Показать, что выбор нужного синонима и правильное его употребление необходимое условие яркой, выразительной и точной речи.
Выяснить, что такое синонимы и почему они возникают;
Отличить синонимы языка друг от друга;
Исследовать роль синонимов в языке художественных произведений; Провести лингвистический эксперимент с учащимися на использование слов синонимического ряда глагола «сказать»;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «В мире синонимов»»
Исследовательский проект «В мире синонимов»
Работу подготовила:
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Малобикшихская СОШ»
Канашского района
Петрова Эльвира Леонидовна
2018г.
Проектная деятельность на уроках русского языка
Особенности проекта как метода обучения.
К основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных,самооценочных).
Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта.
Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения.
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснование, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.
На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
Виды учебных проектов по русскому языку.
В современной методической литературе существуют разные виды проектов на уроках русского языка (классификация В.Соколовой):
по доминирующей деятельности учащихся
-информационный (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории);
-ролевой (учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев);
-практико-ориентированный (нацелен на интересы самих участников проекта; продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы.);
-творческий проект (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов);
- исследовательский проект (по структуре научное исследование: включаетобоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т. д.), Проектная деятельность на уроках русского языка имеет целый ряд достоинств. Эта работа способствует:
Проектная методика на уроках русского языка. Это связано прежде всего с тем, что содержание предмета русского языка заключает в в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием естественных предметов.
Необходимо помнить, что проект - это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса.
«Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников... Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности» (И.Я.Лернер). Таким образом, ученики совершают не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.
Что же может стать содержанием исследования по русскому языку? Изменения в языке происходят очень медленно, и, как правило, у учащихся складывается представление о нем как явлении нормированном, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом.
Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Исследовательский проект «В мире синонимов».
Цели и задачи исследования:
Показать, что выбор нужного синонима и правильное его употребление необходимое условие яркой, выразительной и точной речи.
Выяснить, что такое синонимы и почему они возникают;
Отличить синонимы языка друг от друга;
Исследовать роль синонимов в языке художественных произведений; Провести лингвистический эксперимент с учащимися на использование слов синонимического ряда глагола «сказать»;
Проблема исследования:
Выбор нужного синонима и правильное его употребление необходимое условие яркой, выразительной и точной речи
Гипотеза
Предполагаю, если речь обогащается синонимами ,то она становится, яркой, выразительной, точной, эмоциональной.
Краткая аннотация проекта
Данный проект приглашает учащихся 5-6 классов обратить внимание на собственную речь, язык наш хранит много тайн и секретов. Цель проекта - вызвать интерес к изучению языка у учащихся, заставить их задуматься над его глубиной и необычностью и самостоятельно решить ряд лингвистических задач, определить место русского языка в системе мировых языков, заглянуть в историю возникновения языка. Может быть использован при изучении на уроках русского языка таких тем, как: «Лексика», «Синонимы», а также при изучении элективного курса «Культура речи», на факультативных занятиях по русскому языку. Главным в этом проекте является совершенствование у учащихся навыков работы с информацией, формирование высокой культуры речевого общения, развитие коммуникативных качеств. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, вики-статьи. В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о синонимах как источниках богатства и выразительности русской речи.
Актуальность исследования
Синонимы делают речь более литературной и изящной. Если мы все время будем повторять одно то же слово, например, слово писатель, то это будет читателя раздражать, как звук царапанья по стеклу.
Знание синонимических богатств родного языка - необходимое условие речевой культуры человека.
Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания, например: Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала). У куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство). На вступительном экзамене в Академию печати юноша написал в сочинении: «Я знаю, что еще живы предки А.С.Пушкина» (конечно, он имел в виду потомков поэта). Абсурдность высказывания в подобных случаях придает фразе комическое звучание.
Можно писать и говорить черствый хлеб, батон; черствый человек, но нельзя сказать «черствая конфета» (шоколадка), «черствый товарищ». Нельзя все время повторять: он сказал, она сказала. Язык предоставляет нам и другие возможности: прошептал, промолвил, крикну, закричал, возразил. Благодаря синонимам у нас есть возможность избегать в речи одинаковых слов и оборотов и в то же время сохранить нужный смысл.
Что такое синонимы?
Синонимы (от греч. «synonymous»- «соименный»)-это слова , принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки. Синонимы могут быть выделены в любой части речи. Мы находим их среди:
Как можно назвать человека, который очень силен? Конечно, силач - «человек, обладающий большой физической силой», а того кто может победить даже силача? Геркулес - «человек, обладающий громадной физической силой». (Именем Геркулес римляне называли знаменитого древнегреческого героя Геракла, совершившего 12 подвигов).
Главное достоинство синонимов - способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Более торжественно, чем Родина, звучит слово Отчизна. Друг-это человек, близкий по духу убеждениям, на которого можно положиться, а приятель-тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.
По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений, другие виды синонимов позволяют нам видеть говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (очи-зенки), доброжелательно или иронично(бабуля-старушенция), официально или не официально(отбыть -уехать).Слово мальчик можно употребить в любом случае, не выражая своего отношения, а слово пацан- только в непринужденном, фамильярном разговоре.
Чем отличаются синонимы языка друг от друга.
Синонимы языка отличаются друг от друга употребительностью.Глаза,очи, зеницы, гляделки-существительные обозначающие орган зрения, но только слова глаза сейчас общеупотребительно ;очи- слово поэтическое, зеницы -старое, а гляделки- просторечное. Между этими словами есть и смысловые различия: очами можно назвать лишь большие красивые глаза, гляделками, напротив, глаза маленькие или невыразительные, а слово глаза подходит во всех случаях.
Иногда по использованному синониму можно определить профессию человека :охотник назовет волчий хвост поленом, а пекарь скажет, что хлеб нужно выпечь, а не испечь
Как возникают синонимы.
Синонимы появляются по- разному. Иногда слово, приобретая новое значение, сближается по смыслу с другими словами. Например, существительное участок, развившее значение область какой- либо деятельности (на этом участке у нас отставание),стало сходиться с такими словами, как сфера, область, отрасль. Синоним может возникнуть в результате того, что разошлись по смыслу слова, когда-то близкие; сравним: лавка- скамья и лавка(небольшое торговое предприятие)- магазин- ларек- палатка. Часто язык заимствует иноязычные слова, близкие по смыслу к тем, которые уже существуют в языке: уют-комфорт, область-сфера, всемирный- глобальный(вторые члены этих пар- слова иноязычные).Синонимы могут образовываться от одного корня с помощью разных аффиксов: замораживание- заморозка, пилотирование- пилотаж.
Чем больше в языке синонимов, тем он богаче, тем больше в нем возможностей для выражения мыслей и чувств. Человека с большим весом можно назвать и полным, и толстым, и грузным. При этом каждый из синонимов имеет свою особенность значения, подчеркивающую объем(полный), форму(толстый) или вес(грузный).
«Ах ,нет, мне нельзя ,ведь я такая толстая… полная… пухленькая… Положи-ка мне еще тортика!»
Синонимия в речи школьников. Пользуемся ли мы синонимией?
Для нашего исследования мы провели стилистический эксперимент. Учащимся предлагался следующий текст, в котором слово «сказал» нужно было заменить синонимами, не повторяясь. Всего в тексте оно встречается 32 раза.
Скажите сами.
Встретился мне один молодой писатель.
- Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он.
- Конечно, - сказал я.
- Ну как, нравится? – сказал он, окончив чтение.
- Я скажу тебе правду, - сказал я.
- Скажи, - сказал он.
- Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» и «сказал я», - сказал я ему.
- Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.
- Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.
- Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.
- Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.
- Ну что сказать о человеке с таким вкусом? – сказал он.
- Я сказал то, что думал, - сказал я.
- Правду мне сказали, что ты кретин, - сказал он.
- Повтори, что ты сказал? – сказал я.
- Что сказал, то и сказал, - сказал он.
- Еще слово скажешь? – сказал я. - Скажу еще больше, - сказал он.
- Ну что такому скажешь! – сказал я сам себе, - с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно.
Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал?
В эксперименте участвовало 25 учеников.
К сожалению, с этой работой на сто процентов никто не справился. Ученики используют в своей речи «глаголы говорения» как книжного, так и разговорного стилей:
синонимичные им фразеологизмы: молоть чепуху, чесать языком, чесать по-писаному, зацепиться языком, распустить язык.
Также было проведено анкетирование в начальных классах по стихотворению С.Я.Маршака с целью найти в нем слова-синонимы и сделать вывод, какую роль они играют в стихотворении? Для чего автор использует их в своём стихотворении.
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-то-пама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоём
Взглянуть на ги… на бегемота.
Мы чаще так его зовём.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его.
Ученики нашли в стихотворении синонимы (бегемот – гиппопотам) и определили их роль в данном стихотворении.) Они справились с этим заданием на 100%.
Стихотворение С.Я.Маршака предназначено для детей. Оно весёлое, шуточное, и именно синонимы помогают создать такое настроение. Таким образом, мы смогли определить ещё одну роль синонимов в художественном тексте.
Роль синонимов в языке художественных произведений.
В языке синонимы могут выполнять разные функции. З.Е. Александрова называет три из них:
1) функция замещения, связанная прежде всего со стремлением избежать нежелательных повторений одних и тех же лексических единиц;
2) функция уточнения, связанная с желанием говорящего или пишущего более четко передать мысль;
3) функция экспрессивно-стилистическая, связанная с выражением многообразных оценок. Особенно ярко основное назначение синонимов- делать речь выразительной, гибкой, передавать тонкие оттенки смысла- проявляется в художественной литературе.
В художественной, поэтической речи синонимы выполняют еще и другую роль. Они помогают автору выразить свое отношение к тому, что он изображает, а также сделать это изображение более красочным, ярким. А.И. Ефимов в книге «Стилистика художественной речи» пишет: «Синонимические средства разнообразят, украшают и таким образом обогащают словесно-художественное изображение... Богатство синонимов у писателя - свидетельство богатства его языка и стилистической изобретательности».
Не все значения слов в равной степени известны всем говорящим. Поэтому в речи разных лиц, различно овладевших допускаемыми литературной нормой правилами синонимических сближений, может встречаться неодинаковая речевая синонимия. Например, слово прозябать. У него два значения: 1) расти, произрастать и 2) вести пустое, бесцельное существование. В первом значении глагол прозябать сейчас используется очень редко. Глагол обычно употребляется в разговорном языке со значением сильно озябнуть. В этом значении он вступает в синонимические связи не только со своим приставочным вариантом озябнуть, но и со словом замёрзнуть, хотя это последнее слово, в свою очередь, означает не только сильно озябнуть, но и погибнуть от холода.
Кузьма Прутков «Помещик и садовник».
На двух значениях глагола прозябнуть и различии его синонимии построена басня Кузьмы Пруткова «Помещик и садовник»:
Помещику однажды в воскресенье
Поднёс презент его сосед.
То было некое растенье,
Какого, кажется, в Европе даже нет.
Помещик посадил его в оранжерею;
Но как он сам не занимался ею
(Он делом занят был другим:
Вязал набрюшники родным),
То раз садовника к себе он призывает
И говорит ему: «Ефим!»
Блюди особенно ты растеньем сим –
Пусть хорошенько прозябает!»
Зима настала между тем.
Помещик о своём растенье вспоминает
И так Ефима вопрошает:
«Что? Хорошо ль растенье прозябает?»
«Изрядно, - тот в ответ, - прозябло уж совсем!»
Пусть всяк садовника такого нанимает,
Который понимает,
Что значит слово «прозябает».
Если помещик употребляет глагол прозябать в старокнижном значении пускать росток, произрастать, то садовник Ефим по норме разговорно-просторечного языка формы прозябать и прозябнуть объединяет как видовые формы одного и того же глагола, имеющего значение замерзать, озябнуть, погибнуть от холода.
Ф. Тютчев «Весна»
Зима недаром злится:
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора..
Весна, зима изображаются как живые существа: зима злится, весна стучится. Писать просто и красиво – два равнообязательных требования к поэтической речи. Без речи ясной и выразительной нет искусства слова, нет поэтической речи.
В поэзии есть свои речевые традиции, художественные стили. Они порождают слой поэтической лексики – синонимы поэтической речи.
Например, слова очи – зеницы, синь – лазурь являются поэтическими синонимами.
Выйдешь в поле – весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озёр..
М.Ю. Лермонтов «Тучи»
В апреле 1840 года М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
В стихотворении А.С.Пушкина:
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури….
Язык художественной литературы содержит много речевых синонимов, создаваемых переносным употреблением слов, привлечением слов старинных и разговорных.
Хотя зима не злится, а весна не стучится, хотя человек не заяц и не волк, однако такой способ выражения своих мыслей и чувств обладает своими достоинствами: слова получают дополнительную выразительность
Язык произведений А.С.Пушкина отличается особыми художественно-эстетическими качествами, под которыми разумеется образность, красота, выразительность и подкупающая простота языка произведений, в которых каждое слово приобретает эмоциональность и выразительность.
В поэзии есть свои речевые традиции, художественные стили. Они порождают слой поэтической лексики-синонимы поэтической речи.
Например, слова очи-зеницы, синь-лазурь являются поэтическими синонимами. Казалось бы, конь и лошадь обычная синонимическая пара, но Пушкин употребил в своих произведениях слово лошадь 277 раз, а слово конь-264 раза. Например:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня(«Зимнее утро»).
Евгений ждет: вот едет Ленский
На тройке чалых лошадей («Евгений Онегин»).
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели («Песнь о вещемОлеге»).
Слово лошадь стало разговорным, прозаическим; к тому же оно обозначало коня в упряжке, ездовую лошадь. В таком значении А.С.Пушкин его употребляет чаще в прозаических текстах, например: «Лошади были поданы; Дубровский сел с Гришею в телегу и назначил им местом свидания Кистеневскую рощу. Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора» («Дубровский»). «Он явился с известием, что лошади готовы» («Капитанская дочка»).
Создавая свои произведения, писатели и поэты много работают над словом. По нескольку раз они переделывают свои произведения, вычеркивают целые куски, пишут новые, подбирают самые нужные, подходящие слова, в том числе и самые подходящие синонимы. Черновики А.С.Пушкина сохранили следы его работы над словом. Заглянем в них.
Сравним отрывки из черновых набросков и окончательного текста «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
Черновик Окончательный текст
В ручку яблочко взяла, В руки яблочко взяла
К алым губкам поднесла, К алым губкам поднесла,
Кожу только прокусила Потихоньку прокусила
И ломотик проглотила. И кусочек проглотила…
Пёс на яблоко стремглав Пёс на яблоко стремглав
С лаем кинулся – сердился, С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его- свалился Проглотил его, свалился
И издох… И издох.
Из четырёх выделенных слов три замены близкими по значению словами. Вместо ломотик (ломтик) поэт поставил кусочек, так точнее. Ломоть- это «отрезанный ножом, плоский кусочек хлеба, пирога», а ведь царевна яблоко не резала, а кусала. Точно так же озлился более точно и выразительно, чем сердился, потому что сердиться можно и на друга, а вот озлиться- только на что-то враждебное. А почему в руки вместо в ручку? Вчитываемся в первую строчку черновика, и постараемся понять, что поэт заботился не только о точности, но и о благозвучии стиха, поэтому он убрал одно из двух одинаковых сочетаний звуков ЧК, стоявших рядом.
В произведениях А.С.Пушкина мы нашли слова- синонимы: кудесник, волшебник ,чародей, колдун.
Этимологией и семантикой с одной стороны, все это одно и то же, но с другой - все имеют свой оттенок в значении. Волшебник, например, делает какие-то незначительные чудеса, используя заклинания. Колдун тоже их использует в более серьезных колдовских целях, использует рецепты различных варев и отварчиков, маг же использует магию. Кроме того, чародеи и волшебники чаще всего воспринимаются как добрые, даже звучат эти слова мягко, а маг и колдун - как злые. Женщину, приносящую беды волшебницей не назовут.
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною? (Песнь о вещем Олеге)
…Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря…(Поэма «Руслан и Людмила»).
Кто трубил? Кто чародея
На сечу грозну вызывал? (Поэма «Руслан и Людмила»)
Кудесник - волшебник; это слово родственно словам "чудо", "чудесный". Чтобы понять, что это был за кудесник, нужно посмотреть объяснения к словам "волхвы" и "Перун".
Перун – божество древних славян; они верили в то, что Перун – могучий повелитель грозы и грома. Перуна почитали у старого дуба или на специальных местах – капищах, где горел священный огонь. Такое капище археологи раскопали недалеко от Новгорода.
Завет – от слова "завещать", что значит "обещать". Кудесник знал то, что "завещали". "обещали" на будущее боги, в которых он верил. Он был "вестником" этих заветов, то есть "вещал" о будущем, предсказывает.
Для придания торжественности стихотворению поэт употребляет книжное слово «кудесник».
Сказка «О рыбаке и рыбке »
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною ,беленою трубою…
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Синонимы могут образовываться от одного корня с помощью разных аффиксов: светелкой и светлица.
В произведениях А.С.Пушкина много непривычных слов – устаревших, которые сейчас почти не употребляются и понять их трудно, не зная значения всех слов. Но, разобравшись с каждым таким непонятным словом, для нас открывается весь смысл этих стихов и вся их красота.Например, светелка (устар.)-небольшая комната, обычно в верхней части жилья; светлица- в старину: светлая парадная комната в доме.
Язык произведений А.С.Пушкина отличается особыми художественно-эстетическими качествами, под которыми разумеется образность, красота, выразительность и подкупающая простота языка произведений, в которых каждое слово приобретает эмоциональность и выразительность.
Употребление в тексте ряда синонимов часто предопределено необходимостью избегать неоправданного повторения одних и тех же слов. В этом случае, мастерски подбирая синонимы, Пушкин добивается и другой цели: уточняет, углубляет, поясняет свои мысли, благодаря чему создается яркий, выразительный текст:
… и вдруг опять На вспыхнувшем лице кручина… Ясна тоскитвоей причина; Но грустьнетрудно разогнать,- Сказал старик…
Эти слова отличаются не только оттенками значений (грусть, тоска), но и стилистической окраской (кручина – нар.- поэт.). Используя языковые синонимы, автор искусно «играет» оттенками значений. Пушкин подбирает слова, частично совпадающие по значению:
И днем и ночью кот ученый Все ходитпо цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит…
Идти - «двигаться, переступая ногами». Ходить – «то же, что идти, но обозначает движение не в одно время, не за один прием или не в одном направлении». Бродить– «то же, что идти, но с трудом и тихо», без определенной цели. В тексте есть другие примеры подобного использования синонимов. «Несчастный» Руслан, потерявший невесту, глубоко переживает расставание:
На брови медный шлем надвинув, Из мощных рук узду покинув, Ты шагом едешь меж полей, И медленно в душе твоей Надежда гибнет, гаснет вера.
Хазарский хан, мечтая завладеть Людмилой, спешит вперед. Автор использует синонимы к слову «ехать», которые различаются оттенками значений:
Огня надежды полон взор: То скачетон во весь опор, То дразнит бегуна лихого, Кружит, подъемлет на дыбы Иль дерзко мчитна холмы снова.
Показывая желание четырех соперников опередить друг друга, автор вводит в текст поэмы глагол «лететь»:
Вдоль берегов Днепра счастливых Летят в клубящейся пыли…
Выбор слов–синонимов определяется желанием поэта передать стремление героев добиться определенной цели либо рассказать об их отчаянии, когда эта цель не может быть достигнута. И вновь Пушкин использует оттенки значений: Ехать – «двигаться куда-нибудь при помощи каких-нибудь средств передвижения». Скакать – «ехать вскачь». Лететь – «то же, что мчаться, очень быстро ехать». ) В тексте поэмы автор искусно использует синонимические глаголы говорения. Они различаются прежде всего стилистической окраской:
сказали, говорит (нейтр.)
вопрошает, молвил, воскликнул (книжн.)
Рассмотрим другой пример:
Уж всадников не видно боле… Но долго все еще глядит Великий князь в пустое поле И думой им вослед летит.
Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней… Вошел с уныньем: что же зрит?
Слова «глядит» и «зрит» различаются не только стилистической окраской, но и употребляемостью в современной речи (зрит - устар.) В произведении встречаются контекстуальные синонимы (синонимы, которые обнаруживаются только в контексте):
Но после долгих, долгих лет Обнять влюбленную подругу, Желаний, слез, тоски предмет…
Нагнетание контекстуальных синонимов передает взволнованность, эмоцио-нальность речи и в то же время заставляет читателя задержаться мыслью на том, что автор считает особенно важным – на внутреннем состоянии героя. Синонимы вплетаются А.С.Пушкиным в канву текста для того, чтобы передать чувства, переживания персонажей. Отчаяние, негодование, растерянность Руслана выражаются с помощью контекстуальных синонимов:
«Где, где Людмила?» - вопрошает С ужасным, пламеннымчелом.
или
Руслан уныньем как убит. Мысль о потерянной невесте
Его терзаети мертвит.
Очевидно, что глагол мертвитболее экспрессивен по сравнению с глаголом терзает.Именно он указывает на страдания, доводящие человека до гибели. Повествуя о первом появлении Черномора, Пушкин использует сразу несколько рядов синонимов:
С их помощью писатель создает яркий образ враждебной силы, несущей зло и разрушения. Однако сюжет поэмы сказочный, поэтому страшное в произведении оказывается не таким уж и страшным, печальное – не таким печальным. Грусть превращается в радость, а страшное кажется смешным. Ведь свирепый Черномор не кто иной, как жалкий, немощный старик. Автор подшучивает над своими героями даже в самые тяжелые для них минуты.
У Пушкина, знатока русского фольклора, в синонимические отношения вступают даже не отдельные слова, а целые строки, что придает его речи поэтичность, возвышенность, в данном случае некую торжественность. Итак, именно синонимы позволяют А.С.Пушкину выразить тончайшие оттенки человеческой мысли. Они способствую более многогранному описанию явлений действительности, созданию ярких, неповторимых образов. Наличие большого количества синонимов в тексте поэмы свидетельствует о богатстве языка поэта, таланте насыщения речи изобразительно-выразительными средствами.
А.С.Пушкину было 20 лет, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный!
Это – очаровательная поэма. В ней причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы.
Это сказочный мир, наделенный добрыми и злыми волшебниками, богатырями.
Это мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений.
Вывод Русский язык способен выразить тонко и точно самые разные мысли и чувства. Откуда он берет такие качества, как великолепие, живость, крепость, нежность и др.? Ответ на эти вопросы мы находим в истории русского языка, в его самобытности, способности брать и усваивать лучшие свойства тех языков, с которыми он соприкасался.
Результатом сложной истории русского языка является синонимия. Н.М.Шанский писал: «Богатая синонимика современного русского литературного языка – одно из ярких свидетельств его словарного богатства. Она дает возможность выразить самые тонкие оттенки мысли, возможность разнообразить речь». С этим мнением трудно не согласиться. Изобилие мыслей в словах и разнообразие выражений языка обеспечивает лексическая, морфемная, морфологическая и синтаксическая синонимика.
Богатая синонимия современного русского языка доказывает богатство его словарного запаса и всех языковых уровней. Можно сделать вывод, что синонимы – универсальное явление, так как характерны для всех единиц языка. Они дают возможность выразить самые тонкие оттенки мысли, сделать язык более «действенным и образным».
В произведении поэтов и писателей встречаются суффиксы-синонимы, лексические синонимы, словосочетания-синонимы, которые выполняют функцию «замещения», «уточнения», служат для создания сказочных образов, передачи внутреннего состояния героев.
Слова-синонимы помогают передать сложность, неоднозначность тех или иных явлений действительности, выразить большую или меньшую интенсивность действий или признаков, разнообразие их проявления. Синонимы отличаются друг от друга оттенками значений, эмоционально-экспрессивной окраской, стилистической принадлежностью, степенью употребляемости в современном языке. Именно эти языковые средства помогают поэтам добиться главной цели – воплотить свои идеи в художественном произведении.
Изучив результаты исследования, мы пришли к выводу, что синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок. Речь, обогащенная синонимами, приносит успех опытному оратору, увлекает искренностью, заставляет быть единым целым в беседе, работе, общении с людьми. Особенно сейчас велика роль синонимов, когда все увлечены телефонами, компьютерами, интернетом, память становится «одноразовой», а речь однообразной.
Какова речь, такова и душа, и характер человека.
Использованная литература:
1.«Рассказы о синонимах». В.И.Кодухов, Москва, «Просвещение», 1984
2.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн. для внеклас. чтения (8-10 кл.). – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1987.
3.Современная энциклопедия
4. http://www.gramma.ru/RUS/
5.http://gramota.ru
6.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
7.А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
8.Кузьма Прутков «Помещик и садовник».
9.Энциклопедия для детей «Языкознание. Русский язык»