этим сочетанием
бежит
рыжие
ёжики
скачут
Критерии оценивания.
Диктант
«В»
нет ошибок и исправлений орфограмм или одно незначительное исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы и т.п.)
«ВС»
1 – 2 ошибки
не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных; допускается дополнительно одно исправление любого характера
«С»
3 – 5 ошибок
а) 3 орфографические, 2-3 пунктуационные
б) 4 орфографические, 2 пунктуационные
в) 5 орфографических, 1 пунктуационная
работа выполнена небрежно; допускается 1 исправление любого характера
«Н»
более 5 ошибок
работа выполнена небрежно; много серьезных отклонений от норм каллиграфии
Не считают за ошибку в диктанте:
а) ошибки на то правило, которое еще не изучалось;
б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;
г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Каллиграфия
«В»
работа написана аккуратно, чётко; письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии; допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии
«ВС»
работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии; допускается дополнительно одно исправление любого характера
«С»
работа выполнена небрежно; допускается 1 исправление любого характера
«Н»
работа выполнена небрежно; много серьезных отклонений от норм каллиграфии