Просмотр содержимого документа
«Итоговый экзамен. Русский язык. 6 класс»
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри
678922 РС (Якутия) г. Нерюнгри, ул. К. Маркса, д. 7/1, телефон 4-79-13
Дисциплина РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс 6
Семестр 6
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
ВОПРОС 1. Что такое причастие. Суффиксы причастий.
ВОПРОС 2.Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
КАРТОЧКА № 1.
1. Из предложений 12-15 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».
(12) Ее узкие руки белели из-под черных кружев. (13) Кружевами были оторочены рукава платья. (14) Мягкая туча закрыла небо. (15) Шел редкий дождь.
Ответ:________________________
2. Из предложений 11-12 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
(11)В Италии ему понравилась только Венеция, где воздух полон серебристых оттенков, рождённых тусклыми лагунами. (12)В Париже Левитан увидел картины Моне, но не запомнил их.
Ответ:________________________
3. Из предложений 9—15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».
- (9)Какое стихотворение? (10)Меня же не было в школе, я болел.
(11)Она стала листать классный журнал.
- (12)Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался?
(13)И я нашёл выход. (14)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15)Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.
Ответ:________________________
4. Из предложений 27—30 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».
(27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено.
Ответ:________________________
5. Из предложений 35—38 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».
- (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом — её в школу начнут дёргать... (36)Бог знает, чем это кончится! — ответил Елисеев.
- (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! — прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.
Ответ:_________________________
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри
678922 РС (Якутия) г. Нерюнгри, ул. К. Маркса, д. 7/1, телефон 4-79-13
Дисциплина РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс 6
Семестр 6
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2
ВОПРОС 1. Что такое причастие. Суффиксы причастий.
ВОПРОС 2.Что называется причастным оборотом. Правила обособления причастного оборота на письме.
КАРТОЧКА № 2.
1. Средипредложений 1-5найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
(1) Левитан в то лето много писал на воздухе.(2) Так велел Саврасов.(3) Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена.(4) Все вокруг казалось погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее.(5) Левитан называл это нечто воздухом.
Ответ:______
2. Средипредложений 28-30найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
(28)Осень на картинах Левитана очень разнообразна. (29)Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. (30)Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.
Ответ:______
3. Среди предложений 18—21 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше. (20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.
Ответ:_______
4. Среди предложений 18—22 найдите предложения с обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.
(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель. (19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами. (21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
Ответ:______
5.Среди предложений 20—23 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
Ответ:______
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри
678922 РС (Якутия) г. Нерюнгри, ул. К. Маркса, д. 7/1, телефон 4-79-13
Дисциплина РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс 6
Семестр 6
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
ВОПРОС 1. Что такое причастие. Суффиксы причастий.
ВОПРОС 2.Ударение в причастиях.
КАРТОЧКА № 3.
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
балОванный
вклЮченный
довезЁнный
зАгнутый
заселЁнный Ответ:____________________
2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
избалОванный
кормЯщий
кровотОчащий
молЯщий
нажИвший Ответ:____________________
3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нАжитый
налИвший
нАнявшийся
начАвший
нАчатый Ответ:___________________
4.В одном из приведённыхниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ободрённый
обострЁнный
определЁнный
отключЁнный
повтОренный Ответ:___________________
5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
поделЁнный
пОнявший
прИнятый
приручЁнный
прожИвший Ответ:___________________
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри
678922 РС (Якутия) г. Нерюнгри, ул. К. Маркса, д. 7/1, телефон 4-79-13
Дисциплина РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс 6
Семестр 6
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
ВОПРОС 1. Что называется причастным оборотом. Правила обособления причастного оборота на письме.
ВОПРОС 2.Правило согласования причастия с зависимым словом. Действительные и страдательные причастия. Замена конструкции с причастным оборотом.
КАРТОЧКА № 4.
1. Найдите нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Запишите в ответ одну цифру.
1) Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах.
2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием.
3) Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.
4) «Самая красивая женщина мира» — так называется выставка в Дрезденской галерее, посвящённая юбилею «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.
5) Для записи нот египтяне использовали иероглифы, обозначающие небесные светила, и по ним позже удалось датировать возникновение нотных символов у египтян.
Ответ:____
2.Найдите нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Запишите в ответ одну цифру.
1)Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, видели с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом.
3)Туристы направились к леснику, жившему возле небольшого лесного озера.
4) Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме
5) Болельщики, приехавшие из многих стран мира, радостно приветствовали олимпийских чемпионов.
Ответ:____
3. Найдите нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Запишите в ответ одну цифру.
1)Оценка риска для здоровья - это процесс установления степени выраженности и вероятности развития неблагоприятных эффектов, обусловленные воздействием факторов окружающей среды на здоровье.
2)Жизнь, отданная за родину, со временем становится легендой.
3) Человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, огромным потоком информации, отучается от общения с миром природы.
5) Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа.
Ответ:____
4. Найдите нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Запишите в ответ одну цифру.
1) Мне подарили книгу Л.Н. Толстого, опубликованного ещё при жизни писателя.
2) Возраст дерева, то есть число лет, прошедших с момента начала жизненного цикла дерева, определяется по числу годичных колец на поперечном срезе.
3) Некоторые скептики относят потепление климата, наступившее в результате деятельности человека, к числу мифов.
4) Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.
5) В группу студентов, направленных на полевую практику, входит сорок один человек.
Ответ:____
5. Найдите нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Запишите в ответ одну цифру.
1)Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
2) Учебники, полученные в начале года, должны быть сданы на перерегистрацию
3) Обращайте внимание на слова, употреблённые в переносном значении.
4) Туристы, побывавшие во Дворце съездов, обратили внимание на отличие этого здания от других кремлевских построек.
Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри
678922 РС (Якутия) г. Нерюнгри, ул. К. Маркса, д. 7/1, телефон 4-79-13
Дисциплина РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс 6
Семестр 6
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
ВОПРОС 1. Разряды причастий по значению. Суффиксы причастий.
ВОПРОС 2.Гласные перед суффиксом -вш- в действительных причастиях прошедшего времени. Гласные перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.
КАРТОЧКА № 5.
1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
ускор…вшийся
повес…вший
леле…вший
слыш…вший
вылет…вший Ответ:__________________
2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
подта...вший
замеш…нное (тесто)
заморож…нный
повес…вший
почу…вший Ответ:__________________
3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
накрахмал…вший
зала...вший
прокле…нный
смущ…вшийся
огорч…ющийОтвет:__________________
4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
отта...вший
раска…вшийся
расклан…вшийся
независ…мый
увлеч...нный Ответ:__________________
5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
ове…нный
слыш…мый
заменя…мый
раска…вшийся
выгруж…нный Ответ:__________________
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри
678922 РС (Якутия) г. Нерюнгри, ул. К. Маркса, д. 7/1, телефон 4-79-13
Дисциплина РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс 6
Семестр 6
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6
ВОПРОС 1. Разряды причастий по значению. Суффиксы причастий.
ВОПРОС 2.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени.
КАРТОЧКА № 6.
1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
знач…мый
дыш…щий
муч…мый
увенч…нный
спилива…мый Ответ:_______________________
3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
помн…щий
мел…щий (муку)
крас...щий
скач…щий
завис...щий Ответ:_______________________
4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
бор…щийся
знач…мый
стел…щийся
выруч…нный
слыш…мый Ответ:_______________________
5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
прокле…нный
пол…щая (огород)
вид…щий (насквозь)
раду…щийся (гостю)
кол…щий (предмет) Ответ:_______________________
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри
678922 РС (Якутия) г. Нерюнгри, ул. К. Маркса, д. 7/1, телефон 4-79-13
Дисциплина РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс 6
Семестр 6
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
ВОПРОС 1. Что такое причастие. Суффиксы причастий.
ВОПРОС 2.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
КАРТОЧКА № 7.
1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)скошенные луга источают дивный аромат.
(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.
Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
(Не)удача обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета. Ответ:________________________
2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство
с матерью.
Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти. Ответ:________________________
3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.
Ответ:________________________
4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.
Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.
Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.
Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.
Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.
Ответ:________________________
5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Человек, (не)ведающий, что творит.
Меня огорчило (не)вежливое, грубое замечание приятеля.
Нимало (не)смущённая, она только улыбнулась в ответ.
Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (не)подготовлен и промок до нитки.
Это (не)законченная работа, а какие-то наброски. Ответ:________________________
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри
678922 РС (Якутия) г. Нерюнгри, ул. К. Маркса, д. 7/1, телефон 4-79-13
Дисциплина РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс 6
Семестр 6
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
ВОПРОС 1. Что такое причастие. Суффиксы причастий.
ВОПРОС 2.Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
КАРТОЧКА № 8.
1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Впереди виднеется слома(1)ая листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит – мне в следующий дом.
Ответ:_____________
2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.
Ответ:_____________
3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Над детской кроваткой висел тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие лесы, за высокие горы.
Ответ:_____________
4. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Шум прибоя растёт, осе(1)ий ледя(2)ой ветер вздымает и беше(3)о срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.
Ответ:_____________
5.Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды.
Ответ:_____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОТВЕТЫ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
КАРТОЧКА № 1
1
оторочены
2
рождённых
3
задано
4
украдено
5
взбешённый
КАРТОЧКА № 2
1
3
2
29
3
20
4
2021
5
22
КАРТОЧКА № 3
1
включённый
2
кровоточАщий
3
нанЯвшийся
4
повторённый
5
понЯвший
КАРТОЧКА № 4
1
3
2
2
3
1
4
1
5
1
КАРТОЧКА № 5
1
вылетевший
2
повесивший
3
залаявший
4
увлечённый
5
слышимый
КАРТОЧКА № 6
1
независимый
2
спиливаемый
3
мелющий
4
вырученный
5
видящий
КАРТОЧКА № 7
1
нескошенные
2
неправильные
3
небольшом
4
нетерпеливого
5
невежливое
КАРТОЧКА № 8
1
12
2
1234
3
23
4
3
5
12
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 КЛАСС
Причастие
1. Что такое причастие. Суффиксы причастий.
2. Разряды причастий по значению. Суффиксы причастий.
3. Гласные перед суффиксом -вш- в действительных причастиях прошедшего времени. Гласные перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.
4. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
5. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
6. Что называется причастным оборотом. Правила обособления причастного оборота на письме.
7. Правило согласования причастия с зависимым словом. Действительные и страдательные причастия. Замена конструкции с причастным оборотом.
8. Ударение в причастиях.
УДАРЕНИЕ В НЕКОТОРЫХ ПРИЧАСТИЯХ И ДЕЕПРИЧАСТИЯХ
Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных ПРИЧАСТИЙ. Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ЁНН-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание:
проведЁнный –
проведЁн
проведенА
проведенЫ
проведенО
завезЁнный –
завезЁн
завезенА
завезенЫ
завезенО
Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударения и в полной форме. Говорят: «завЕзенный» вместо завезЁнный, «перевЕденный» вместо переведЁнный и т. д.
В таких случаях стоит чаще обращаться к словарю, постепенно отрабатывая правильное произношение.
Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -Т-.
Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперёд:
полОть - пОлотый
колОть - кОлотый
согнУть - сОгнутый завернУть - завЁрнутый
Страдательные причастия от глаголов лить и пить (с суффиксом -т-) отличаются нестабильным ударением.
Можно говорить:
прОлитый и пролИтый
прОлит и пролИт
пролитА (только!)
прОлито и пролИто
прОлиты и пролИты
дОпитый и допИтый
дОпит и допИт допитА и допИта
дОпито и допИто
дОпиты и допИты
ДЕЕПРИЧАСТИЯ часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: