ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ. ВАРИАНТ 1.
Задание 1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в предложении 3 текста . Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
(1)Согласно наблюдениям современных исследователей у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения. (2)Развиваются навыки поверхностного, сканирующего чтения, а оставшийся без употребления навык внимательного чтения длинного текста исчезает, как любая способность, которую не тренируют. (3)<.> сознание, привыкшее работать с мелкими кусочками и отдельными фрагментами, не связанными между собой, плохо справляется с большими текстами, требующими времени и внимания.
ВРЕ?МЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).
Задание2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нАнял солгалА сытА облЕгчить снятА
Задание 3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Ассортимент продукции, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ на нашем сайте, необычайно широк.
Изучая цикл стихотворений, обратите особое внимание на образ ЛИРИЧНОГО героя.
За административные ПРОСТУПКИ разного характера законодательством предусмотрена различная степень ответственности.
Я часто вспоминаю Лёшины печальные КАРИЕ глаза.
Задание 4 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЗАЖЖЁТСЯ свет пара ЧУЛОК МЕНЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ СЕМЬЮСТАМИ рублями ПРИЙДУ
Задание 5 . Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
п.лироль сотв.рить б.тонировать оз.рение сп.сительный
Задание 6 . Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр.командировать, пр.образить; раз.ем, п.еса; сверх.зысканный, воз.меть;
ра.фасовать, чере.полосица; пр.верка, пр.славянский.
Задание 7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
одол.вать спрыг.вать почу.вший изменч.вый успоко.вшийся
Задание 8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
выгляд.шь прос.шь предвид.вший задерж.шься накле.вший
Задание 9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
Никто в пьесе (не)соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
Во многих далеко (не)дорогих гостиницах Хельсинки постояльцам разрешено держать животных.
(Не)заметь реставратор трещины, древнейшие фрески могли бы погибнуть.
Задание 10. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него густая разнообразная растительность.
(НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.
(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
Постижение красоты не прекратится никогда, ТАК(ЖЕ )как не прекратится само постижение мира, (НЕ)СМОТРЯ на все сложности.
Маша ТО(ЖЕ) хотела пойти на каток, но врач запретил ей гулять (В)ТЕЧЕНИЕ трех дней.
Задание 11. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших поздравить его гостей.
Задание 12. Определите способ образования существительного учительская:
1)суффиксальный 2) приставочный 3)безаффиксный 4)переход из одной части речи в другую
Задание13.Какое прилагательное не имеет краткой формы?
Плохой,хороший, снежный, малый, дорогой.
Задание 14. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой в творительном падеже?
А) семьсот шестьдесят восьмому;
Б) семьюстами шестьюдесятью восемью;
В) семьсот шестьюдесятью восьмым;
Г) семьсот шестьдесят восьмым;
Д) семьсот шестьдесят восьмых.
Задание15. Местоимения какого разряда служат для связи частей СПП?А) притяжательные;
Б) неопределенные; В) вопросительно-относительные; Г) определительные;
Д) указательные.