kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Путешествие в мир писем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследовательского проекта: доказать, что письмо как речевой жанр учит не только излагать свои мысли, но и является способом общения между людьми, средством выражения духовного мира человека, его мыслей, чувств, несёт в себе приметы времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Путешествие в мир писем"»

МКУ «Сервисный центр управления образования города Кудымкара»


XXVI городской конкурс исследовательских работ

обучающихся образовательных учреждений


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Гимназия № 3»






Путешествие в мир писем








Автор работы:

Нечаева Мария,

МОБУ «Гимназия № 3» г. Кудымкара,

6 «а» класс



Руководитель работы:

Носкова Ольга Ивановна -

учитель русского языка и литературы

«Гимназии № 3» г. Кудымкара






Кудымкар - 2017

Содержание



Введение……………………………………………………………… 3

Глава I. История письма…………..…………………………………...........5

Глава II. Письмо в литературных произведениях…………………………7

Глава III. Исследование роли писем во время Великой Отечественной войны…………………………………………………………………………9

Глава IV. Социологические исследования.…………………………………………….............................11

Заключение………………………………………………………… 14

Список литературы……………………………………………..…...15
























Введение



Письмо в конверте…! Как давно это было! Теперь уже в прошлом веке. Тогда люди ещё писали друг другу бумажные письма, но теперь эти письма в прошлом.

Как-то я спросила одноклассников: «Получал ли кто-нибудь из вас письма в конверте?» Ответ можно было предугадать – «Нет»! Но тут же выяснилось, большинство из них письма все же писали…Дедушке Морозу! Суть всех этих писем заключалась в просьбе – прислать желанный подарок к Новому году. И вот чудо! Подарок, как правило, находили под елкой, а вот ответа в виде письма от Деда Мороза никто так и не получил.

Для чего люди писали письма? Это был простой способ передачи информации или все-таки что-то более значимое? Почему взрослые с ностальгией вспоминают времена, когда почтальон приносил не только квитанции и извещения, но и конверты подписанные таким знакомым, таким родным почерком?

Конечно, надо признать, есть у современной виртуальной переписки одно важное достоинство- мгновенность, что не просто позволят сократить расстояние, но и позволяет общаться в реальном времени. Вот именно эта мгновенность электронной переписки и вытеснила из человеческого общения переписку посредством бумажных писем.

Еще один вопрос меня беспокоит: ничего ли мы не утратили, лишившись бумажной переписки? Что если, принимая как норму мгновенность общения при помощи современных средств связи, мы не заметили, как обокрали себя в более значимых вещах? Может быть, бумажная переписка всё-таки необходима и могла бы продолжаться наравне с электронной перепиской?

Цель исследовательского проекта: доказать, что письмо как речевой жанр учит не только излагать свои мысли, но и является способом общения между людьми, средством выражения духовного мира человека, его мыслей, чувств, несёт в себе приметы времени.

Объектом исследования является письмо.

Предметом исследования является изучение роли письма в человеческом общении.

Актуальность данной проблемы заключается в повышении у сверстников ответственности за сохранение письма как средства не только общения, но части истории и семейной реликвии.

Для себя я ставлю следующие задачи:

1) изучить истоки эпистолярного жанра и композицию письма;

2) отметить роль письма в художественных произведениях разных периодов;

3) раскрыть значение письма как семейной реликвии;

4) представить результаты исследования, осветить итоги практической работы.

Гипотеза: каким бы ни было простым общение путем современных средств связи, оно несёт в себе очень скудную информацию, быстро стирается из памяти. Писать, хотя бы изредка, обычные письма на листке красивой бумаги, своей рукой, по возможности красивым почерком – это возможность отразить свой внутренний мир, сохранить частицу своей истории.

Методы исследования: теоретический, библиографический, интервьюирование, анкетирование и социологический опрос, математико-статистический.


























Глава I. История письма



Роман в письмах является интересным жанром литературы, а называется этот жанр эпистолярным (от греческого epistole – письмо, послание), т.е. написанный в форме писем, состоящий из писем.[3, 76]

Письмо зародилось в древние времена: в Древнем Египте, Риме, Ассирии. Но именно греки подарили миру первого классика жанра — афинянина Эпикура. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, заканчивая обсуждением общественных проблем.

В России же письмо появилось в VIII-IX веках. В Древней Руси письма носили нравоучительный характер. Яркий пример тому — «Поучение Владимира Мономаха» (письмо к Олегу Святославовичу), в котором открывается великодушие и мудрость князя, таким образом, письмо помогает увидеть историческое лицо эпохи.

Сначала письма заучивали наизусть и передавали их содержание другому человеку. С течением времени грамотных стало больше, но письма писали не все. Были люди, к которым обращались с просьбой о написании письма. Их писали по определенному образцу, который можно было посмотреть в специальной книге – письмовнике, где можно было узнать, какого рода были письма, в какой форме и кому следует их адресовать.

Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало больше, почтовые тройки мчали адресатам письма, в которые вкладывали душу, которым доверяли тайны, переживания, любовные томления… Письма были разные: просительные, жалобные, одобрительные, хвалебные, поздравительные… Рекомендательные письма открывали двери самых неприступных домов, а подброшенные, анонимные – часто губили непорочные репутации.

Большое внимание уделялось оформлению письма: «Надлежит писать письма свои опрятно, без всякой почистки, на тонкой бумаге; написание вписьме так, как поступки в речах. Не должно, чтоб оно досадило глазам читателя: но было б так красно, чтоб охотно можно было его рассматривать». Для ранних писем характерна некоторая шаблонность, а современные письма обладают большей свободой, но следует отметить, что существуют обязательные элементы письма:

1) приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо;

2) вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания;

3) основная часть – изложение информации, интересующей адресата;

4) заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания;

5) подпись, дата.

Если случайно забывали написать о чем-то, могли добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает “после”.

Люди всегда стремились писать письма, потому что была необходимость в общении, а разные виды писем содержали разную информацию.

Можно выделить следующие типы писем:

1) официально-деловые (документы делового общения: переписка между организациями или организацией и частным лицом; письма юридические, коммерческие и т.д.);

2) научные (профессионально ориентированные: переписка ученых, связанных не дружескими, а главным образом научными интересами);

3) публицистические (письма в редакции газет, “открытые” письма);

4) художественные (как факт художественной литературы);

5) бытовые (ограниченные сферой бытового общения);

6) дружеские письма (любовные послания).

Но какими бы ни были типы писем необходимо уделять внимание оформлению письма, соблюдать обязательные его элементы.



















Глава II. Письмо в литературных произведениях



Но вся красота этого жанра проявилась в 19 веке. Жанр письма использовали в своих произведениях многие русские и советские писатели, например: А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», А.П.Чехов в рассказе «Ванька», Л. Н. Толстой в романе «Война и мир», Вениамин Каверин в романе «Два капитана».

Особую ценность представляют письма великих людей. Эпистолярное наследие А. С. Пушкина — бесценный документ эпохи 19 века, он состоит из 800 писем. Именно А.С. Пушкин сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут».

Письма Пушкина помогают увидеть его не только как великого поэта, но и как человека: заботливого, любящего, влюблённого. Его письма создают впечатление живой устной речи, ведь именно в них можно выразить словами свои чувства.

Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам…

Отец твой А.Г ”[5:322]

Форма письма, его доверительный тон не оставляют сомнений в правдивости повествования. Вот причина того, что писатели используют этот жанр в своём творчестве.

Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма-обещания, исповеди, клятвы: «В землянке» А. Суркова, « Жди меня» К. Симонова.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
[6]

Всё это подтверждают слова А. П. Чехова: «Письма помогают жить, делая нас добрее». Во всех случаях эпистолярная форма вызывает особое ощущение глубокой личной заинтересованности автора в описываемом, ощущение того, что то, о чем идет речь, не безразлично, а волнующе, жизненно важно для создателя произведения. Может быть, в этом и заключена основная причина привлекательности жанра письма.






Глава III. Исследование роли писем во время Великой Отечественной Войны



Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья, тишина на другом берегу.

Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку,

Знай, что вас от беды я всегда сберегу.



Из стихотворения Андрея Дементьева



Именно так наши отцы и деды, а для кого-то уже и прапрадеды, сидя в окопах, блиндажах и землянках, в редкие часы передышек и затишья обращались к своим женам и матерям, стараясь хотя бы ненадолго заглушить невыносимую тоску по семьям и родным местам, из которых безжалостно их вырвала самая страшная война в истории человечества.

Письма с фронта - заветные «треугольники», как же ждали вас женщины, изможденные непосильной работой и голодом, в далеком тылу, делая все возможное, а порой и невозможное, для того, чтобы однажды вместо письма с передовой домой пришел сам автор. Пусть израненный и уставший, но живой и жаждущий вновь влиться в мирную жизнь своей любимой Родины и вместе со всеми сделать ее еще лучше, чем прежде.

В уже пожелтевших, а порой и полуистлевших от времени письмах, сосредоточен целый пласт бесценных исторических хроник, запечатленных непосредственными участниками тех поистине страшных лихолетий, которые впитали в себя ожесточенные бои под Сталинградом и на Курской Дуге, ужасы Освенцима и Дахау, 900-дневную блокаду Ленинграда и оборону Севастополя, а затем взятие Будапешта, Праги, Варшавы и Вены и, наконец, битву за Берлин, где и было сосредоточено мировое зло двадцатого столетия.

В каждом письме с фронта нет не  только печати обреченности, нет и тени этого, почти неизбежного перед лицом близкой  смерти, душевного состояния

Кроме работы с литературными источниками в ходе подготовки проекта мною проводилось изучение настоящих писем, имеющих большое значение для истории нашего города и округа.

В краеведческом музее города Кудымкара мне удалось познакомиться с письмами военной поры. Их писали взрослые бойцы и совсем юные мальчики. Эти письма были для солдат живой связью с родным домом. Они словно маленькие рассказы о тяжёлом времени. В письмах надежда вернуться домой:: «…но как бы то ни было, теперь уже наверняка вернусь домой… — читаю в одном из писем, — крепко целую и с тоскою ожидаю встречи с вами…». В конце письма сделана запись: «10.05.45. Берлин». И каждый из нас, прочитав это письмо, не зная его автора, радуется тому, что он, скорее всего, остался жив.

И как больно и горько читать строки из письма Попова Ростислава, 22 лет «…Скоро на днях должны вступить в бой. Еще раз испытаю свое счастье, а там и конец будет недалеко…»(Приложение 3). Письмо написано 8 апреля 1944 года, а 23 июня того же года гвардии старший лейтенант, командир взвода танка Т-34 Попов Ростислав Спиридонович геройски погиб в Белоруссии… Приказом БТ и МВ № 49 Армии № 010 от 10 июля 1944 года он награждён орденом Отечественной войны I степени посмертно. (Приложение 1).

Давно уже нет в живых их - авторов тех писем, а письма живут, говорят с нами, рассказывают об ушедшем времени нашей истории. Они – частица нас. Хорошо, что они стали достоянием музеев как трогательные документы незабываемого времени.























Глава IV. Социологические исследования


В настоящее время, с развитием современных средств связи произошло вытеснение письма. Может быть, общаться мы стали больше, но на самом деле это не так. Мы просто стали быстро обмениваться информацией.

Для того чтобы узнать о значении письма в жизни современного школьника, мы решили провести анкетирование.

Участникам анкетирования (возраст 11-12 лет) предлагалось ответить на вопросы.

  1. Считаете ли вы, что время письма прошло?

  2. Как вы думаете, для чего пишут письма?

  3. Как вы считаете, легко ли писать письма?

  4. Писали ли вы письма?

  5. Храните ли вы письма родных?

  6. Получали ли вы письмо в конверте?

  7. Хотели бы вы получать письма в конверте?

  8. Какие средства общения наиболее часто используются вами?

И вот, что мы увидели:


1-ый вопрос









2-ой вопрос



№ вопроса

Ответили «Да»

Ответили «Нет»

Ответили «Не знаю»

3

6

10


4

15

10


5

12

13


6

4

21


7

22

2

1


Ответы на 8 вопрос:

- СМС

- социальные сети

- телефон

- устный разговор




Выяснилось, что у некоторых моих одноклассников тоже хранятся письма, но их немного. В семьях ими очень дорожат. Ведь в них столько любви и искренности. Такие письма несут отпечаток времени, они словно голоса из прошлого, поэтому становятся частью нашей памяти.

Вывод. Во многих семьях письма хранят бабушки и родители, понимая их ценность. Половина обучающихся, принимавших участие в анкетировании, не испытывают потребности в написании писем, общаться дети желают через современные средства связи. И, всё-таки, не желая писать письма, подавляющее большинство жаждет их получать. Письма у моих сверстников ассоциируются с чем-то таинственным, очень праздничным, с ожиданием чуда.




























Заключение


Результат моего исследования – это значимые для меня выводы:

1. Письмо продолжает жить, хотя его стали писать намного реже;

2. Содержание его изменилось: теперь оно более официальное, шаблонное, сухое;

3. Приоритетным стало электронное письмо;

4. Если написать текст на бумаге и тот же самый текст набрать на компьютере или передать при помощи SMS -сообщения, то мы почувствуем ощутимую разницу в пользу бумажного письма.

5. Электронное письмо неодушевленное, в первую очередь, из-за отсутствия почерка, а написанное от руки – одушевленное, оно “живое”, в этом я убедились, написав письма родным на далекий Кипр.

Сегодня создатели новых технологий пытаются убедить нас в том, что мы стали больше общаться, но на самом деле это не так! Не берусь предсказывать, что будет в будущем, но знаю одно — человеку всегда необходимо испытывать приятные эмоции. И не важно, благодаря какому письму это произойдёт: бумажному или электронному.

Итак, гипотеза подтвердилась: мы все стали быстро и часто обмениваться информацией, но это не значит, что наши отношения с близкими людьми стали душевнее.

Главное — уделять больше внимания близким людям!


















Список литературы


  1. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо/ В.Г.Ветвицкий //М: Просвещение, 1994г.

  2. Горбачевик К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. Книга для внеклассного чтения – М.: Просвещение, 1996.

  3. Литература. Начальный курс. 8 класс: учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост. Г.И.Беленький.-М.: Мнемозина, 2007

  4. Материалы, предоставленные Коми-Пермяцким краеведческим музеем имени Субботина-Пермяка.

  5. Пушкин А.С. Капитанская дочка. М.: Детская литература, 1982.

  6. http://umotnas.ru/umot/issledovateleskaya-rabota-epistolyarnij-janr-proshloe-nastoyas

  7. http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sochineniya-raznoe/teoriya-literatury/7060-epistolyarnyj-zhanr-zhanr-pisma-v-russkoj-literature

16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Исследовательская работа "Путешествие в мир писем"

Автор: Носкова Ольга Ивановна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства